Рассматривая разновидности МВПС – моторвагонного подвижного состава железных дорог – мы коснулись, в основном, его современного и гражданского состояния. Однако, не так уж и давно, среди МВПС имелись и военные объекты. Мотоброневагоны.
Бронепоезд представляет собой забронированный паровоз, который перемещает бронеплощадки с вооружением. Словом, обычный железнодорожный состав с локомотивной тягой, только с военной спецификой. Мотоброневагон же подобен автомоторисе. Он передвигается самостоятельно и сам же несёт экипаж и вооружение. Конечно, при желании, мотоброневагон можно включить и в состав бронепоезда.
Про первый российский мотоброневагон, примечательный и конструкцией, и судьбой «Заамурец», построенный в единственном экземпляре в 1916 году, мы говорили в прошлый раз.
Теперь стоит поговорить про последние советские мотоброневагоны, не менее примечательные и малочисленные. Мотоброневагоны МБВ конструкции Кировского завода, построенные в 1936-1937 году в количестве двух единиц.
Мотоброневагоны МБВ разработали в конструкторском бюро СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде. Для конструкторского бюро это была первая самостоятельная разработка. Впоследствии оно станет ведущим КБ по тяжёлым танкам КВ и ИС.
Первый образец нового мотоброневагона был построен осенью 1936 года, второй – весной 1937-го. Мотоброневагон МБВ представлял из себя бронированную автомотрису с танковым двигателем М-17 (от среднего трёхбашенного танка Т-28). Толщина брони корпуса 10-20 мм, вооружение – три танковые башни с 76,2 мм пушками КТ-28 (опять-таки, от танка Т-28). А в башнях, кроме пушек, ещё и спаренные пулемёты ДТ. Плюс – четыре пулемёта Максим в шаровых установках в бортах. Плюс – счетверённая пулемётная зенитная установка М4 из тех же «максимов», расположенная внутри корпуса, способная выдвигаться и вести огонь через откидную крышу. Ну и в довесок – пулемёт ДТ в корме. Экипаж мотоброневагона – 34 человека (во время войны штат шагнул до 64 человек, из них 10 – вне броневагона).
После постройки оба мотоброневагона усиленно гоняли и испытывали, переделывали, устраняли замечания и снова испытывали. После начала войны с Финляндией, решили отправить туда МБВ №02, проверить его в боевой обстановке. Пушки КТ-28 на нём заменили на более мощные Л-11 того же калибра. Такие пушки поначалу ставились на первые танки Т-34 и КВ-1. С середины января 1940 года и до окончания Советско-Финляндской войны МБВ №02 воевал на Карельском перешейке, в составе 7-й армии Северо-Западного фронта.
После начала Великой Отечественной МБВ №02, находившийся в Ленинграде, так и остался на севере и воевал на ленинградском направлении. Летом 1943 года его снова перевооружили. Пушку Л-11 сменила очередная танковая пушка, Ф-34, всё того же трёхдюймового калибра. (Замена шла, хоть и с большим отставанием, вслед за танками – на Т-34 уже давно вместо пушек Л-11 ставили пушки Ф-34).
После войны, в 1947 году, мотоброневагон отправили на военный склад в Брянске. Там старенький бензиновый двигатель М-17 заменили на дизель В-2-34 а выдвижную счетверённую пулемётную установку демонтировали. В 1960 году МБВ №02 поучаствовал в съёмках фильма «Крепость на колёсах», изображая часть бронепоезда. В 1965 году мотоброневагон передали на хранение в Кубинку, где он и находится до сих пор.
Мотоброневагон МБВ №01 на начало войны был в ремонте и полуразобранном состоянии. Его срочно восстановили, осенью добавили брони, экранировав корпус 15-25 мм дополнительными листами, доведя до общей толщины 30-40 мм. В отличие от своего собрата, всю войну крутившегося на севере, возле Ленинграда, МБВ №01, немного повоевав на Калининском фронте, после очередного ремонта попал в противоположную сторону, на юг. Летом 1942 года он был отправлен в Сталинградский военный округ и 20 августа прибыл в Астрахань. Потом были Ростов, Таганрог, Крым… В конце 1944 года мотоброневагон перевооружили, заменив короткоствольные пушки КТ-28 на Ф-34, а в феврале 1945 направили в состав 1-го Белорусского фронта, с которым он и закончил войну. В августе 1953 года мотоброневагон МБВ №01 отправили на военный склад в Брянске. Там его следы теряются – вероятно, в шестидесятые годы он был отправлен в металлолом.
После войны особых перспектив у существовавших железнодорожных бронеединиц не имелось. Да и во время Великой Отечественной они уже были чрезвычайно уязвимы, особенно для авиации. Потому послевоенная судьба мотоброневагонов не удивительна.
Бронепоезда расформировывали, с их бронепаровозов снимали броню и возвращали в народное хозяйство в качестве обычных локомотивов. С мотоброневагонами специальной постройки так поступить было невозможно, военную ценность они утратили, в гражданском хозяйстве были не нужны. То, что в бронетанковом музее в Кубинке сохранился хотя бы один подлинный мотоброневагон уже счастье.
Скиталец Гражданской войны - мотоброневагон "Заамурец"
МВПС. Когда вагон - сам себе локомотив
Что осталось от бронепоездов в России и где их можно увидеть?
Послевоенный бронепоезд. Старые идеи на новый лад
#железнодорожный транспорт #история #история ссср #война #великая отечественная война #бронетехника #бронепоезд #история россии #военная техника #ссср