Каковы основные физиологические функции организма человека?
Это функции, удовлетворяющие основные, базисные потребности тела: еда, питьё, сон, секс, безопасность. Эти функции назовёт почти любой человек, не задумываясь.
Такие функции как дыхание, движение, речь, мышление, работа органов чувств (восприятие внешних и внутренних сигналов) и чувств-эмоций (переживание эмоциональных состояний), эстетических (красота) и нравственных (мораль, этика) чувств, чувств социальных (справедливости, правды, социальной гармонии) и чувств-ощущений, таких как чувства холода-жары, голода-жажды, вибрации и чувства счастья, радости вот так, быстро, навскидку, назовёт уже не каждый, потому что различные ярусы (уровни) человеческого существования люди обычно воспринимают подсознательно или даже бессознательно. Только профессионально подготовленные люди (философы, психологи, искусствоведы, преподаватели различных дисциплин, врачи, учёные-физиологи, …) могут быстро назвать потребности современного человека и то, в основном, относящиеся к его профессиональной среде и смеженным с нею вопросам.
Нас в данном случае интересует дыхание, физиологическая функция, обеспечивающая жизненно-важные потребности тела. Дыхание настолько естественная и привычная функция организма, что большинство здоровых людей просто не замечают её и не осознают: «Каждый дышит, как он дышит».
Но давайте сравним. Без еды подготовленный человек может обойтись 40, даже 60 суток. Без воды (питья) ― 3 - 4 суток (в пустыне ― сутки, двое). А без дыхания? Без воздуха? В лучшем случае 2 ― 3 минуты. Подготовленные, тренированные спортсмены (пловцы, ныряльщики), лётчики, подводники, горные спасатели ― 4-5 минут. Йоги… ну, о них поговорим как-нибудь в следующий раз.
Все знают о важности еды. Все знают о важности воды.
В современном цивилизованном мире проблема голода исчезла (кроме «нецивилизованных» стран Африки, Азии, Южной Америки). В Европе и Северной Америке проблема - в переедании. Физиологический «запас прочности» против голода и временного недоедания, заложенный матерью-природой в человеческий организм, довольно велик.
Человеческий организм на 70% состоит из воды. Самый твердый элемент организма ― костная ткань ― содержит около 22% воды (жидкости). Поэтому потеря даже 10% воды может вызвать обморочное состояние. При более значительной потери жидкости смерть неизбежна.
Что же касается дыхания, то этому учить не надо: шлепок по попке новорождённого младенца ― и он задышал. Наука, казалось бы, предельно простая: вдох ― выдох, вдох ― выдох,… и так всю жизнь. Вот ходить, говорить и прочему надо учиться, а уж дышать-то... как-нибудь и «само собой» получиться.
Но вспомним: фактически мы живём на дне гигантского бассейна, состоящего из газовой смеси. В объёмных процентах в сухом воздухе:
· кислорода ― 20,98%;
· азота ― 78,09%;
· аргона ― 0,94%;
· углекислого газа ― 0,03%;
· водорода ― 0,01%
и крайне ничтожные доли («следы») других газов ― гелия, неона, криптона, ксенона и т.д.
Получается так, что дыхание, действительно, самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», на которой висит наша зелёная жизнь.
Можно ли натренировать способность долго обходиться без воздуха? Ну, вообще-то, лёгкие кита-касатки, вмещают до 10000 л воздуха, поэтому он может нырять на километровую глубину океана, а дельфин может плавать на глубине 300 м. Самые искусные собиратели жемчуга и губок проводят до 3-х минут на глубине 40 м, а на меньшей глубине и до 5 минут. Но тренируются они с раннего детства.
А вот известный советский физиолог и врач Константин Павлович Бутейко утверждает, что задержки дыхания вредны и стремиться надо к нормализации дыхания. Позже мы подробно разберем, что учёный имел в виду, а сейчас постараемся ответить на вопрос:
Можно ли научиться правильному дыханию?
Чтобы ответить на этот вопрос, зададим ещё один, вспомогательный вопрос: А что такое правильное дыхание?
С точки зрения физиологии, такого дыхания в природе не существует. Физиология ― это наука о функционировании систем и органов, тканей и клеток живого организма. Действие всякой функции в науке рассматривается в 3-х положениях:
1) норма;
2) выше нормы;
3) ниже нормы.
Таким образом, можно рассматривать нормальное дыхание (физиологическая норма в каком-то интервале числовых значений), чрезмерное дыхание (показатели выше нормы) и уменьшенное дыхание (показатели ниже нормы), часто его показывает «поверхностным» дыханием, а «чрезмерное» дыхание называют «глубоким». О функции артериального давления (АД) говорят, что давление нормальное, пониженное или повышенное. Врач, померив у больного температуру скажет, что она нормальная, повышенная или пониженная.
Вы когда-нибудь слышали о правильной температуре или правильном давлении?
А вот о правильном дыхании или правильном питании услышать можно. От кого? Как правило, такие выводы не профессиональны. И о дыхании, и о питании имеется тьма мнений и суждений.
Но физиология дыхания (в отличие от физиологии питания) обрела научный фундамент уже к концу XIX века. К 1920 году (к окончанию I Мировой войны) вышла обстоятельная научная монография «Дыхание» Дж.С. Холдэна и Дж.Г. Пристли, оксфордских профессоров. Первое английское издание этого труда, обобщившего все эксперименты и статьи за 150 лет развитие науки о дыхании, вышло в мае 1921 г. Второе английское издание ― в 1935 году. С него и был сделан русский перевод 1937 года.
К 1935 г. все исследования в этой области в западном мире были засекречены военными (подводные лодки, самолёты, парашютисты, подводники...), противостояние военно-политических систем перед II Мировой войной достигло максимума и, по сути, не прекращалось до самого ее окончания…
В 1952 году аспиранту Константину Павловичу Бутейко пришлось восстанавливать эти знания почти с нуля, пока в его руки не попала (в Ленинской библиотеке в Москве) редкая уже в то время книга «Дыхание». В 1960-е годы эта тематика опять, в связи с космическими полётами, начинает засекречиваться. К.П. Бутейко, заведующий лабораторией, исследовавшей влияние дыхания на системы и органы человеческого организма, отказался работать в закрытой лаборатории, поэтому его лабораторию закрыли под надуманными предлогами, а его самого и сотрудников просто уволили. Но основополагающие исследования за 10 лет (с 1958 года) были проведены, был разработан метод нормализации дыхания и проведены решающие апробации метода Волевой Ликвидации Глубокого Дыхания (ВЛГД), более известного сейчас как метод Бутейко.
Позже Министерство Здравоохранения СССР издало приказ о внедрении метода Бутейко медицинскую практику, а сам автор метода получил авторское свидетельство на своё открытие.
Все эти вопросы мы подробно разберём в последующих статьях, а сейчас важно понять: в общественном сознании о дыхании и его влиянии на функционирование организма до сих пор бродят знания и мнения, начавшие формироваться с ошибочно понятой идеи А.-Л. Лавуазье в конце XVIII века.
Таким образом, 250 лет тому назад научная химия только начинала делать свои первые шаги, уходя от средневековой алхимии, а клеточная теория строения живого организма, возникла только в середине XIX века, что положило основание для совершенно другой картины мира. Тогда же начали развиваться биохимия, как и современная физиология, физика, биофизика, молекулярная биология и современная медицина. Но в сознании образованных людей того времени сохранились средневековые научные взгляды. Они и повлияли на современные представления далеких от науки людей роковым образом.
Увы, даже сегодня широкая общественность (писатели, журналисты, популяризаторы науки, и даже многие врачи) во всём мире не редко придерживаются понятий о дыхании и его функциях времен Великой Французской революции 1789 года и наполеоновских войн начала XIX века, т.е. до научной эпохи.
Читать подробнее о методе Бутейко
Дипломированный методист Бутейко
Людмила Валерьевна Сокольская
! новая редакция с дополнениями 31 мая 2024 !
======================================================