На самом деле, я не фанат данного автора, хотя, если разобраться, таких, именно культовых, мощных и шикарных произведений у него очень и очень много. Можно вспомнить рассказ «…И грянул гром» – очень сильная вещь. «…И будет ласковый дождь» – эти рассказы на самом деле очень и очень сильные – особенно в эмоциональном смысле – и это даже с моей точки зрения (хотя я живу по принципу: «нет эмоций – только покой!»). Но сегодня я хотел бы рассказать о другом произведении, которое можно поставить рядом с отечественными «Хищными вещами века». Собственно, как мне кажется, те, кто любит творчество Рэя Брэдбери, уже поняли, о какой книге пойдёт речь, не так ли?
Итак, роман «451 градус по Фаренгейту». Да, я в курсе, что с температурой в заголовке не всё так просто, но – этого уже не изменить, да и на сюжет это не особо влияет. Сам роман получился довольно мрачным и, как это принято сейчас говорить, пророческим – ведь немалая часть того, что там написано, уже имеет место быть – и как раз в той стране, в которой и происходит действие. Но, думал ли Рэй Дуглас Брэдбери о том, что так и будет? Конечно же, нет. Он просто писал одну из тех историй, в которых было решено отказаться от литературного наследия прошлого – а таких вещей у него было немало. Можно вспомнить, например, рассказ из цикла «Марсианские хроники» – когда какого-то инспектора по строительству пригласили в дом, где всё было по рассказам Эдгара Аллана По. В итоге его в стене замуровали. Рассказ называется «Эшер II». Или другой рассказ, про то, как на корабле от действия неких литературных персонажей, умирали люди…
Скажу честно, я не любитель тех книг, о которых писал на страницах тех произведений Рэй Брэдбери. Я не особенно жалую разного рода ужастики и тому подобные вещи. Только вот и сжигать книги – далеко не самая хорошая идея. В конце концов, если что-то не нравится мне – оно вполне может понравиться другому человеку, разве не так? Но, давайте вернёмся к нашим баранам…
Давайте представим себе Человечество – Человечество быстрое, деловитое, Человечество, у которого банально нет времени на то, чтобы остановиться и почитать книгу. Или оглядеться и полюбоваться миром. Или просто оторваться от экрана ТВ – а ТВ там буквально будет править миром. Можно вспомнить, всех этих «родственников», все эти интерактивные шоу, в одном из которых даже участвовала жена Монтэга, Милдред. И шоу эти транслировались в режиме 24/7 (потом это будет и у Филипа К. Дика в его «Мечтают ли андроиды об электрических овцах»).
Гай Монтэг – типичный продукт той «цивилизации». Он работает в пожарной части и занимается тем, что ездит на вызовы. Только вот, пожарные больше не тушат пожары. Пожар от каких-то причин – нонсенс, ведь в домах стоят эффективные системы пожаротушения, сами дома обработаны специальным покрытием, так что поджечь их – та ещё задача. А пожарные – не тушат, а поджигают. И поджигают они только те дома, в которых находят самые запрещённые вещи – книги.
Почему книги стали запрещёнными? Вообще, я, наверное, мог бы привести цитату брандмейстера Битти, но её, наверное, знают наизусть все, кто читал роман. Так что, я не буду этого делать. Лучше скажу своими словами – тем более, что всё это можно видеть и в реальной жизни, и не только в той стране. Да, в США в последнее время стараются находить и запрещать всё то, что может «оскорблять чувства» тех или иных групп населения. Я даже более того скажу – при желании можно найти оскорбление кого-либо абсолютно в любом произведении, начиная от «Колобка» (например, оскорбление животных – Колобок же над ними издевался, и до оскорбления людей с лишним весом!) и заканчивая каким-нибудь современным произведением – я тут про «Врата Абаддона» Джеймса Кори рассказывал, так вот, может, кому-то та дама-священник не понравилась? Так что, то, о чём говорит Битти в своём монологе – уже перестало быть фантастикой, и, кстати говоря, не в последнее время. Например, можно вспомнить то, что в США вполне себе легально продавали наркотики, причём специалисты говорили о них, чуть ли не как лекарства от всех болезней. Их врачи (!) даже детям назначали! Так что – Битти говорит вполне себе реальные вещи. И вообще, лично мне Битти даже как-то жалко становится. Он, в своё время, скорее всего, понял то же, что и Монтэг, но… Битти, в отличие от него, решил не сражаться с Системой, а остаться внутри неё. И то, что он не сопротивлялся, когда Монтэг сжёг его из огнемёта – говорит только о том, что Битти принял свою судьбу, о том, что он согласен с тем, что то, что там у них творится – неправильно.
Тем не менее, давайте поговорим именно о том будущем, которое нам рисует Рэй Брэдбери. Что о нём нам вообще известно, кроме того, что там запрещены книги – и нет ограничений на скорость для автомобилей? Ну, я не буду говорить о том, что США успели начать и выиграть две ядерных войны – тем более, что это только слова или Милдред – или кого-то из её подруг. У меня есть сомнения в том, что ядерную войну вообще можно выиграть – если у противника есть, чем ответить. А использовать такое оружие против того, кто ответить не может – я просто не вижу смысла. Но что там вообще есть, кроме этого? Что мы можем видеть из текста романа? Например то, что у людей полностью отсутствует эмпатия. Помните, как Милдред говорит своему супругу о том, чтобы тот поехал, развеялся. Мол, может, кролик под машину попадёт, или собака… Мне вот как-то сложно представить себе, что нормальный в плане эмпатии человек будет радоваться сбитию какого-нибудь животного… А тот случай, когда Монтэга сбили какие-то «представители молодёжи» – когда он убегал от Пса? Тоже – они не случайно его сбили машиной, а сделали это вполне себе намеренно. И ещё в нескольких диалогах можно заметить то, что люди, что окружают Монтэга – не имеют эмпатии… Как мне кажется, из всех людей, кто описан в книге (до того момента, как Монтэг присоединился к «Сопротивлению», которое книги заучивало), только Кларисса была способна к эмпатии. И, скорее всего. Смерть её была вовсе не случайной. Может, ещё у Битти было что-то человеческое – по крайней мере, в нескольких сценах он вёл себя, как человек, но… это очень сложно сказать. А вот остальные – Милдред, её подруги, санитары, большая часть остальных людей – они эмпатии лишены капитально. И тот конец, когда на США посыпались атомные бомбы – он вполне себе заслужен и закономерен…
Вот такой он, этот роман. То, что сейчас происходит в США, когда они начинают запрещать некоторые произведения (как например, «Унесённые ветром») – это, наверное, лишь первая ласточка. Что там будет потом, учитывая, что уровень образования там неуклонно снижается – даже представить страшно. А эмпатия – у них она и так была далеко не у всех… Так что – книга страшна не только тем, что там есть, но и тем, что она имеет очень даже немалые шансы сбыться полностью…