Кто-нибудь может сказать, что такое «карате»? Википедия, например, определяет карате как «японское боевое искусство, систему защиты и нападения». Но те, кто хотя бы немного в теме, знают, что карате имеет не японские, а окинавские корни. И хотя сегодня остров Окинава является частью Японии, в те далекие времена, это была обособленная территория, поэтому называть карате «японским» - не совсем корректно. Но поклонники японской версии имеют железный контраргумент: до попадания в Японию, карате, как таковое, не существовало. Не было его, от слова «совсем». Да и вообще, смотря что считать «далекими временами». И смотря что считать современным карате.
Начало великого пути. А не съездить ли нам к китайцам?
Окинава, как любой остров, лежащий на пересечении торговых путей, была перекрестком народов, культур, традиций. Это в полной мере относилось и к сфере боевых искусств. В виду своей нелегкой жизни, окинавцы имели как свои наработки в области боевых искусств, так и свободно перенимали чужие. Непростые отношения с соседями, пираты, местные разбойники – все это побуждало с энтузиазмом создавать и шлифовать навыки самозащиты. Как было достоверно известно местным жителям, этими навыками в совершенстве владели заморские соседи – китайцы, с которыми у островитян издавна были налажены тесные связи. «Если есть что-то готовое - почему бы этим не воспользоваться?» - решили окинавцы, и навострили лыжи на материк. Формально эти поездки имели целью учебу, или торговую деятельность, но по факту, за ними часто стояло желание овладеть секретами кулачного мастерства. Возвращаясь домой, они становились знаменитостями. Еще бы: жители небольшого королевства, побывавшие в огромной стране, известной своими воинскими традициями, поневоле вызывали уважение земляков. К числу тех, кто побывал в Китае, относились как полумифические личности – например, такие, как Яра (которого считают одним из первых мастеров карате Окинавы) и Мацумура Сокон, так и вполне реальные люди- Тодзюн Мияги, Уэчи Канбун, и другие. Для окинавских мастеров побывать в Китае, было делом чести. Это была своеобразная планка, уровень, который показывал овладение серьезным мастерством.
Со временем, полученные знания переосмысливались и дополнялись, а сами мастера обзаводились учениками. И уже последователи отправлялись в Китай по стопам своих учителей. Кроме того, надо отметить, что на Окинаве проживало немало китайцев – мигранты, торговцы, дипломаты – которые на высоком уровне владели боевыми искусствами. Большую роль в становлении боевого искусства Окинавы сыграли знаменитые «36 семей» китайского посольства. Китайцы делились своими секретами, а местные жители старательно их впитывали. «Учитесь, нам не жалко», - сказали китайцы. –«Спасибо», - ответили окинавцы, и с энтузиазмом приступили к занятиям.
Таким образом, китайские боевые искусства оказали большое влияние на становление традиционного окинавского карате. В разной степени, следы материковых школ кулачного боя, можно обнаружить в большинстве стилей Окинавы. Однако, в виду скудности источников, трудно сказать, насколько велика роль «китайского следа», а где окинавцы использовали свои наработки.
И сосны, и волны. Появление Гитина Фунакоси.
В конце 19-го века, окинавские традиционные боевые искусства уже состоялись, как явление. Сложилось не одно поколение известных уважаемых мастеров, были разработаны (или переработаны) ката, складывалась система обучения. Выдающиеся наставники внедряли национально боевое искусство в школы и университеты, в качестве инструкторов обучали полицейских. Времена секретных ночных тренировок в безлюдных местах канули в прошлое. Теперь ценился педагогический талант, и организаторские способности. На этом поприще прекрасно проявили себя такие наставники, как Итосу Анко, и Тодзюн Мияги. Но неизвестно, как бы все сложилось дальше, если бы с боевыми искусствами не связал свою деятельность умный и образованный житель Окинавы по имени Гитин Фунакоси. Он не был выдающимся бойцом, но именно ему суждено было стать «отцом современного карате». Благодаря своим способностям, и отчасти – везению, Фунакоси сумел закрепиться в Японии, и заметно расширить там свое влияние. Бытует мнение, что до Фунакоси самого термина «карате» не существовало. Он дал новое имя старому боевому искусству, и провел масштабные реформы, за которые одни преподносят его до небес, а другие – сурово критикуют. «Танцор», - презрительно фыркал, глядя на него, суровый окинавский боец Мотобу Тёки. Эти двое «заклятых друзей», сами того не желая, внесли совместный вклад в развитие карате. Тёки поставил на место заезжего выскочку-боксера, а в хвалебной статье в журнале появилась фотография Фунакоси. Тёки разозлился, и вскоре покинул метрополию, вернувшись на Окинаву. А Фунакоси остался пожинать плоды. Деятельность его была бурной и плодотворной. Появляется название «сётокан», обозначавшее литературный псевдоним Фунакси – «сосны и волны». А сам стиль, представлял собой адаптированную версию стиля сюри-тэ. Вместе со своим сыном, Ёситакой, он перешерстил старые ката, изменил технику. Из бескомпромиссного боевого искусства, карате стало необратимо превращаться в спорт. Непосредственно боевые техники отошли на второй план, а ведущее место стало занимать духовное воспитание. Гитин Фунакоси стал автором книг, а также сформулировал «принципы карате». Отныне главную его сущность составляли вежливость, уважение, ритуалы, упорство, а также -постоянная работа над собой.
По пути Фунакоси последовали и другие мастера, распространяя свои стили на Японских островах.
Так, постепенно, сформировался облик современного карате, и обозначились пути его развития. Из разрозненных и малочисленных школ и стилей, сложилось боевое искусство, которому суждено было стать одним из популярнейших в мире, и превратиться в визитную карточку Страны Восходящего Солнца.