В этой статье я хочу рассказать о действительно уникальных танках ИС-2М, на одном из которых родная башня была заменена на макет огнеметного КВ. Огнеметные танки вообще обычно сравнительно малочислены, а уж подобный "франкенштейн" из абсолютно разных танков вряд ли где-то ещё сохранился.
На первом танке установлена башня от КВ-8, огнеметной модификации знаменитого КВ-1 (КВ-1с). Как я уже писал выше, эта башня на самом деле является лишь макетом, что хорошо видно по внешней "простоте" и грубоватости конструкции. История этого танка весьма необычна. Его, как и стоящий рядом другой ИС-2М, изначально доставили из Украины для ремонта и дальнейшей установки в качестве памятника. Но позже было решено, что памятников-танков ИС-2 (ИС-2М) в стране уже итак много, поэтому родные башни "Иосифов" заменили на макеты башен "Климентов". Полученные "мутанты" по задумке должны были несколько разнообразить имеющиеся обычные ИС-2М. На других пришедших с Украины танках ограничились заменой родных орудий на 100-мм.
По имеющимся у меня данным, заводской номер этого танка - 240410124.
Корма танка. Башня скорее всего сделана даже из неброневой стали.
Неподалеку от танка с башней КВ-8 находится ещё один ИС-2М. Его родная башня также была заменена, но в этот раз решили ограничиться обычным и знакомим многим танком КВ-1. Местные жители говорят, что корпус именно этого танка (заводской номер 240671048) использовался на съемках фильма "Клим Ворошилов-2". В фильме на танк была установлена башня от КВ-2. Как по мне, уж лучше оставить башню КВ-2, чем лепить кривое подобие КВ-1.
Металлисты и мародеры до танков так и не добрались, благо ремонтная база расположена на территории закрытого военного гарнизона. Стальные элементы до сих пор целы, на танке с башней КВ-1 даже частично сохранилось оборудование в кормовой части. На самом деле ИС-2М очень во многом отличается от ИС-2. Изменения коснулись и двигателя, на ИС-2М устанавливали двигатель В-54К-ИС вместо старого В-2-10.
Слева танк с башней КВ-8, справа с КВ-1. По рассказам, эти танки летом-осенью 2021 года должны были отправить на реставрацию. Может им действительно посчастливится стать памятниками.
Как оказалось, на территории ремонтной базы заброшены оказались не только танки. На бетонной площадке у кузнечного цеха нашлись две САУ (самоходных артиллеристских установки) ИСУ-152.
Самоходки также планировали ремонтировать и видоизменять. Родной ствол этой САУ был заменен на макет, по некоторым данным на ней и вовсе одно время стоял ствол от орудия 2А46.
Казенная же часть осталась родная. Страшно представить, что в годы войны происходило с танком при попадании в него снаряда из этого 152-мм орудия.
На этой самоходке сохранилась маркировка ВММСФ КП10501 (?)
Чудом частично уцелели двигатель и элементы трансмиссии.
Справа видно ещё одну ИСУ-152.
Вместо ствола у этой САУ вообще стоит некий обрубок трубы. По информации от местных, детали этой самоходки изначально использовали для ремонта других машин. Ствол, видимо, передали другой ИСУ-152.
Здесь, как и на другой самоходке, осталась маркировка ВММСФ КП10503.
Дальнейшая судьба самоходок неизвестна. Скорее всего, их вместе с танками отправили на реставрацию.
Осталось осмотреть здания ремонтной базы. Как видно, таблички и электрощиток свежие, окна в цеху целые. Военные окончательно ушли с базы совсем недавно.
Кран-балка. Вполне возможно что как раз с ее помощью на ИС-2М установили башни-макеты.
Цеха пустуют. Военный УАЗик так и не отремонтировали.
У КПП ремонтной базы сохранилась цитата А. В. Суворова: "Для командира роднее и ближе Отечества и солдата нет".
По непроверенным данным эту заброшенную технику планируют передать музею авиации Северного Флота в поселке Сафоново. Музей этот очень хороший, так что технике там будет явно лучше, чем ржаветь на старой военной части.
Другие мои подробные статьи про заброшенную технику можете прочитать по ссылкам:
На этом всё, спасибо за внимание. Дорогой читатель, подписывайся на канал, впереди еще много интересного!
Мы много путешествуем по России и за её пределами, спасибо большое каждому, кто прочитал до конца эту статью. При желании, Вы можете дополнительно поддержать публикации на этом канале, так как поездки мы оплачиваем самостоятельно: 5106 2180 3513 1655
Спасибо!