Более чем через два десятилетия после ее смерти мир по-прежнему помнит принцессу Диану, и у него все еще остается много вопросов об обстоятельствах ее смерти в ту роковую ночь.
Существовало несколько различных теорий заговора по поводу автокатастрофы, в которой погибли принцесса, ее спутник Доди Файед и их водитель Анри Поль. Есть даже те, кто считает, что ее смерть не была несчастным случаем.
Хронология событий 31 августа 1997 года
Через год после своего громкого развода с принцем Чарльзом Диана встречалась с Файедом, и они вдвоем обедали в Париже в императорском люксе отеля "Ритц". Около 11:30 вечера пара покинула отель и направилась в квартиру Файеда. Они вышли из задней части отеля, чтобы скрыться от папарацци, но это не помогло.
В некоторых сообщениях говорится, что автомобиль, в котором они изначально должны были ехать, оказался неисправным, в то время как другие утверждают, что они сменили машину в последнюю минуту, чтобы избавиться от папарацци. В итоге они уехали на лимузине Mercedes S-280, который Пол вёл на большой скорости по улицам Парижа, в конце концов врезавшись в колонну в туннеле под мостом Альма. Они были менее чем в двух милях от отеля.
Пол и Файед были убиты мгновенно, но Диана все еще была жива и страдала от многочисленных травм, включая перерезанную легочную вену. Ее доставили в больницу Ла-Пити-Сальпетриер, где она скончалась несколько часов спустя.
Ее похоронили пять дней спустя в Лондоне.
Два года спустя состоялось расследование, длившееся шесть месяцев. Жюри присяжных по расследованию постановило, что и Пол, и преследующие их папарацци были ответственны за аварию. Французские и британские власти пришли к выводу, что Пол был пьян и принимал антидепрессанты, поэтому потерял контроль над "Мерседесом" в туннеле, пытаясь оторваться от фотографов.
Лорд Стивенс, отец Дианы, сказал, что он удовлетворен результатами расследования. Принц Уильям и принц Гарри также выступили с заявлением, в котором заявили, что согласны с решением присяжных и поблагодарили присяжных за "тщательное" рассмотрение дела.
Но некоторые верят, что в этой истории есть нечто большее.
Они были убиты?
Автор Мартин Грегори настаивал на том, что Файед собирался сделать предложение Диане в ночь аварии и что он покупал кольцо в ювелирном магазине Repossi. Кольцо с надписью “Dis-moi Oui” (Скажи мне "Да") было найдено в квартире Доди после их смерти.
Отец Файеда, Мохаммед Файед, заявил, что они не только собирались пожениться, но и что принцесса сказала ему, что беременна. Он утверждал, что британская королевская семья устроила заговор и убила ее, чтобы она не вышла замуж и не родила ребенка от мусульманина.
Никогда не было подтверждено, была ли Диана беременна. На самом деле ее забальзамировали до того, как можно было провести вскрытие, и поэтому ее кровь уже нельзя было проверить. Однако, как говорили, были проведены анализы ее крови в "Мерседесе", и никаких следов гормона ХГЧ, указывающего на беременность, обнаружено не было.
Ни Доди, ни Диана не были пристегнуты ремнями безопасности. Согласно отчету, Диана, Доди и Пол могли бы выжить, если бы они их пристегнули.
Какова была реакция королевской семьи на смерть Дианы?
Когда стало известно, что Диана умерла, королеву Елизавету сильно критиковали за ее "слишком деловой" подход к ситуации. Ее осудили за то, что она привела принца Уильяма и принца Гарри (которым в то время было 15 и 12 лет соответственно) в церковь в Балморале в Шотландии через несколько часов после того, как их отец принц Чарльз сообщил им эту новость. Ее также обвинили в том, что она слишком долго оставалась в своей шотландской резиденции. Но через пять дней после смерти Дианы монарх публично признала трагедию в речи из Букингемского дворца.
Она отдала дань уважения Диане и объяснила причину своего пребывания в Балморале, сказав: "На этой неделе в Балморале мы все пытались помочь Уильяму и Гарри смириться с разрушительной потерей, которую они и все остальные из нас понесли". Она добавила: "Я считаю, что из ее жизни и из необычайной и трогательной реакции на ее смерть можно извлечь уроки. Я разделяю вашу решимость хранить память о ней".
Как отреагировала общественность?
Эффект, который смерть Дианы оказала на общественность, был ошеломляющим и беспрецедентным. С того момента, как впервые появилась новость, и до дня ее похорон произошел национальный взрыв горя, которого никогда раньше не было. "Шок от смерти Дианы был таким острым, потому что многие из нас проживали свою жизнь через её", - пишет Эндрю Марр в предисловии к "Хроникам Дианы".
В день ее смерти Тони Блэр обратился к нации у церкви Святой Марии Магдалины в Тримдоне, в своем избирательном округе Седжфилд.
“Она была народной принцессой, и такой она и останется, такой она навсегда останется в наших сердцах и в нашей памяти”, - заявил тогдашний премьер-министр.
Море цветочных подношений образовалось перед Кенсингтонским дворцом, и тысячи людей часами стояли в очереди, ожидая, чтобы подписать книги соболезнований. Эксперты позже подсчитали, что от 10 до 15 тонн букетов, включая 60 миллионов отдельных цветов, были оставлены по всему Лондону теми, кто отдавал дань уважения принцессе.