Чаталхёюк - это одно из древнейших протогородских поселений человека, которое до сих пор поражает своими размерами и, прежде всего, формой. Сейчас, благодаря данной статье, мы вместе с вами отправимся в древний, неолитический «город крыш», возраст которого (по самым скромным оценкам) насчитывает 10 000 лет.
Мир узнал об одном из древнейших городов в истории человечества только в конце 50-х годов прошлого века. Именно тогда британские учёные под руководством Джеймса Маллеарта при раскопках в Анатолии (Турция) обнаружили остатки городской инфраструктуры VII тысячелетия до нашей эры. Однако это было ещё не все. Последующие работы показали масштаб находки.
Предполагается, что поселение функционировало примерно с 7400 года до нашей эры. В нем могло проживать до 8-10 тысяч человек. Таким образом, это был крупнейший протогородской центр эпохи неолита. Для сравнения: в то время в столь же легендарном городе Иерихоне проживало до 2 000 жителей. Стоит отметить, что в средние века и многие славянские города, включая польскую столицу Гнезно, а позже Краков, не были столь густонаселёнными.
Таким образом, даже по меркам Средневековья, на заре человеческой цивилизации Чаталхёюк был настоящим мегаполисом. Исследователей и сегодня впечатляет облик этого замечательного древнего города.
Дома в Чаталхёюке тесно примыкали друг к другу. В них не было ни дверей, ни окон. Доступ к ним осуществлялся по лестнице сверху, через крышу. И именно на крышах проходила столичная жизнь этого неолитического центра. Здесь не было ни улиц, ни городских укреплений, ничего, что в нашем представлении формирует облик любого «стандартного» города.
Весь город был построен из строительного материала, который не был дефицитом - высушенной грязи. Средняя площадь глинобитного дома составляла 25 квадратных метров, поэтому о роскоши не могло быть и речи, тем более что в нем жили до 8 человек. Кроме того, в каждом маленьком хозяйстве была плита, очаг и зернохранилище, которое представляло собой отдельное помещение. Только представьте, настолько тесной была повседневная жизнь.
Город без улиц был похож на одно большое здание. Здесь также не было кладбища. В этом не было необходимости. Фактически, умерших хоронили в их собственных домах - под полом, в позе эмбриона, иногда с небольшим количеством предметов. Таким образом, они постоянно "присутствовали" в пространстве, где люди жили, спали и вели свою повседневную жизнь.
По мнению исследователей, факт близости умерших и захоронений их последующих поколений (в некоторых помещениях были найдены даже десятки останков) представлял собой строительный блок, объединяющий сообщество, подчёркивающий их общее происхождение - существование многопоколенной "семьи".
Возможно, по гигиеническим или эпидемиологическим причинам (о которых они знали?), разлагающиеся тела не прятали под полом - только скелеты. Перед окончательным захоронением трупы выставляли на съедение стервятникам. Птицы "отчищали" тела от мяса, оставляя только кости.
Некоторых, особо почитаемых умерших хоронили вне дома. В очень важных для общины помещениях, которые выполняли функцию святилищ. Впрочем, от обычных домов святилища отличаются не размером, не тем, как в них входят, а лишь богатым убранством внутри. Помещения внутри святилищ состояли из самых разнообразных фресок - от типично-декоративных, до картин с изображением животных, сцен из жизни и символических мотивов. Популярным "украшением" священных мест были большие, глиняные бычьи головы, к которым крепились настоящие рога. На некоторых фресках также изображены стервятники, летающие над телами. Птицы, вероятно, были символом смерти.
Один из древнейших городов мира возник в месте, идеально подходящем для жилья. Плодородная равнина в теплом и влажном климате давала урожай дважды в год. Кроме того, орошение обеспечивала местная небольшая река.
Именно отсюда происходят самые древние из известных зёрен пшеницы - их возраст составляет 8500 лет. Вполне вероятно, что земледельцы Чаталхёюка в то время использовали (как позже шумеры и египтяне), ирригацию земли для орошения своих полей. Кроме того, они культивировали, среди прочего, следующие сельскохозяйственные культуры: нут, горох, чечевицу. Жители этого славного города так же собирали миндаль и разводили крупный рогатый скот, который был их основным источником мяса. Чтобы ещё больше обеспечить свою пропитание, жители города охотились на кабана, лань или оленя.
Горожане Чаталхёюка были прекрасными ремесленниками: они изготавливали оружие и инструменты.
В основном из обсидиана, а также предметы декоративного характера, возможно, ритуального.
Исследователи во время раскопок наткнулись на большое количество человеческих фигурок, сделанных из различных материалов. Многие из них изображали женские фигуры, часто с очень выпуклыми, округлыми, крупногабаритными формами. Исходя из этого, до недавнего времени считалось, что городом крыш управлял матриархат, главным божеством которого была богиня-мать. Однако сегодня эту точку зрения отвергают, считая её просто чрезмерной интерпретацией современных представлений о роли женщины в доисторическом обществе.
Жизнь в одном из первых доисторических городов не была «постелью из роз» - жилища были настолько тесными, насколько это можно было представить. Форма города в виде одного большого "здания" и улицы, проходящие прямо на крышах, не позволяли изменить условия проживания многие века. Когда дом разрушался, на его месте ставили точно такой же по размеру и планировке. Оно и понятно: более масштабная перепланировка хотя бы одного строения потребовала бы от прочих представителей общины перепланировки целого квартала.
Однако около 2 000 лет этот "город" и эта община успешно существовали, практически не изменяясь. И одним из связующих звеньев этой человеческой группы было «семейное» здание вместе с мертвецами под полом.
Исследования учёных показывают, что к уничтожению особого мира Чаталхёюка привело не завоевание другим народом, а, скорее всего, вырождение общества, проявившееся в попытке нарушить существующие правила, противостоянии традициям и, возможно, - верованиям.
Исследователи обнаружили, что в последний период существования Чаталхёюка там уже строились отдельные дома и предпринимались попытки разграничить улицы. Здания были украшены не только внутри, как раньше, но и снаружи. Это были явно следы какой-то культурной (религиозной) революции, каких-то фундаментальных потрясений, которые там произошли.
На правильность данной позиции есть много указаний.
Распаду общины предшествовало изменение традиционных моделей поведения. Возможно, однако, что революция и распад этой культуры были спровоцированы естественными изменениями - такими, как засуха, вызванная быстрым таянием ледников и поступлением огромного количества пресной воды в Атлантику. Данные климатические изменения произошли около 8,2 тыс. лет назад. В результате чего климат в этих местах стал более холодным и появились многолетние засухи, которые губили некогда роскошный урожай.
Исследования костей жителей поселения показали изменения в питании, совпадающие с этим временем. Так же было установлено, что в более поздний период существования города, жители Чаталхёюка перешли на разведение овец и коз, которые лучше переносят недостаток воды.
В то же время рушились традиционные здания. На месте жилых "кластеров" стали появляться отдельные дома (возможно, произошло естественное уменьшение населения). Увеличилась миграция из города в поисках лучших условий жизни.
Все эти факторы, а также прекращение культивирования традиций, связывавших общину воедино, определили её упадок. Город опустел, но при этом, остался одним из самых древних, известных нам, полноценных поселений на планете Земля.
Все материалы взяты из открытых источников (книг, интернета, газет, журналов) и администрация ни в коем случаи не берет на себя право утверждать, что весь материал правдив. Материал на сайте представлен для ознакомления, размышления и свободного распространения (с ссылкой на источник), видео и другие материалы контента имеющие авторские права принадлежат их владельцам! Также статья подготовлено исключительно познавательно-информационных целях и не призвана кого либо оскорбить. В данной статье может присутствовать художественный вымысел авторов.Ресурс предназначен для лиц 16+