Найти в Дзене
Around Art

Галерея А3: новый куратор и новый взгляд, старые стены и разнообразие стилей и жанров

Текст: Галина Мумрикова

Завтра заканчивается выставка «Перезагрузка. Новый взгляд» (куратор – Петр Баранов) которая проходила в галерее А3 (объединение «Выставочные залы Москвы») и о которой я слышала самые противоречивые мнения. Впрочем, о старой концепции галереи лично мне мало что известно, а потому решила не соваться в историю вопроса, а просто сходить на выставку.

Ольга Гречина. Мак. Холст, масло. 2005
Ольга Гречина. Мак. Холст, масло. 2005

Ну что ж, типичная выставка a la непревзойденный Петр Баранов: развеска и освещение прекрасные, хотя выставочное пространство отнюдь не простое, состав успешных авторов – их 20 – достойней некуда, при этом новый куратор обещает, что помимо всяческих инициатив в виде лекций и образовательных программ, галерея будет поддерживать художников и привлекать коллекционеров. Недаром именно эта выставка была включена в параллельную программу только что прошедшей ярмарки современного искусства Cosmoscow и все работы на выставке можно было купить.

Ольга Гречина. Тропинка. Холст, масло. 2011
Ольга Гречина. Тропинка. Холст, масло. 2011
Ольга Гречина. Лето в деревне. Холст, масло. 2017
Ольга Гречина. Лето в деревне. Холст, масло. 2017
Ольга Гречина. Люксембургский парк. Холст, масло. 2002
Ольга Гречина. Люксембургский парк. Холст, масло. 2002

«С кого начать?» - думала я, но старт не состоялся, потому что как можно было пройти мимо полотен Ольги Гречиной. В зале еще оказались и ее поклонники. Творчеству Гречиной приписывают разнообразие и сплетение стилей, и это действительно так. Невероятные почти фотографические маки спокойно уживаются с уходящей в никуда тропинкой, азартные велосипедисты с кусочком деревенского лета с красным квадратом вроде как смятого одеяла в центре – а в целом символ тепла, цветения, яркости, ведь за летней постелью виден добротный дом. Картина-вспышка. Что уж говорить о Люксембургском парке? Вот у Паоло Монти мраморная вуаль, а у Ольги Гречиной как бы вуаль живописная, и немного вы найдете среди нынешних «живописцев» кто, умеет так живописать – без красок.

Суворов Александр. Дверь. Офорт 1994
Суворов Александр. Дверь. Офорт 1994
Суворов Александр. Дверь. Офорт. 1994
Суворов Александр. Дверь. Офорт. 1994
Суворов Александр. Без названия. Офорт. 2012
Суворов Александр. Без названия. Офорт. 2012

Александр Суворов, как и Ольга Гречина, тоже выпускник Суриковки, работает в редкой сейчас технике офорта. Редкой, потому что эта техника требует филигранного мастерства и упорства. Это вам не мордашки накидать на холст за пять минут, которых в изобилии кидают направо и налево многие актуальщики. В сериях офортов Александра Суворова ничего загадочного нет. Двери. Старые, оставшиеся лишь в прошлом, видевшие многих и теперь позабытые. И как бы вынутые из городской бездны мастером, не давшим им уйти в небытие…

Владимир Брайнин. Львы. Холст, масло. 2014
Владимир Брайнин. Львы. Холст, масло. 2014

Созвучна творчеству Суворова и живопись Владимира Брайнина, члена-корреспондента РАХ. Чем? У «певца Москвы» тоже часто встречаются разные фрагменты столичных домов (крыши, двери и т.д.), у которых даже есть конкретный адрес, но в то же время все его картины как будто без адреса: в одних какое-то бессилие перед явным разрушением, в других – противостояние этому разрушению, как например, в этих мощных львах, которые также не дадут старине уйти в никуда.

Виктор Калинин. Озеро. Холст, масло, 2010
Виктор Калинин. Озеро. Холст, масло, 2010

Уроженец Алтайского края, художник Виктор Калинин учился в Строгановке у Коржева. Он из поколения семидесятников. Нго картины находятся в коллекциях более тридцати художественных музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Русском Музее, в Дрезденской картинной галерее, в Художественном музее университета Южной Флориды и т.д. Профи любят находить в его картинах всякие «миметизмы», какой-то «надбытовой масштаб» (?), «философическую приподнятость, мятеж красок и т.д. Да, все это, наверное, есть. Но если перевести с философского и искусствоведческого на язык, приближенный к массам, то налицо глубокое обобщение русской классической школы живописи и столь же глубокого понимания истоков, истории и любого нового искусства.

Тагути Катя-Анна. Чикаго. Акрил.
Тагути Катя-Анна. Чикаго. Акрил.

Из более молодых хочется отметить Анну-Катю Тагути. Она больше тяготеет к символическим портретам, к многослойной живописи, в которой «замешивает время – прошлое, настоящее, будущее. Ее последняя «персоналка» прошла в музее Эрарта в Санкт-Петербурге. Произведения находятся в разных странах, и у Тагути множество проектов – «Люди», «Большой портрет», «Вторая душа», «Аксессуары и не только»… Рука у нее не женская – никаких цветочков с завитушками. Женское проглядывает лишь в работах с тканью, наверное. Но вот – «Чикаго». Тоже портрет – только города, большого, скорее, неуютного, чем комфортного, скорее, в непогоде, чем при солнце. Это так. Душу Чикаго здесь видно насквозь.

Эдуард Аниконов. Спираль.
Эдуард Аниконов. Спираль.
Эдуард Аниконов. Конструкция. Холст, масло
Эдуард Аниконов. Конструкция. Холст, масло

В конце 90-х художник Эдуард Аниконов, закончивший «Репу» в Питере, блистал на выставках в частных галереях Америки и даже на Артэкспо в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Потом он возвращается в свой родной Магнитогорск, участвуя в выставках и в Магнитогорске, и в Москве, и за рубежом. А в 2012-м, когда на Артэкспо в Нью-Йорке после того, как он выставил здесь жикле, то сразу оказался в ТОП-50 лучших художников мира. Одна его картина попала в коллекцию Анни Жирардо. Его «Золотую жажду» в 2014-м видел на Таймс Сквер весь Нью-Йорк. Индустриальная и постиндустриальная тема в живописи для Аниконова не какая-то дань моде или сиюминутному порыву – он родился в Магнитогорске и еще у него была возможность увидеть Магнитогорский металлургический комбинат изнутри и сделать о нем серию работ.

Семенская Мария. Небо цветов ямай. Холст, масло. 2020
Семенская Мария. Небо цветов ямай. Холст, масло. 2020
Семенская Мария. Рождение формы пространства. Холст, масло. 2019
Семенская Мария. Рождение формы пространства. Холст, масло. 2019
Семенская Мария. Чередование процессов элементов. Холст, масло. 2018
Семенская Мария. Чередование процессов элементов. Холст, масло. 2018

Отвергнув в свое время Мухинское училище в Питере, Маша Семенская уехала в Европу в поисках своего «я». Одна из участниц сообщества «Деревня художников Фиолент». Ее картины – это не абстракционизм, не авангард. Это «множества «я», потоки образов, в которых я узнавала и продолжаю узнавать себя, множества «я», которые живут благодаря другим – это и есть отпечатки, изображения на поверхности картин», – так она сама говорит о своих работах.

Федор Петрик. Жук-2. Холст, масло. 2017
Федор Петрик. Жук-2. Холст, масло. 2017

Ученик мастерской Айдан Салаховой Федор Петрик еще в стенах Академии первоклассно рисовал… бумагу, и его первый персональный проект «Человек – Складки» реально имел успех. В его бумаге критики нашли массу смыслов, как и в многочисленных челобреках и т.д. Теперь надо искать смыслы в жуке, пузо которого расписано под детскую варежку.

Впрочем, Федор уже попал в поле зрения арт-сообщества, так что успех всех его дальнейших проектов обеспечен. Флора и фауна, челобреки и прочие человеки – их же в качестве объектов так много! Ужас, как много.

#выставки#изобразительное искусство#

#петр баранов#перезагрузка.новый взгляд#