Найти тему
Северина

Деньги и мистер Рочестер

Кадр из фильма "Джейн Эйр"
Кадр из фильма "Джейн Эйр"

Помните знаменитый роман 19 века «Джейн Эйр»? В юную бесприданницу-гувернантку влюбляется загадочный «принц» мистер Рочестер вдвое старше неё, ведёт под венец счастливую возлюбленную… и на венчании вдруг выясняется, что он уже семнадцать лет как женат на другой? И он, конечно, привязан к этой ужасной первой жене жестоким законом и злыми людьми, а сам просто жертва, не так ли?

И мы верим.

Но есть один нюанс: о том, как и почему всё это произошло с ним, мы слышим только от самого мистера Рочестера. А надёжный ли он рассказчик? А всё ли понимает Джейн, полжизни прожившая в закрытой школе? А понятнее ли эта история была его современникам, кое-что знавшим о том, как всё было устроено в тогдашней Англии?

Итак, мистер Рочестер рассказывает историю своего первого брака. Он младший из двух братьев, а отец, по его словам, был алчным и жадным человеком, не желавшим выделить сыночку Эдичке совершенно никаких средств на жизнь. Но есть подозрение, что здесь Эдичка оказался в том же положении, что и Бланш Ингрэм: майорат. Имение было такое, которое по закону нельзя делить. Да и на момент событий отцу, возможно, самому было лет сорок – не время о завещаниях думать… А молодой мистер Рочестер хочет денег и роскошной жизни прямо сейчас! Прямо как Блудный Сын из Библии: а ну-ка немедленно выделите мне мою долю, дорогой родитель!

Были ли у отца деньги на образование сына? Несомненно. Эдвард не учился у гувернанток на дому, он окончил колледж, и об этом прямо сказано в тексте. И никакая «жадность» не остановила семью – его образование оплатили.

Потом юного отпрыска младшей ветви семьи, если он желал трудиться хоть как-нибудь, могла ждать морская, военная или гражданская карьера. Например, нормальной практикой было купить офицерский патент и начать служить сразу с капитана. Или должность в министерстве где-нибудь в Лондоне. Или юридическую практику. Или…

Кадр из фильма "Джейн Эйр"
Кадр из фильма "Джейн Эйр"

Отец мог таким способом обеспечить будущее сына, но пожалел денег? Не думаю. Если бы сам Эдвард хотел для себя карьеры – он мог её сделать и тогда, когда получил в наследство Торнфильд и все прилагающиеся к нему деньги. Но ведь не сделал же?

Ему 38 лет, а у него есть в биографии хоть какая-нибудь полезная деятельность? Какая-нибудь работа, дающая осмысленность жизни, доходы, знакомства, связи? Какое-нибудь, наконец, хобби? Мы же не можем всерьёз считать, что он дворянин, и поэтому работать ему неприлично? Вот ближайшие примеры того времени, которые приходят на ум:

Джордж Коберн (1772-1853) – второй сын баронета Джеймса Коберна. Поступил на службу в Королевский Флот. Участвовал в военно-морских сражениях, дослужился до адмирала флота. В 1852 году унаследовал семейный титул баронета, который ему достался после смерти бездетного старшего брата. (Похоже, правда? Ну немного).

Артур Уэлсли Веллингтон (1769 – 1852) – третий сын Гаррета Уэлсли, графа Морнингтона. В 1781 году Веллингтон был зачислен в Итонский колледж. В колледже он страдал от одиночества… В 1787 году поступил в армию. И…впоследствии этой герой войн с Наполеоном, знаменитый полководец, за заслуги перед Британией награждён титулом герцога.

Но нет, никакой тяги к службе, наукам, хоть к какой-нибудь осмысленной деятельности в биографии Эдварда Рочестера не наблюдается. Все его занятия – это посещение светских мероприятий, охоты, балов, бесконечные романы с какими-то женщинами… и последующие громкие сожаления по поводу напрасно растрачиваемой жизни. И всё.

Похоже, отчаявшись как-то пристроить бестолкового отпрыска на родине, родитель решает отправить его в колонии. На Ямайку. «Не хочу учиться, хочу жениться».

Эдвард утверждает, что невесту ему выбрали дистанционно (по переписке, что ли?), и единственной целью его путешествия была женитьба на богатой наследнице. С чем он, несомненно, радостно согласился и отправился за море (путь неблизкий, путешествие за океан на парусном корабле занимало несколько месяцев). Похоже, что на оплату билета и содержания деньги всё-таки нашлись?

При этом приданое невесты составляет просто фантастические суммы. Тридцать тысяч фунтов только за одной Бертой – это на треть больше не менее огромного состояния «дяди Джейн с Мадейры», нажитого за всю жизнь. В шесть раз больше тех пяти тысяч, которые достанутся Джейн после раздела наследства с Риверсами (и которые всё равно делают её богатой женщиной). Чем же таким занимался отец Берты, что легко мог дать за дочерью такое приданое? И зачем семье невесты был нужен заморский юный Рочестер?

Он сам утверждает – что только из-за своей «родовитости». Как породистое животное. Что его судьба была решена другими людьми еще до прибытия на Ямайку. Но что, правда, мог ли человек столь горячего нрава так легко подчиниться предрешенной для него судьбе, как юная робкая дева, силком влекомая под венец?

Что-то мне кажется, что нет.

Кадр из фильма "Джейн Эйр"
Кадр из фильма "Джейн Эйр"

С братом Берты, Ричардом Мэйсоном, он явно дружил – это выдают их фамильярные обращения друг к другу еще в сцене «укушения» на чердаке Торнфильда. Ричард зовёт Рочестера «Фэйрфакс», Рочестер зовёт его «Дик». И там Рочестер пытается сохранять видимость этой дружбы, когда ему надо побыстрее отправить Ричарда восвояси. Но заочно у него не находится для этого человека ни одного доброго слова – только презрительные эпитеты:

«Младший брат - тоже совершенный идиот! Старший, которого ты знаешь, - я не могу его ненавидеть, хотя презираю всю семью, ибо в его слабой душе есть какие-то искры порядочности и он проявляет неустанную заботу о своей несчастной сестре, а также воспылал ко мне некогда чисто собачьей преданностью».

То есть вот проверка того, как там его сестра поживает замужем – это «искра порядочности»? Что он не рассказал гостям Рочестера о его тайне вот прямо с первой минуты встречи (как того опасался сам Рочестер), а просто вёл с ними обыкновенную светскую беседу, ожидая, пока появится его шурин? Что обеспокоился судьбой девушки-гувернантки и лично, не чужими руками, спас её от фальшивого брака с лжецом, предприняв для этого большое путешествие через море? Это вот «искры порядочности»?

Где могла возникнуть эта дружба? Эдвард и Ричард примерно ровесники. Могу предположить, что в том самом колледже...

А, кстати, отзывался ли Рочестер когда-нибудь хорошо о каком-либо человеке, например, из своего прошлого? Ну или из настоящего, но «за глаза»? Я вот не припомню ни одного – кроме его сообщников по плену жены – доктора Картера, Грэйс Пул и миссис Фэйрфакс!

Ну и еще перед Джейн он, конечно, рассыпается в комплиментах – но и «дурочкой» её не забывает назвать.

После неудавшегося венчания Рочестер рассказывает Джейн свою историю первого брака. И, как всегда, все у него плохие, и только он один – жертва.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Ее семья, да и она также, хотели завлечь меня, потому что я хорошего рода. Мне показывали ее на вечерах, великолепно одетую, мы редко встречались наедине и очень мало разговаривали. Она всячески отличала меня и старалась обворожить, пуская в ход все свои чары. Мужчины ее круга восхищались ею и завидовали мне. У меня кружилась голова, я был увлечен, и в силу моего невежества, наивности и неопытности, решил, что люблю ее.

Нет такого безумия, на которое человека не толкнуло бы идиотское желание первенствовать в обществе, а также чувственный угар, слепота и самоуверенность юности, толкающая на бессмысленные поступки. Ее родственники поощряли мои ухаживания, присутствие соперников подстегивало меня. Она делала все, чтобы покорить меня. Не успел я опомниться, как свадьба состоялась.»

Разве это чем-то похоже на «договорной брак» без любви? Когда отцы договорились, а детей и не спрашивают? Разве это вообще хоть чем-нибудь отличается от обычной системы ухаживаний того времени и тех сословий? Молодые люди встречаются на балу, танцуют пару танцев, увлечены, а там и до свадьбы недалеко? Условные Наташа Ростова и Андрей Болконский влюбляются именно так, и это никому не кажется ненормальным. Да что там, условные Золушка и Принц уже готовы пожениться прямо после первого бала!

Больше похоже на то, что на самом деле он просто познакомился с сестрой друга, молодые люди влюбились, а родители не были против...

Рочестер обвиняет отца и брата в том, что они знали о личности невесты, но их волновали только тридцать тысяч фунтов приданого. Но, стоп, а какое отношение они имели к распоряжению этими деньгами? А, да, кстати, что там насчет денег?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

По британским законам того времени женщина в браке полностью теряла правоспособность. Эти тридцать тысяч (кстати, интересно, в каком виде? Деньги в банке, процент от капитала, доля в бизнесе, дом, плантации, рабы?) становятся собственностью мужа. Который стенает, что жена не идеальна, но ни от чего не отказывается! И мы тут не про развод (который да, был в его обстоятельствах невозможен), а про возможность бежать Европу одному.

Кстати, а не было ли у мистера Рочестера каких-либо условий от тестя, не дававших ему получить сразу все эти тридцать тысяч? Допустим, было такое, что он получает содержание по частям – но только пока он с Бертой и пока заботится о жене?

Рочестер, как мы знаем, бежал с Ямайки. Он говорит об этом очень иносказательно – грозовая ночь, свежий бриз из Европы и всё такое – но, судя по кое-каким его оговоркам, путешествие было тайным. И своё «чудовище» он повёз с собой, чтобы запереть в Торнфильде навсегда.

Была ли Берта по-настоящему безумна? Сложный вопрос. Все мы помним карантин 2020 года, когда вынужденное затворничество в квартирах (теплых, светлых, чистых квартирах) поставило многих людей на грань безумия, пусть и временно, и вообще далось очень тяжело. Но Берту муж заточил в маленькой комнате на чердаке, без окон. На годы. А сам в это время путешествовал, предавался разврату и играл в респектабельного джентльмена. Причем в том числе и на её деньги.

И, по-видимому, больше, чем на деньги от Торнфильдхолла. Дом хотя и величественный, но старый и слегка подзапущенный, слуг едва хватает, чтобы поддерживать его в порядке. Арендаторы считают добрым хозяином - значит, не берёт с них слишком много.

Но, по-видимому, однажды и этому баснословному состоянию приходит конец - ведь нельзя же бесконечно тратить его на дома и драгоценности для французских танцовщиц, наркотические зелья от итальянских шарлатанов и покупку лавки для любовницы-мещанки Клары... и вот это всё. Респектабельный джентльмен поиздержался и возвращается домой. Несколько дней занимается делами, обнаруживает их в плачевном состоянии... И решает поправить, собственно, состояние, путём женитьбы на Бланш Ингрэм. Может, наследство Ингрэмов и не отошло ей целиком - но имеющихся у неё денег на роскошную жизнь вполне достаточно...

И никто не сомневается в его будущем браке... До поры. Даже миссис Фэйрфакс говорит об этом с полной уверенностью. Бланш не безродная гувернантка, с ней не получится играть в те же игры, в которые Рочестер играет с Джейн. Манить к себе и отталкивать, порочить её репутацию, распускать слухи о грядущей помолвке и не исполнять обещаний...

Собственно, то, что якобы Бланш отвергла Рочестера из-за распущенных им слухов - просто то, что он рассказывает Джейн. Рассказывает так же легко, как после сорвавшегося венчания бросает ей обвинение "Ты, значит, не любишь меня? Ты ценила только мое положение и преимущество быть моей женой, а теперь, когда ты считаешь, что я уже не гожусь в мужья, ты вздрагиваешь от моего прикосновения, точно я жаба или обезьяна?"

Но, поскольку все эти события с расторгнутой помолвкой произошли тогда, когда Джейн была у тети в Гейтсхэде, смею предположить - у лорда Ингрэма были прекрасные возможности ,чтобы не верить молве, а разузнать всё самому.