Найти тему
Я рисую этот мир

Чем заменяли статуи в древнерусских церквях и какие поделки в XV веке защищали от злых духов

Оглавление

В Москве, как и вдругих городах с отменой размещения статуй в храмах произощел спад в развитии скультуры. Мастера тогда, если и работали с объемами, то в основном создавали рельефы, нежели круглую скульптуру. При этом художники все же делали небольшие поделки из кости, металла и дерева.

Взамен статуй в храмах XIV века резчики стали создавать резные объемные иконы. Это были рельефные почти плоские фигуры, не имевшие фона.

Резная икона Николы XIV век. Можайск. Никольский собор
Резная икона Николы XIV век. Можайск. Никольский собор

Скульптура и Декоративно-прикладное искусство в Москве и Новгороде

Москва

Резная икона Николы из Николаевского собора в Можайске хранится сейчас в Третьяковкой галерее. Никола представлен в позе, характерной заподнорусской культуре: молящимся с поднятыми руками. В правой руке он держит меч, а в левой - город Можайск. По легенде святой Никола во время нападения на Можайск в грозном виде воспарил над собором города и защитил его.

К сожалению, из памятников московской скульптуры XIV-XV веков больше ничего не сохранилось, о работе мастеров-мелкофигурников можно судить только по ювелирным изделиям того времени.

Оклад Евангелия Фёдора Кошки (1392)- это высокий рельеф с изображением фигур и полуфигур святых с довольно крупными руками и ногами и с упрощенными складками одежд. Мастер, создавший рельеф пока ещё был далёк от многоплановой и утонченной работы.

Оклад Евангелия Фёдора Кошки. 1392
Оклад Евангелия Фёдора Кошки. 1392

Серебряный оклад иконы Владимирской Богоматери украшен изображениями двенадцати "праздников". Оклад выполнен русскими мастерами, которые в искусной манере смогли показать изящные линии фигур и пространство в низком рельефе.

Оклад иконы Богоматерь Владимирская. Начало XV века. Золото, драгоценные камни, чеканка, басма. 105х70. Государственный музей Московского Кремля
Оклад иконы Богоматерь Владимирская. Начало XV века. Золото, драгоценные камни, чеканка, басма. 105х70. Государственный музей Московского Кремля

Панагия - складень из золота и орехового дерева с вырезанными фигурами Марии и Иоанна выполнена художником Амвросием в конце XV века. Панагия увенчана чеканным изображением "Нерукотворного спаса", а на иконках левой створки изображены "Сретение", "Распятие", "Сошествие Святого Духа" и "Успение".

Кипарисовый запрестольный крест из Успенского собора так же выполнен Амвросием. Он вырезан ка кости (был переделан в 1649 году).

Амвросий и его ученики, а так же мастера других школ часто выполняли небольшие резные иконки из кости и дерева. Такие изделия пользовались большой популярностью, считалось, что они изгоняют злых духов.

Амвросий. Панагия - складень. 1456
Амвросий. Панагия - складень. 1456

Жемчужина московской пластики XV века - панагия "Троица". Маленькая деревянная панагия выполнена резчиком высокого уровня, о чем говорят тонкие плавные линии и невероятно удачная композиция.

Новгород

В Новгороде в то время так же отсутствовала монументальная скульптура. Был лишь плоский рельеф.

Алексеевский крест. 1359-1388. Софийский собор. Новгород
Алексеевский крест. 1359-1388. Софийский собор. Новгород

Крест, вставленный в стену Софийского собора и Людогощенский крест в церкви Флора и Лавра хотя и умело вырезаны из дерева, но, всё же по уровню отстают от живописных работ того же периода.

Яков Фирсов. Людогощенский крест. 1359. Фрагмент. Дерево. Новгород. Историко-архитектурный и художественный музей - заповедник
Яков Фирсов. Людогощенский крест. 1359. Фрагмент. Дерево. Новгород. Историко-архитектурный и художественный музей - заповедник
Святой Георгий. XV век. Резьба по кости
Святой Георгий. XV век. Резьба по кости
Серебряный кубок с изображением Святого Георгия. XV - XVI век
Серебряный кубок с изображением Святого Георгия. XV - XVI век

Художественное шитье

Ювелирное искусство, особенно искусство черни и эмли после монгольского нашествия возрождается гораздо медленнее, чем , например, художественное шитьё, которое к XV веку достигает расцвета.

Благовещение. Пелена. XV век. Загорск
Благовещение. Пелена. XV век. Загорск

Шитьём занимались только женщины. Они воспроизводили на тканях те же композиции, что и на иконах. Некоторые работы по своей палитре и композиционной расстановке могли легко соперничать с живописными полотнами.

Спас Нерукотворный с Предстоящими. Воздух. 1389. 123х220. Госуданственный Исторический музей. Москва.
Спас Нерукотворный с Предстоящими. Воздух. 1389. 123х220. Госуданственный Исторический музей. Москва.

В XIV - XV веках шили гладью, цветными нитями из шелка; золотые и серебряные нити добавлялись совсем нечасто.

Шитьём занимались в царских, монастырских и княжеских мастерских. Сначала рисовальщик-иконописец наносил рисунок на ткань, а затем мастерица работала с цветными нитями и творила ими на ткани по своему представлению и желанию.

Деисусный чин (начало XV века) - образец новогородского живописного шитья с изображением Христа, Богоматери, Крестителя, святых и архангелов.

Деисусный чин. Шитый иконостас. Середина XV века. Фрагмент. 25х184. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
Деисусный чин. Шитый иконостас. Середина XV века. Фрагмент. 25х184. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Пучежская плащаница (1441) - очень сложное по колориту произведение, которое можно поставить в один ряд с жипописными работами XV века.

Пелена с изображением Сергия Радонежского (начало XV века) - один из ярчайших памятников московского шитья. Изображение имеет явное портретное сходство с Сергием Радонежским.

Сергий Радонежский. Покров. Начало XV века. 192х68. Загорск. Историко-художественный музей-заповедник
Сергий Радонежский. Покров. Начало XV века. 192х68. Загорск. Историко-художественный музей-заповедник

Декоративно - прикладное искусство в это время входило в период расцвета, росло мастерство умельцев. Происходил общиё подъём русской культуры.

О дальнейших этапах развития русского декоративно-прикладного искусства я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

-13

#искусство #история искусства #культура #шитье #скульптура #церковь