Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Возлюбленная Медичи, муза Боттичелли: короткая весна прекрасной Симонетты Веспуччи

Оглавление

Многие из нас любовались пленительным лицом юной флорентийки, которую современники за изумительную красоту нарекли Несравненной, Бесподобной, Прекрасной Симонеттой (La Bella Simonetta). Но немногие знают, что среди её портретов и образов, воплощённых Сандро Боттичелли и Пьеро ди Козимо, нет ни одного прижизненного.

До сих пор не утихают споры, как же выглядела в действительности боттичеллиевская муза, возлюбленная блистательного синьора Флоренции Джулиано Медичи, которой было отмерено всего 23 года земной жизни.

-2

Симонетта Веспуччи, урождённая Каттанео, появилась на свет в 1453 году в семье торговцев, живших в окрестностях Генуи. В 16 лет девушка была выдана замуж за Марко Веспуччи, родственника знаменитого мореплавателя Америго – именно в его честь Новый Свет получил название Америка. Вскоре после венчания молодожёны обосновались во Флоренции, откуда был родом Марко.

В это же время сын кожевника Сандро Боттичелли закончил обучение в мастерских Фра Филиппо Липпи и Андреа дель Вероккьо (подмастерьем у которого был тогда ещё никому не известный Леонардо да Винчи), обосновал собственную мастерскую и делал первые уверенные шаги как живописец с сформировавшимся неповторимым стилем.

Сандро Боттичелли. «Мадонна Магнификат» («Мадонна с Младенцем и пятью ангелами»), ок. 1481, галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. «Мадонна Магнификат» («Мадонна с Младенцем и пятью ангелами»), ок. 1481, галерея Уффици, Флоренция
-4

Флорентийскую республику после смерти отца возглавил Лоренцо ди Пьеро ди Медичи, вошедший в историю под именем Лоренцо Великолепный. Его соправителем стал брат – Джулиано Медичи.

Так жизни трёх прославленных флорентийцев сошлись в одно время в одной точке с жизнью прекрасной Симонетты. Это оказало неизгладимое влияние на их судьбы, изменило историю и обогатило сокровищницу мирового искусства непревзойдёнными шедеврами живописи.

В честь молодой четы Лоренцо и Джулиано устроили роскошный пир на вилле Кареджи, за ним последовала череда пышных празднеств, на которых присутствовала вся флорентийская знать.

Сандро Боттичелли. «Портрет Джулиано ди Медичи» (фрагмент), ок. 1475, Академия Каррара, Бергамо
Сандро Боттичелли. «Портрет Джулиано ди Медичи» (фрагмент), ок. 1475, Академия Каррара, Бергамо

Ослепительная красота Симонетты Веспуччи вскружила головы вельможам двора Медичи, сам Лоренцо добивался её благосклонности, но прелестная Симонетта отдала своё сердце Джулиано.

Правда, исторические хроники расходятся во мнениях, имела ли место любовная связь, начало которой биографы относят к 1475 году, или юная флорентийка оставалась объектом платонической любви Джулиано Медичи, его «Прекрасной дамой».

Итальянский поэт и драматург, приближённый Лоренцо Великолепного Анджело Полициано так описывал Симонетту: «Среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности».

«Портрет молодой женщины» в мифологическом образе, 1480-1485. Авторство Сандро Боттичелли не доказано, есть предположение, что картина принадлежит кисти Якопо дель Селлайо. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
«Портрет молодой женщины» в мифологическом образе, 1480-1485. Авторство Сандро Боттичелли не доказано, есть предположение, что картина принадлежит кисти Якопо дель Селлайо. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

«Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, – продолжает он, – и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы».

Несмотря на фурор, произведённый ею при флорентийском дворе, Симонетта оставалась скромной, невинной и сдержанной, имя её не было замешано ни в одном скандале.

Мы не знаем, как и когда Сандро Боттичелли впервые увидел несравненную Симонетту. Возможно, это произошло после того, как по заказу богатого флорентийца Гаспаре дель Ламы была написана знаменитая картина «Поклонение волхвов», на которой, помимо представителей рода Медичи, живописец изобразил самого себя.

Сандро Боттичелли. «Мадонна с гранатом» («Мадонна делла Мелаграна»), 1478, Галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. «Мадонна с гранатом» («Мадонна делла Мелаграна»), 1478, Галерея Уффици, Флоренция

Сандро Боттичелли. «Мадонна с гранатом» (фрагмент)
Сандро Боттичелли. «Мадонна с гранатом» (фрагмент)

Именно тогда он стал известен как портретист и получил несколько заказов от знатных флорентийских дам и самого Джулиано Медичи – вероятно, в период написания портрета Боттичелли встретил при дворе красавицу с ангельским лицом, лилейно-белой кожей и мечтательным взором. Её тяжёлые золотые косы были уложены в замысловатую причёску, украшенную жемчугом, поступь отличалась лёгкостью, а стан изяществом.

Вряд ли Симонетта хоть раз позировала художнику – скорее всего, Боттичелли даже ни разу не разговаривал с ней. Но с той минуты и до конца дней она стала его тайной безответной любовью и Музой. Именно её божественная красота воплотилась в Венере, Весне, в нежных и поистине неземных Мадоннах.

Сандро Боттичелли (не исключено, что картина написана Джорджо Вазари). «Портрет молодой женщины», ок. 1476—1480, Берлинская картинная галерея. Некоторые исследователи полагают, что на портрете могла быть изображена мать или супруга Лоренцо Великолепного (Лукреция Торнабуони или Клариче Орсини)
Сандро Боттичелли (не исключено, что картина написана Джорджо Вазари). «Портрет молодой женщины», ок. 1476—1480, Берлинская картинная галерея. Некоторые исследователи полагают, что на портрете могла быть изображена мать или супруга Лоренцо Великолепного (Лукреция Торнабуони или Клариче Орсини)

Тем временем на пьяцца Санта-Кроче состоялся рыцарский турнир La Giostra, официальным поводом для которого послужило заключение союза между Флоренцией, Миланом и Венецией.

28 января 1475 года Джулиано Медичи, который не слишком обременял себя государственными делами, но любил блистать на турнирах, приёмах и балах, поражая всех элегантностью, горделивой осанкой и безупречной статью, прошествовал на коне через площадь. Перед ним ехал оруженосец со штандартом, изображающим Симонетту Веспуччи в образе Афины Паллады, облачённой в белое платье, со щитом, копьём и головой Медузы Горгоны в руках.

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры» (фрагмент), ок. 1482—1485, галерея Уффици, Флоренция. Самая узнаваемая картина Боттичелли, которая была закончена через 9 лет после смерти Симонетты Веспуччи. По словам Полициано, её дом находился «в том строгом лигурийском районе над побережьем, где злой Нептун бьется о скалы...Там, где Венера родилась среди волн».
Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры» (фрагмент), ок. 1482—1485, галерея Уффици, Флоренция. Самая узнаваемая картина Боттичелли, которая была закончена через 9 лет после смерти Симонетты Веспуччи. По словам Полициано, её дом находился «в том строгом лигурийском районе над побережьем, где злой Нептун бьется о скалы...Там, где Венера родилась среди волн».

Джулиано стал победителем, Симонетта пред всей Флоренцией была провозглашена королевой турнира и дамой сердца триумфатора.

Чуть больше чем через год, 26 апреля 1476 года, первая красавица Ренессанса скончалась от чахотки. Лоренцо Великолепный, восхищавшийся ею, прислал к умирающей Симонетте Маэстро Стефано, считавшегося одним из лучших врачей того времени.

Сандро Боттичелли. «Венера Стыдливая (Venus Pudica)», фрагмент, ок. 1482. Савойская галерея, Турин
Сандро Боттичелли. «Венера Стыдливая (Venus Pudica)», фрагмент, ок. 1482. Савойская галерея, Турин

«С непокрытым лицом несли её из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел её… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни её считали непревзойдённой. В её облике явилась истина слов Петрарки: «Прекрасна смерть на лике сем прекрасном», – так описывал Лоренцо Медичи похороны божественной дивы, которую оплакивала вся Флоренция.

Пьеро ди Козимо. «Портрет Симонетты Веспуччи» в образе Клеопатры (фрагмент), до 1520. Музей Конде, Шантийи. Единственный портрет, подписанный «SIMONETTA IANVENSIS VESPUCCIA»
Пьеро ди Козимо. «Портрет Симонетты Веспуччи» в образе Клеопатры (фрагмент), до 1520. Музей Конде, Шантийи. Единственный портрет, подписанный «SIMONETTA IANVENSIS VESPUCCIA»

Симонетта упокоилась в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти (chiesa di Ognissanti) во Флоренции, которая была построена предками Веспуччи в 1383 году.

Ровно через два года, 26 апреля 1478, 25-летний Джулиано Медичи был предательски убит в беломраморной церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во время литургии.

Когда кардинал Риарио принимал Святые Дары и верующие преклонили колени, заговорщики напали на братьев Медичи с кинжалами. Спастись удалось только Лоренцо, оказавшему яростное сопротивление и укрывшемуся в ризнице.

Флоренция, церковь Оньиссанти. Фото автора
Флоренция, церковь Оньиссанти. Фото автора

Жизнь Сандро Боттичелли, пережившего свою Богиню и Музу на 35 лет, стала чередой взлётов и падений. Он не имел семьи и детей, никогда не был женат.

Появившийся в 1490 году во Флоренции одержимый фанатик Джироламо Савонарола призывал к покаянию и отказу от греховной жизни, публично сжигал на площадях светские книги и произведения искусства. Впечатлительный и восприимчивый, как все гении, Боттичелли подпал под влияние бесноватого монаха и его проповедей.

Флоренция. Церковь Санта-Мария-дель-Фьоре (церковь Святой Марии в цветах). Фото автора
Флоренция. Церковь Санта-Мария-дель-Фьоре (церковь Святой Марии в цветах). Фото автора

Джорджо Вазари свидетельствует, что живописец сам бросал свои полотна в костры тщеславия, пылавшие во Флоренции. Боттичелли практически перестал писать, а немногие его картины той поры относились к религиозной тематике, отличались аскетизмом и сдержанностью цветовой гаммы.

Читайте также:📸

Он впал в нужду, постарел, обессилел и скончался 17 мая 1510 года на 66-м году жизни, завещав похоронить себя рядом с любовью всей своей жизни, что и было исполнено.

Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов». На фрагменте художник изобразил самого себя, Ок. 1475, галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов». На фрагменте художник изобразил самого себя, Ок. 1475, галерея Уффици, Флоренция

«Боттичелли был глубоко несчастлив и счастлив одновременно. Был он, что называется, не от мира сего. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Не построил своего дома, не свил семьи. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него подлинной жизнью», – писал Виль Липатов.

-16

Вас может заинтересовать:

Люблюкота: новые истории одной спасённой жизни
ГалопомПоЕвропам18 декабря 2021

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Делитесь впечатлениями в комментариях.

До встречи на канале!

Доменико Гирландайо. «Мадонна делла Мизерикордия», 1472. Фреска, изображающая семейство Веспуччи и украшающая стену семейной капеллы в церкви Оньиссанти, считается наиболее достоверным портретом Симонетты. Она – единственная женщина с непокрытой головой
Доменико Гирландайо. «Мадонна делла Мизерикордия», 1472. Фреска, изображающая семейство Веспуччи и украшающая стену семейной капеллы в церкви Оньиссанти, считается наиболее достоверным портретом Симонетты. Она – единственная женщина с непокрытой головой
Сандро Боттичелли. «Весна», 1482, галерея Уффици, Флоренция
Сандро Боттичелли. «Весна», 1482, галерея Уффици, Флоренция
-19