Что такое R.E.M.? В ответ энциклопедия выдаст по вашему запросу что-там про быстрое движение глаз. Но давайте начистоту – это "Losing My Religion". Давайте и мы попробуем в этом обзоре пятиканально "потерять свою (стерео-) религию".
Я помню, какую мощную ротацию по радио получил Шлягер R.E.M.-a в начале 90-ых. Апофеозом народной любви стало исполнение Его советским народом. Помню, прогуливаясь по Москве в начале 90-ых, несколько раз наблюдал в подземных переходах Москвы большую местную скиффл-группу, собирающую мелочь под аккомпанемент этого хита. Получилось что-то вроде орловского "Отеля Калифорнии": группу знают, Шлягер любят, но ничего иного из творчества не помнят. На этом интересе я даже купил DVD под тем же названием и музыкальными клипами на каждую песню. Смотрел много раз, но до конца не проникся: балаган, уличные менестрели, аляповатые любительские клипы (это, скорее, признак 90-х).
Также мой интерес к группе подогрел странный видеоклип на Шлягер: всё в чёрно-красно-золотом, боги/ангелы в перьях, а вокалист Michael Stipe как-то всё вокруг стула ходит-ляжет-стоит. Мается. Теряет религию. Заставляет нас всех задуматься: какую?
R.E.M. - Losing My Religion (Official Music Video)
Мне показалось, что к 1991 году, к своему седьмому альбому, группа изменилась, матерея, набралась хорошей коммерческой хватки и, наконец (!!!), начала придумывать и записывать запоминающиеся мелодии. Не слишком короткое время, чтобы следить за их вялотекущим полулюбительским музицированием.
Вот я и не особо торопился. Однако 10 лет назад я вошёл в третий этап познания этих "вечных студентов": мультиканальный. Конечно, на безрыбье тех лет, пропустить этот коллектив было бы верхом беспечности. Поэтому я усиленно занялся отловом выпущенной в 2005 году серии дисков с объёмным звучанием. Как бы сложилась путина, не знаю, коли бы не золотые руки ведущего эту серию звукоинженера Эллиота Шайнера, считавшегося в то время главным по 5.1-звуку на нашей планете.
Surround Sound Remix Produced by Elliot Scheiner
Assistant Engineer: Jamie Candiloro
R.E.M./Athens, L.L.C./Warner Bros. (8122-73851-2), 1991 / 2005
Смикшированные им альбомы выпускались в формате DVD-Audio, который потом сменился "народным" digipak-ом, для всеядности, с двумя дисками. В условную машину шёл CD, а для домашнего кинотеатра оставался DVD-Audio. Его звуковая часть была и остаётся безупречной – две хайрезных дорожки: MLP 96/24 5.1 и MLP 96/24 2.0.
На диске нашлось место и для бонус-развлекательных материалов, фото и видео:
+ Unreleased "Time Piece" Video Documentary
+ Photo Gallery
Вот, однажды, выдался случай приобрести творение рук Шайнера, и тот самый - первый "идейный" альбом, с которого всё познание R.E.M., в принципе, для меня и началось - "Не в такт"/ "Несвоевременно"/ "Вне времени" (называйте, как хотите "Out Of Time").
Уже не в первый раз, как и на ранних альбомах, трек-лист оригинально разделён на два разных раздела: "Время" и "Память". Вот, обратите, внимание:
Side one – "Time side"
Radio Song (feat. KRS-One) – 4:12
Losing My Religion – 4:26
Low – 4:55
Near Wild Heaven – 3:17
Endgame – 3:48
Side two – "Memory side"
Shiny Happy People – 3:44
Belong – 4:03
Half A World Away – 3:26
Texarkana – 3:36
Country Feedback – 4:07
Me In Honey – 4:06
R.E.M. - Shiny Happy People (Official Music Video)
Новое качество ремовского звучания значительно улучшило восприятие: бледноватые (и, чего уж говорить, для этой банды типовые) мелодии получили новую раскраску, саунд заискрился, нашлось на что "ухо положить". С этой целью миксер по общему своему разумению/опыту/сноpовке-тренировке (Шайнер же-таки!), не побоялся вынести в тылы целые группы инструментов: от мандолины в Шлягере, до чёса банки и оркестра.
Если взглянуть на кредиты, народу там поиграло с целую футбольную команду. А вот саунд не кажется перегруженным и микс слишком ярким, как оно бывает у Мастера. Почему?
Показателен в этом смысле ремикс первой "Радио песни" ("Radio Song"). Он тоже типовой. Разместив спереди ритм-гитару (слева), чёс акустической банки (справа), а вокалиста в центре, инженер вынес в заднее поле примерно половину инструментов, попутно сделав его тише.
Получилась схема "буква П", где верхняя перекладина её – это фронт, а нижние "концы" ножек – два тыловых канала. В тылы попали тарелочки, электроорган и тот самый чёс. Певец в центре тоже стал ахиллесовой пятой всех миксов. Я поставил "радио-песне" 8 баллов, что стало, потом почти общим местом для всех треков программы.
По этой же схеме (и тоже на 8) выполнено сведение Шлягера "Losing My Religion". Разница лишь в том, что в тылах появились, согласно аранжировке, мандолины и хлопки ладошами. Говоря честно, я раньше, слушая стерео где попало и на чём попало, их (хлопки) не замечал. Они были заглушены теснотой формата 2.0.
Ремикс "Low" можно назвать примером потерянных возможностей. Композиция обильна бонгами. Но они перестукиваются только спереди. А ведь видна перспектива прыгающего по углам мячика из игры пинг-понг! В тылы попали только электроорган, тарелочки и бас. Пустовато. Потому 7.
R.E.M. - Low (Official Music Video)
Самой высшей оценкой в программе стала 9-ка. Она тут светится в номерах 4, 6, 10 и 11. Вот, в этом, к примеру:
4 - R.E.M. - "Near Wild Heaven" (Official Music Video) [This Film Is On Version]
Чем достигнут этот результат? Во-первых, выставленным везде (кроме трека 4) балансом и, даже, некоторым превосходством заднего поля над передним. Во-вторых, наконец-то обилие тыловых инструментов и их слышимая дискретность радуют ухо: перкуссии/погремушки, гитары разных мастей, подпевки, скрипка. Почему не 10? Назову такой недостаток: статичность.
Выставленный в начале песни тыловой "статус кво однообразия" не меняется до её конца. Кое-какая вялотекущая подвижность замечена там в номере 10 ("Country Feedback"), однако не выдающаяся. Вообще говоря, динамика не стала тут нормой, она применяется в миксах очень редко.
Оценки для оставшихся композиций распределились таким образом: №5 "End Game" и №8 "Half A World Away" по 7 баллов. И №7 "Belong", №9 "Texarkana" по 8. Их ремиксы почти идентичны тем, что описаны выше для каждой из оценок. Разница между этими семёрками и восьмёрками в аранжировке заднего звукового поля. Любопытно, что в "Texarkana" слышен баланс, однако, тылы скучные и однообразные.
Итак, для 11-ти песен набралось в сумме 7,45 средних баллов. Такой оценки у меня в рейтинге не предусмотрено, и я вынужден сократить её до 7. Хотелось бы округлить в сторону увеличения, но объективное отсутствие динамических эффектов, яркой дискретности не дают повысить среднюю оценку.
Вся многоканальная серия R.E.M., надо заметить, не стала поводом гордости за Шайнера и здесь в "Out Of Time" одна из самых низких оценок его ремиксов для этой команды. Попадающие оттуда в переделку, под нож Стивена Уилсона, альбомы тому косвенное подтверждение.
Между тем, если вы спросите меня, стоит ли покупать этот диджипак, то я отвечу прямо: да. Ибо здесь находится Его Величество Шлягер. Его в компании ещё нескольких приличных песенок очень приятно послушать с высоким разрешением звука и сравнительно приличным, покуда нет альтернатив, ремиксом.
Возможно, что вашим выбором станет вот этот диск: R.E.M. "In Time: The Best Of R.E.M. 1988-2003" DVD-Audio, поскольку Шлягер есть и там. В принципе, ни с тем, ни этим, вы не ошибётесь. Песни везде, вроде, разные, но звучат, как одна))).
Самое главное, если вы не хотите углубляться в тему R.E.M., этим "закроете" очень яркую главу в прикладной науке, которую я окрестил "ремоведением" (Ар-И-Эмоведение не звучит, не так ли?).
Это, знаете, всё равно, как если бы вы захотели "закрыть" одним "выстрелом" тему Eagles (калифорнийских "Орлов"). И, конечно, это возможно только c приобретением одного единственного альбома – "Отеля Калифорнии" ("Hotel California", 1976). Ну, вроде, был у них ранний квадрафонический альбом, который ещё не переиздался. Однако, куда ж без "Отеля"? Та же история и с "Losing My Religion". Да, никто из них, ни Eagles, ни R.E.M. не хотел становится одно-хитовым чудом (one-hit wonder). Само получилось.)))))))))))
Так о чём же на самом деле эта песня? По большому счёту, я не совсем понял. Поэтому и хотел бы провести конкурс на лучшую версию среди моих читателей. Ведь дело не только в тексте, который может быть переведён, даже, мною. Но и в сопровождающем его видеоряде. Добро пожаловать со своими комментариями.
Другие мультиканальные (5.1) издания альбомов R.E.M. из ремоведения:
R.E.M. "New Adventures In Hi-Fi" BD 5.1: Стучат колёса вагонные
R.E.M. "New Adventures In Hi-Fi" MLP 5.1: Приключения новые, ошибки старые
R.E.M. "Document" DVD-Audio 5.1: Перестроечный альбом
R.E.M. "Around The Sun" DVD-A 5.1: И тогда их осталось трое
Σ = 7
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Pixies "Doolittle" Blu-ray 5.1: Обезьяна с панк-гранатой
Richard Thompson "Rumor And Sigh" MLP 5.1: Бард-рокер
Shawn Amos "Thank You Shirl-ee May" DTS 5.1: Реквием по матери
Rob Thomas "...Something To Be" MLP 5.1: В тщетном поиске чего-то
Toby Keith "Shock'n Y'All" DualDisc, SACD 5.1: Такой, как Чак Норрис, очень крутой
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!