Время не охотно делится с прошлым, поэтому только от желания людей (ну и конечно возможностей) зависит сможем ли мы сохранить память о своем прошлом и показать что-то детям. Это заставляет под "определенным углом" рассматривать судьбу каждого списанного корабля, ведь польза от сохранения даже его части иногда больше чем от получения лишних двух-трех тонн стали.
Каждый военный корабль - это не только боевая единица флота, это дом для моряков, это образец кораблестроения, это место подвигов моряков. Особенно если речь идет о корабле, который олицетворяет собой определенный тип, службу на котором когда-то прошли тысячи офицеров, старшин и матросов. В этом случае сохранение этого корабля или его части дело государственной важности.
23.Памятный объект: Ограждение рубки "подводной лодки С-156" "Комсомолец Казахстана" , проект 613
Статус: подводная лодка - памятник "Моряка-подводникам Балтики"
Место расположения: Россия, Кронштадт, площадь Рошаля. Открыт: 9 мая 2000 года в качестве памятника "Морякам-подводникам Балтики"
Подводная лодка была заложена в октябре 1952 года на заводе ССЗ №112 "Красное Сормово" им.А.А.Жданова в г.Горький как средняя подводная лодка. Весной 1953 года по внутренним водным системам переведена на ССЗ № 189 им.С.Орджоникидзе (г.Ленинград) для достройки и испытаний.
После вступления в строй в декабре 1953 года подводная лодка в течение всего срока службы находилась в составе КБФ, неоднократно объявлялась «отличным кораблем» и лучшей подводной лодкой соединения (1957, 1965, 1966, 1972, 1976, 1981, 1986 годы). Базировалась на Лиепаю, Кронштадт, Балтийск. Ее посещало высшее командование флотов нескольких иностранных государств.
В 1965 году подводная лодка посетила г. Гдыня (Польша) с официальным визитом (25-29 июня). В 1970 и 1975 годах С-156 принимала участие в парадах в честь Дня ВМФ СССР в Москве. В 1972 году подводная лодка С-156 удостоена почетного звания «Комсомолец Казахстана» и занесена в летопись комсомольской славы СССР.
В числе 57 почетных членов экипажа ПЛ С-156 зачислен Герой Советского Союза капитан 1 ранга С.П.Лисин -командир ПЛ С-7 (IX бис серии) в годы Великой Отечественной войны.
Подводные лодки проекта 613 были первыми послевоенными отечественными лодками и построены самой крупной в мире серией - 215 единиц. В 1950-1960-х годах на ПЛ проекта 613 проходили воинскую службу большинство наших подводников.
В 1959 году подводная лодка прошла модернизацию по проекту 613Е, в апреле 1970 года приняла участие в учениях "Океан-70". В 1979 году получила оценку "отлично" на торпедных стрельбах на приз ГК ВМФ и заняла второе место в ВМФ СССР по торпедной подготовке.
19 апреля 1990 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разделки на металл. В то время имелись планы переоборудования корпуса подводной лодки в музей и передачи его в распоряжение правительства Республики Казахстан, но командование ЛенВМБ отказало в этой просьбе. В то время (30 лет назад) мне бы показалось что это ошибочное решение - сейчас считаю, что правильное. В последующем корпус субмарины был разделан на металл, а ограждение рубки установлено в Кронштадте.
1 октября 1990 года экипаж ПЛ С-156 ("Комсомолец Казахстана") был расформирован. Почетное наименование "Комсомолец Казахстана" 16 апреля 1991 года передано подводной лодке Б-146 проекта 641.
Утилизация подводной лодки, да и любого корабля - всегда горькое событие для тех, кто служил на ней и других военных моряков, которые помнили о легендарном корабле, может быть именно поэтому было принято решение оставить рубку подводной лодки в виде памятника. Более того было принято решение по созданию памятника морякам-подводникам Балтики, им и стало ограждение рубки ПЛ проекта 613.
Памятник был установлен в Кронштадте, площадь Рошаля, на углу улицы Восстания и Флотской улицы.
Для справки: водоизмещение (надводное/подводное) - 1050/1350 т; длина наибольшая - 76 м, ширина наибольшая - 6,3 м, осадка средняя - 4,6 м; глубина погружения - 200 м; экипаж - 52 человека; архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусная. Энергетическая установка субмарины - дизель-электрическая, дизель 37Д (2х2000 л.с. ), электродвигатель ПГ-101 (2х1350 л.с. ). Скорость хода: надводная наибольшая - 18,2 узлов, наибольшая подводная - 13,1 узлов, в режиме РДП - 5 узлов.. Дальность плавания: надводная/подводная - 8580/13 (353) миль при скорости - 10/13 (2) узлов.
Для справки: Вооружение 6х533-мм торпедных аппаратов (4 - носовых и 2 кормовых), 12 торпед, 22 мины АМД-1000 (принимаются вместо торпед); 1х2-57-мм зенитная установка СМ-24-ЗИФ, 1х2-25-мм зенитная установка 2М-8.
И в завершении самое главное - есть мнение, что это рубка не принадлежит подводной лодке С-156, а принадлежит другой подводной лодки проекта 613, которая была утилизирована в Кронштадте. Вероятно это ограждение от подводной лодки С-362.
В любом случае, от какой субмарины ограждение значения не имеет - главное сохранили память о моряках и подводной лодке середины ХХ века. Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели, видели эту субмарину в Кронштадте? Поделитесь впечатлениями!
И да, думаю, что эта подводная лодка известна большому количеству людей, особенно старшего возраста, которые об этом и не подозревают. Именно подводная лодка С-156 использовалась в съемках фильма "Секретный фарватер" (фильм 1986 года), где играла роль секретной немецкой субмарины "Летучий голландец" (ниже кадр из фильма).
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.