В России распространено представление о том, что советское школьное образование было самым сильным в мире. Насколько это представление соответствует действительности, а насколько оно искажено ностальгией по советскому прошлому?
Чтобы ответить на этот вопрос надо для начала определить, что мы принимаем за силу национальной образовательной системы. Предположу, что она, в конечном итоге, сводится к двум основным составляющим: с одной стороны, к равенству доступа к образованию у каждого гражданина страны, а с другой — непосредственно к знаниям и навыкам, которые приобретают дети на протяжении обучения в школе.
С точки зрения доступности школьного образования советская школа была, безусловно, очень сильной. Уже к середине XX-го века начальную школу посещало 100% детей, и хотя в дальнейшем эта цифра немного колебалась, она всегда оставалась очень высокой.
То же самое можно сказать и количестве лет, которые в среднем проводили дети в школе. Совсем не в каждой стране школьный стандарт составляет 8/10 лет. Например, даже сегодня в Китае среднее количество лет обучения в школе не превышает 8.
Но было ли качественным содержание школьного образования и как его оценить?
Обычно, его оценивают через две призмы: во-первых, через призму предметного знания, то есть буквально того, что знают ученики по тому или иному предмету; а во-вторых, через призму метапредметных навыков, таких как умение мыслить критически и творчески, решать нестандартные задачи, проводить самостоятельные исследования и пр.
В том, что касается знаний, защитники советского школьного образования обычно приводят в качестве аргументов победы советских школьников на многочисленных международных олимпиадах по физике и математике. Советские учебники по математике, говорят они, можно использовать в школах даже сегодня! В этих словах есть доля правды.
Невозможно отрицать, что в СССР существовала выдающаяся сеть специализированных математических школ, из которой регулярно выходили победители олимпиад и крупные ученые. Говорит ли это о силе образовательной системы в целом? Для меня эта связь неочевидна.
Но для чистоты спора можно признать: в Советском Союзе было сильное математическое образование. Но наверное образование не ограничивается математикой и для честности нужно посмотреть и на другие предметы.
Давайте спросим, было ли сильным советское историческое образование? Что проходили по школьной программе по обществоведению? Знали ли школьники как устроена экономика? Или все гуманитарные предметы были настолько выхолощены и идеологизированы, что сейчас эти учебники невозможно без слез в руки взять?
Спрошу еще, что вынес советский школьник с уроков литературы? Знал ли он стихи Мандельштама или Цветаевой, романы Пастернака или Солженицына? И наконец: сколько иностранных языков знал обычный советский школьник? В среднем — меньше одного.
Но самое печальное, что образование — это не умение воспроизвести нужный ответ или решить ту или иную стандартную задачу.
Образование — это умение самостоятельно мыслить, и решать новые, неожиданные задачи, синтезируя предыдущий накопленный опыт; и если мы судим о качестве советского образования по победам в математических олимпиадах, то давайте судить о нем и по тому, как легко советский человек шел на сеансы массового исцеления Анатолия Кашпировского; или отдавал свои деньги в знаменитые финансовые пирамиды девяностых; или, наконец, по тому, насколько растерянным оказался советский человек после распада СССР перед лицом большого мира. Мира, взаимодействовать с которым его никогда и нигде не учили.
Оставляйте комментарии, что Вы думаете об этом, и подписывайтесь на канал!