Найти тему
Ерофей и его заметки

Мотоброневагон МБВ. Единственный сохранившийся

Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись, в основном, его современного и гражданского состояния. Однако, не так уж и давно, среди МВПС имелись и военные объекты. Мотоброневагоны.

Бронепоезд представляет собой забронированный паровоз, который перемещает бронеплощадки с вооружением. Словом, обычный железнодорожный состав с локомотивной тягой, только с военной спецификой. Мотоброневагон же подобен автомоторисе. Он передвигается самостоятельно и сам же несёт экипаж и вооружение. Конечно, при желании, мотоброневагон можно включить и в состав бронепоезда.

Про первый российский мотоброневагон, примечательный и конструкцией, и судьбой «Заамурец», построенный в единственном экземпляре в 1916 году, мы говорили в прошлый раз.

Теперь стоит поговорить про последние советские мотоброневагоны, не менее примечательные и малочисленные. Мотоброневагоны МБВ конструкции Кировского завода, построенные в 1936-1937 году в количестве двух единиц.

Мотоброневагоны МБВ разработали в конструкторском бюро СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде. Для конструкторского бюро это была первая самостоятельная разработка. Впоследствии оно станет ведущим КБ по тяжёлым танкам КВ и ИС.

Первый образец нового мотоброневагона был построен осенью 1936 года, второй – весной 1937-го. Мотоброневагон МБВ представлял из себя бронированную автомотрису с танковым двигателем М-17 (от среднего трёхбашенного танка Т-28). Толщина брони корпуса 10-20 мм, вооружение – три танковые башни с 76,2 мм пушками КТ-28 (опять-таки, от танка Т-28). А в башнях, кроме пушек, ещё и спаренные пулемёты ДТ. Плюс – четыре пулемёта Максим в шаровых установках в бортах. Плюс – счетверённая пулемётная зенитная установка М4 из тех же «максимов», расположенная внутри корпуса, способная выдвигаться и вести огонь через откидную крышу. Ну и в довесок – пулемёт ДТ в корме. Экипаж мотоброневагона – 34 человека (во время войны штат шагнул до 64 человек, из них 10 – вне броневагона).

Мотоброневагон МБВ №02. Корма с двигателем – слева, под ним двухосная тележка с обеими ведущими осями и колёсами «паровозного типа». Нос – справа, там опорная трёхосная тележка с колёсами «вагонного типа». В возвышении посередине – место командира, наблюдательный пост и радиорубка. Сверху имеется вращающаяся башенка с дальномером. Фото автора.
Мотоброневагон МБВ №02. Корма с двигателем – слева, под ним двухосная тележка с обеими ведущими осями и колёсами «паровозного типа». Нос – справа, там опорная трёхосная тележка с колёсами «вагонного типа». В возвышении посередине – место командира, наблюдательный пост и радиорубка. Сверху имеется вращающаяся башенка с дальномером. Фото автора.

После постройки оба мотоброневагона усиленно гоняли и испытывали, переделывали, устраняли замечания и снова испытывали. После начала войны с Финляндией, решили отправить туда МБВ №02, проверить его в боевой обстановке. Пушки КТ-28 на нём заменили на более мощные Л-11 того же калибра. Такие пушки поначалу ставились на первые танки Т-34 и КВ-1. С середины января 1940 года и до окончания Советско-Финляндской войны МБВ №02 воевал на Карельском перешейке, в составе 7-й армии Северо-Западного фронта.

Башни крупным планом. Благодаря трёхкратной смене вооружения, бронировка выглядит весьма специфично. Торчащая из борта цилиндрическая штука – бронировка пулемёта Максим. Установки под пулемёты в кормовых нишах башен закрыты заглушками и заварены. Не ясно только, сделали это ещё при очередной смене вооружения во время войны, или после. Фото автора.
Башни крупным планом. Благодаря трёхкратной смене вооружения, бронировка выглядит весьма специфично. Торчащая из борта цилиндрическая штука – бронировка пулемёта Максим. Установки под пулемёты в кормовых нишах башен закрыты заглушками и заварены. Не ясно только, сделали это ещё при очередной смене вооружения во время войны, или после. Фото автора.

После начала Великой Отечественной МБВ №02, находившийся в Ленинграде, так и остался на севере и воевал на ленинградском направлении. Летом 1943 года его снова перевооружили. Пушку Л-11 сменила очередная танковая пушка, Ф-34, всё того же трёхдюймового калибра. (Замена шла, хоть и с большим отставанием, вслед за танками – на Т-34 уже давно вместо пушек Л-11 ставили пушки Ф-34).

На этой фотографии запечатлён тот момент, когда мотоброневагон был вооружён пушками Л-11. На крыше каждой башни установлены пулемёты ДТ – для защиты от авиации противника.
На этой фотографии запечатлён тот момент, когда мотоброневагон был вооружён пушками Л-11. На крыше каждой башни установлены пулемёты ДТ – для защиты от авиации противника.

После войны, в 1947 году, мотоброневагон отправили на военный склад в Брянске. Там старенький бензиновый двигатель М-17 заменили на дизель В-2-34 а выдвижную счетверённую пулемётную установку демонтировали. В 1960 году МБВ №02 поучаствовал в съёмках фильма «Крепость на колёсах», изображая часть бронепоезда. В 1965 году мотоброневагон передали на хранение в Кубинку, где он и находится до сих пор.

Кадр из фильма «Крепость на колёсах» (1960 г.), немцы из миномётов обстреливают советский бронепоезд. Характерный силуэт мотоброневагона МБВ №02 хорошо различим (третий справа, массивный объект после двух платформ).
Кадр из фильма «Крепость на колёсах» (1960 г.), немцы из миномётов обстреливают советский бронепоезд. Характерный силуэт мотоброневагона МБВ №02 хорошо различим (третий справа, массивный объект после двух платформ).

Мотоброневагон МБВ №01 на начало войны был в ремонте и полуразобранном состоянии. Его срочно восстановили, осенью добавили брони, экранировав корпус 15-25 мм дополнительными листами, доведя до общей толщины 30-40 мм. В отличие от своего собрата, всю войну крутившегося на севере, возле Ленинграда, МБВ №01, немного повоевав на Калининском фронте, после очередного ремонта попал в противоположную сторону, на юг. Летом 1942 года он был отправлен в Сталинградский военный округ и 20 августа прибыл в Астрахань. Потом были Ростов, Таганрог, Крым… В конце 1944 года мотоброневагон перевооружили, заменив короткоствольные пушки КТ-28 на Ф-34, а в феврале 1945 направили в состав 1-го Белорусского фронта, с которым он и закончил войну. В августе 1953 года мотоброневагон МБВ №01 отправили на военный склад в Брянске. Там его следы теряются – вероятно, в шестидесятые годы он был отправлен в металлолом.

Мотоброневагон МБВ №01 ещё до перевооружения, с пушками КТ-28 в башнях. У мотоброневагона оригинальная маскировка – поверх белого «зимнего» фона накрашены две чёрные параллельные полосы, имитирующие рельсы, что должно было затруднить опознание с вражеских авиаразведчиков.
Мотоброневагон МБВ №01 ещё до перевооружения, с пушками КТ-28 в башнях. У мотоброневагона оригинальная маскировка – поверх белого «зимнего» фона накрашены две чёрные параллельные полосы, имитирующие рельсы, что должно было затруднить опознание с вражеских авиаразведчиков.

После войны особых перспектив у существовавших железнодорожных бронеединиц не имелось. Да и во время Великой Отечественной они уже были чрезвычайно уязвимы, особенно для авиации. Потому послевоенная судьба мотоброневагонов не удивительна.

Бронепоезда расформировывали, с их бронепаровозов снимали броню и возвращали в народное хозяйство в качестве обычных локомотивов. С мотоброневагонами специальной постройки так поступить было невозможно, военную ценность они утратили, в гражданском хозяйстве были не нужны. То, что в бронетанковом музее в Кубинке сохранился хотя бы один подлинный мотоброневагон уже счастье.

Скиталец Гражданской войны - мотоброневагон "Заамурец"

МВПС. Когда вагон - сам себе локомотив

Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?

Ненастоящий бронепоезд

Послевоенный бронепоезд. Старые идеи на новый лад

(Версия для LiveJournal)

#железнодорожный транспорт #история #история ссср #война #великая отечественная война #бронетехника #бронепоезд #история россии #военная техника #ссср