Найти тему
Tour2Go

Так далеко не уедешь: скоро будет 100 лет, как люди отказались от электромобилей - повторится ли история

Электромобили сегодня преподносятся как достижения 21-го века, но на самом деле это не в меньшей мере то, с чем человечество входило в век 20-й. Конечно, между этими электрокарами разница не только в сотню лет, но и во многих технических аспектах, но многие удивятся, узнав, что по сути мало что изменилось.

Зарядка электромобиля в начале 20-го века
Зарядка электромобиля в начале 20-го века

Скажем, в 1908-м году электрический Fritchle Victoria мог проехать без подзарядки до 160 километров (100 миль) - простенькие "электрички" с такими параметрами и сейчас вполне уместны на рынке. В контексте тематики нашего канала, пожалуй, можно отметить то, что эти электрокары были не очень пригодны для дальних путешествий, что позже и сыграло одну из важных ролей.

В Нью-Йорке в 1900 году электромобили составляли треть всех машин в городе и даже действовала служба электрических такси. Примерно та же картина наблюдалась и в крупных европейских городах, где такой вид транспорта стали производить даже раньше, чем в США.

Реклама электромобиля Fritchle Victoria с информацией про 100 миль на одной зарядке
Реклама электромобиля Fritchle Victoria с информацией про 100 миль на одной зарядке

О "зелёной повестке" тогда никто не говорил, так что ценились электрокары не за условную "экологичность", а за отсутствие шума, запаха, а также плавность хода и простоту управления. Скажем, такую машину не надо было заводить с помощью так называемой рукоятки ручного запуска двигателя, которую приходилось крутить, чтоб запустить обычный мотор.

Электромобили тогда стоили дороже обычных машин и были уделом людей богатых - тот же Fritchle Victoria стоил 2000 долларов против 650 долларов за обычной Ford с ДВС. Но за такую цену владельцы таких машин или пассажиры тех же такси получали комфорт, который был недоступен при использовании газовых и бензиновых "карет".

Запуск ДВС с помощью рукоятки ручного запуска
Запуск ДВС с помощью рукоятки ручного запуска

Основной проблемой - как и в текущей реинкарнации электрокаров - считался вопрос зарядки аккумуляторов. Но она была решена по мере роста популярности электрического транспорта, поскольку появились мастерские по их ремонту и гаражи, где можно оставить на ночь заряжаться свою "коляску". Без проблем заряжались они и дома "от розетки", как говорят сейчас.

Однако когда появились более качественные автомобили на ДВС и был изобретён стартер (то есть крутить рукоятку уже было не надо), электромобили стали пропадать с рынка. Поскольку и в США, и в Европе после Первой мировой войны начали больше уделять внимания строительству дорог, стала востребованной и возможность путешествовать на дальние расстояния. Так и любители путешествий сыграли свою роль в этом переделе рынка.

Электрокары начала 20-го века всё ещё походили на кареты
Электрокары начала 20-го века всё ещё походили на кареты

Были и экономические причины - скажем, тот же бензин стал более доступен и дёшев. В итоге уже к середине 30-х годов электромобилями почти никто не пользовался, зато рос спрос на "горючее", что, к слову, тоже сильно повлияло на весь мир, поскольку нефть стала иметь максимально важное значение. А затем стала одной из причин начала Второй мировой войны и фактором, который в итоге повлиял на её результат.

Известно, что к вопросу возрождения "электричек" в разных странах вернулись примерно в 70-х годах. Но что интересно - первые электромобили того времени по многим параметрам уступали своим собратьям из начала века - у них была и ниже скорость, и меньше заряд аккумулятора.

Уже к 20-м годам 20-го века электрокары стали выглядеть более современно и внушительно
Уже к 20-м годам 20-го века электрокары стали выглядеть более современно и внушительно

Да, смотреться машины стали иначе, но так и с 70-х до настоящего времени в автодизайне много чего изменилось. В остальном и тогда, и сейчас всё так же, как в начале 20-го века: те же ограничения на дальность поездки, сложности с зарядкой и высокая цена, которую теперь пытаются заретушировать чисто маркетинговыми лозунгами.

Скажем, поехать в дальнее путешествие на электромобиле сейчас будет рискованным не только в России, но и во многих других странах - кроме, может быть, так называемой Центральной Европы и определённой территории США, где инфраструктура достаточно насыщена из-за плотной заселённости. А так - есть ощущение, что история повторяется и через лет 10-15 электрокаров на дорогах снова нигде в мире не останется.

Парк электрических автомобилей такси в Нью-Йорке в начале 20-го века
Парк электрических автомобилей такси в Нью-Йорке в начале 20-го века

***

Все изображения можно увеличить, кликнув по ним. Все иллюстрации в статье - pluginevolution.com и curbed.com. Если вам понравилось, ставьте лайк или подписывайтесь на канал!