Найти в Дзене

Индивидуальный план: как вузам сохранить аккредитацию и учить по уникальным сценариям?

Оглавление

Индивидуальные занятия в вузе – это не сказка про белого бычка или грёзы о светлом будущем, а практика сегодняшнего дня. Причём речь уже не только про сетевые высшие учебные заведения: традиционные университеты также демонстрируют готовность адаптироваться под потребности своих питомцев, позволяя выбрать, что учить, в какое время и с какой скоростью.

Потребность в образовательных программах с индивидуальной компонентой от года к году становится больше:

  1. Для обучающихся это шансы покинуть высшее учебное заведение с уникальными знаниями, компетенциями, качествами, что серьёзно повысит спрос на трудовом рынке и возможность найти хорошую работу.
  2. Работодателям это позволит иметь дело с молодыми спецами, не нуждающимися в переобучении после окончания учебного заведения.
  3. А вузам такой подход позволит увеличить свою привлекательность — в глазах поступающих, с одной стороны, и работодателей, с другой.

В общем, одни плюсы, но подлинно персонального подхода как не было, так и нет. Главная проблема в этом вопросе заключается в делегировании и распределении ответственности за результат сделанного учащимися выбора. Нужна качественная и всеобъемлющая статистическая информация, возможность обмена, сбора и систематизации – в противном случае все изменения останутся либо декларацией, либо кампанейщийной, либо отдельными местечковыми историями наиболее успешных высших учебных заведений.

Почему университеты не торопятся переходить к индивидуальным планам?

Прежде всего начнём с позитива: университеты готовы переходить к индивидуальным планам, начиная вводить элементы в инициативном порядке. Однако на этом пути существует множество ограничений – прежде всего законодательных и правоприменительных.

Кроме того, трудности есть и на «принимающей» стороне – извлечь часы из базовой программы обучения и перекинуть её в дополнительную непросто. Наиболее энергосберегающее решение – вставить индивидуальную часть плана в дополнительную, факультативную или учебно-воспитательную работу.

С трудностями сталкиваются и студенты, которые, весьма вероятно, хотели бы самостоятельно определять предметную составляющую и характер занятий, но вынуждены тянуть бремя основной программы, не подлежащей отмене и модификации.

Тут есть две основные проблемы:

  • До тех пор, пока не появится нормальный механизм интеграции в базовую программу обучения часов на индивидуальную часть, системного перехода к персонализации не будет. В идеале студенты должны иметь возможность брать курсы в других вузах, причём последние имеют прямую заинтересованность в популяризации их авторского контента.
  • Высшее учебное заведение не может засчитывать единичные элементы программы образования, будь то курсы или отдельные лекции или семинары. Зачтён может быт только целый курс, сведённый по модульной или факультативной системе.

Как быть в такой ситуации?

Учреждения системы высшего образования могут стать более гибкими и предоставлять преподавательскому составу и студентам возможность выбирать. Но для этого нужно что-то сделать с аккредитационной системой, в которой за вольнодумство могут отобрать лицензию.

Эта система имеет большую инерцию и подвержена консервативным неспешным переменам, поэтому работающие в ней люди вынуждены предпринимать собственные шаги и проводить решения на местном уровне, позволяющие внедрять индивидуальный подход в обучение.

Тут может быть несколько направлений модернизации:

  • Создание актуальных компетенций у студентов при помощи активизации в самодеятельных научных сообществах. Смысл – реформирование посредством создания кружков, объединяющих учащихся в рамках проектов, которые они способны реализовать в ходе обучения. Подобный механизм с лёгкостью получит поддержку бизнеса;
  • Цифровизация производственного процесса лежит в основе создания кадрового резерва для модернизации экономики. В ходе обучения не только даются базовые знания (к примеру, по использованию и разработке IT-платформ), но и практические решения актуальных проблем производства – что серьёзно усиливает мотивацию.

Подводя итоги, следует сказать, что современные механизмы диагностики недостаточно точны по части прогнозов, поэтому однозначный вывод о будущем подобного подхода делать рано. Мотивационный уровень учащихся, степень активности его позиции при определении собственной программы обучения оказывают серьёзное влияние на успешность курса.

Индивидуальный подход выгоден не только обучающимся, но и преподавательскому составу. Важно сформировать среду, в рамках которой студент думает о собственном пути и самостоятельно делает выбор, не дожидаясь подсказок от жизни.

Обучающие платформы, механизмы и системы служат содействию в осуществлении выбора на микроуровне, формированию частных сочетаний знаний и компетенций, способствующих повышению ценности и значимости человека на рынке труда.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Что отличает успешного студента? 7 привычек, который может выработать каждый

12 слов, которыми мы пользуемся, но о чьем происхождении не подозреваем

Как учиться за границей максимально бюджетно — или вообще бесплатно