В Москве, как и вдругих городах с отменой размещения статуй в храмах произощел спад в развитии скультуры. Мастера тогда, если и работали с объемами, то в основном создавали рельефы, нежели круглую скульптуру. При этом художники все же делали небольшие поделки из кости, металла и дерева.
Взамен статуй в храмах XIV века резчики стали создавать резные объемные иконы. Это были рельефные почти плоские фигуры, не имевшие фона.
Скульптура и Декоративно-прикладное искусство в Москве и Новгороде
Москва
Резная икона Николы из Николаевского собора в Можайске хранится сейчас в Третьяковкой галерее. Никола представлен в позе, характерной заподнорусской культуре: молящимся с поднятыми руками. В правой руке он держит меч, а в левой - город Можайск. По легенде святой Никола во время нападения на Можайск в грозном виде воспарил над собором города и защитил его.
К сожалению, из памятников московской скульптуры XIV-XV веков больше ничего не сохранилось, о работе мастеров-мелкофигурников можно судить только по ювелирным изделиям того времени.
Оклад Евангелия Фёдора Кошки (1392)- это высокий рельеф с изображением фигур и полуфигур святых с довольно крупными руками и ногами и с упрощенными складками одежд. Мастер, создавший рельеф пока ещё был далёк от многоплановой и утонченной работы.
Серебряный оклад иконы Владимирской Богоматери украшен изображениями двенадцати "праздников". Оклад выполнен русскими мастерами, которые в искусной манере смогли показать изящные линии фигур и пространство в низком рельефе.
Панагия - складень из золота и орехового дерева с вырезанными фигурами Марии и Иоанна выполнена художником Амвросием в конце XV века. Панагия увенчана чеканным изображением "Нерукотворного спаса", а на иконках левой створки изображены "Сретение", "Распятие", "Сошествие Святого Духа" и "Успение".
Кипарисовый запрестольный крест из Успенского собора так же выполнен Амвросием. Он вырезан ка кости (был переделан в 1649 году).
Амвросий и его ученики, а так же мастера других школ часто выполняли небольшие резные иконки из кости и дерева. Такие изделия пользовались большой популярностью, считалось, что они изгоняют злых духов.
Жемчужина московской пластики XV века - панагия "Троица". Маленькая деревянная панагия выполнена резчиком высокого уровня, о чем говорят тонкие плавные линии и невероятно удачная композиция.
Новгород
В Новгороде в то время так же отсутствовала монументальная скульптура. Был лишь плоский рельеф.
Крест, вставленный в стену Софийского собора и Людогощенский крест в церкви Флора и Лавра хотя и умело вырезаны из дерева, но, всё же по уровню отстают от живописных работ того же периода.
Художественное шитье
Ювелирное искусство, особенно искусство черни и эмли после монгольского нашествия возрождается гораздо медленнее, чем , например, художественное шитьё, которое к XV веку достигает расцвета.
Шитьём занимались только женщины. Они воспроизводили на тканях те же композиции, что и на иконах. Некоторые работы по своей палитре и композиционной расстановке могли легко соперничать с живописными полотнами.
В XIV - XV веках шили гладью, цветными нитями из шелка; золотые и серебряные нити добавлялись совсем нечасто.
Шитьём занимались в царских, монастырских и княжеских мастерских. Сначала рисовальщик-иконописец наносил рисунок на ткань, а затем мастерица работала с цветными нитями и творила ими на ткани по своему представлению и желанию.
Деисусный чин (начало XV века) - образец новогородского живописного шитья с изображением Христа, Богоматери, Крестителя, святых и архангелов.
Пучежская плащаница (1441) - очень сложное по колориту произведение, которое можно поставить в один ряд с жипописными работами XV века.
Пелена с изображением Сергия Радонежского (начало XV века) - один из ярчайших памятников московского шитья. Изображение имеет явное портретное сходство с Сергием Радонежским.
Декоративно - прикладное искусство в это время входило в период расцвета, росло мастерство умельцев. Происходил общиё подъём русской культуры.
О дальнейших этапах развития русского декоративно-прикладного искусства я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#искусство #история искусства #культура #шитье #скульптура #церковь