Найти тему

Самолёты латвийской авиации в Красной Армии

Латвия имела наибольшие по численности вооруженные силы среди трёх стран Балтии, но того же нельзя сказать про латвийскую авиацию.

Военно-воздушные силы состояли из двух дивизионов и группы морской авиации.

1-й истребительный дивизион состоял из трёх эскадрилий:

  • 1-я эскадрилья — 13 английских истребителей Gloster Gladiator;
  • 2-я эскадрилья — 6 английских истребителей Gloster Gladiator и 3 английских же Bristol Bulldog;
  • 3-я эскадрилья — также 6 Gloster Gladiator и 3 Bristol Bulldog.
Истребитель Gloster Gladiator. Создан в 1934 году. Экипаж — 1 человек, скорость — 414 км/час, дальность полёта — 714 км, максимальная высота — 10211 м, вооружение — 4 пулемёта.
Истребитель Gloster Gladiator. Создан в 1934 году. Экипаж — 1 человек, скорость — 414 км/час, дальность полёта — 714 км, максимальная высота — 10211 м, вооружение — 4 пулемёта.
Истребитель Bristol Bulldog. Создан в 1927 году. Экипаж — 1 человек, скорость — 335 км/час, дальность полёта — 440 км, максимальная высота — 9450 м, вооружение — 2 пулемёта и 4 бомбы по 9 кг.
Истребитель Bristol Bulldog. Создан в 1927 году. Экипаж — 1 человек, скорость — 335 км/час, дальность полёта — 440 км, максимальная высота — 9450 м, вооружение — 2 пулемёта и 4 бомбы по 9 кг.

2-й дивизион должен был тоже состоять из трёх эскадрилий:

  • 4-я эскадрилья должна была быть истребительной, но матчасти в 1940 году не имела;
  • 5-я эскадрилья — 2 английских разведчика-бомбардировщика Hawker Hind, 6 чехословацких разведчиков-бомбардировщиков Letov S.16;
  • 6 -я эскадрилья —10 бельгийских учебных самолётов Stampe et Vertongen SV-5, в роли разведчиков.
Разведчик-бомбардировщик Hawker Hind. Создан в 1934 году. Экипаж —2 человека, скорость — 299 км/час, дальность полёта — 692 км, максимальная высота — 8000 м, вооружение — 2 пулемёта и 227 кг бомб.
Разведчик-бомбардировщик Hawker Hind. Создан в 1934 году. Экипаж —2 человека, скорость — 299 км/час, дальность полёта — 692 км, максимальная высота — 8000 м, вооружение — 2 пулемёта и 227 кг бомб.
Разведчик-бомбардировщик Letov S.16. Создан в 1926 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 230 км/час, дальность полёта — 1045 км, максимальная высота — 7000 м, вооружение — 3 пулемёта, до 500 кг бомб.
Разведчик-бомбардировщик Letov S.16. Создан в 1926 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 230 км/час, дальность полёта — 1045 км, максимальная высота — 7000 м, вооружение — 3 пулемёта, до 500 кг бомб.
Учебный самолёт Stampe et Vertongen SV-5. Создан в 1935 году. Экипаж —2 человека, скорость — 272 км/час, дальность полёта —480 км, максимальная высота — 7500 м, вооружение — 2 пулемёта и до 400 кг бомб.
Учебный самолёт Stampe et Vertongen SV-5. Создан в 1935 году. Экипаж —2 человека, скорость — 272 км/час, дальность полёта —480 км, максимальная высота — 7500 м, вооружение — 2 пулемёта и до 400 кг бомб.

В морской авиации было ещё 6 чехословацких Letov S.16, 4 английских поплавковых разведчика Fairey Seal, шведский поплавковый разведчик Svenska Aero S.4 и шведский же учебный Svenska Aero S.10 Piraten.

Поплавковый разведчик Fairey Seal. Создан в 1930 году. Экипаж — 3 человека, скорость — 233 км/час, дальность полёта — 966 км, максимальная высота — 6705 м, вооружение — 2 пулемёта и до 227 кг бомб.
Поплавковый разведчик Fairey Seal. Создан в 1930 году. Экипаж — 3 человека, скорость — 233 км/час, дальность полёта — 966 км, максимальная высота — 6705 м, вооружение — 2 пулемёта и до 227 кг бомб.
Поплавковый разведчик Svenska Aero S.4. Создан в 1926 году фирмой Heinkel, как HE.4. Экипаж — 2 человека, скорость — 180 км/час, дальность полёта —660 км, максимальная высота — 3800 м, вооружение — 1 пулемёт.
Поплавковый разведчик Svenska Aero S.4. Создан в 1926 году фирмой Heinkel, как HE.4. Экипаж — 2 человека, скорость — 180 км/час, дальность полёта —660 км, максимальная высота — 3800 м, вооружение — 1 пулемёт.
Учебный самолёт Svenska Aero S.10 Piraten. Создан в 1929 году. Экипаж —2 человека, скорость — 175 км/час, дальность полёта — 660 км, максимальная высота — 4400 м, вооружения нет.
Учебный самолёт Svenska Aero S.10 Piraten. Создан в 1929 году. Экипаж —2 человека, скорость — 175 км/час, дальность полёта — 660 км, максимальная высота — 4400 м, вооружения нет.

Как можно видеть, самолёты были не самые современные.

Стоит сказать, что в Латвии пытались производить и свои самолёты. В частности, был разработан лёгкий истребитель VEF I-16, учебный пикирующий бомбардировщик Cukurs C-6bis.

Лёгкий истребитель VEF I-16. Создан в 1940 году. Экипаж — 1 человек, скорость — 483 км/час, дальность полёта — 400 км, максимальная высота — 8000 м, вооружение — 2 20-мм пушки и 2 пулемёта.
Лёгкий истребитель VEF I-16. Создан в 1940 году. Экипаж — 1 человек, скорость — 483 км/час, дальность полёта — 400 км, максимальная высота — 8000 м, вооружение — 2 20-мм пушки и 2 пулемёта.
Учебный пикирующий бомбардировщик Cukurs C-6bis. Создан в 1940 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 440 км/час, дальность полёта — 680 км, максимальная высота — 5800 м, вооружение — несколько бомб до 50 кг.
Учебный пикирующий бомбардировщик Cukurs C-6bis. Создан в 1940 году. Экипаж — 2 человека, скорость — 440 км/час, дальность полёта — 680 км, максимальная высота — 5800 м, вооружение — несколько бомб до 50 кг.

Воевать, как известно, латвийской авиации, да и всей латвийской армии, не пришлось и в 1940 году она влилась в состав советских ВВС. На базе латвийских ВВС была сформирована 24-я отдельная корпусная эскадрилья. В неё вошли 10 бельгийских SV-5.

Один самолёт потерпел аварию ещё до войны. В первую неделю войны было несколько боевых вылетов (на разведку), в которых был потерян один самолёт. Далее пришёл приказ на эвакуацию. Часть лётчиков и наземного персонала дезертировала, но большинство осталось верными новой власти и эвакуировалась в район Ржева. Долетело лишь пять самолётов, и эскадрилья была расформирована. Правда, потом некоторые из этих лётчиков и техников в 1943 году стали основной для 24-й отдельной латышской авиационной эскадрильи.

Поплавковый разведчик Fairey Seal, использовавшийся в РККА как учебный. Все латвийские самолёты сохранили латвийскую окраску, лишь получили звезды вместо свастики.
Поплавковый разведчик Fairey Seal, использовавшийся в РККА как учебный. Все латвийские самолёты сохранили латвийскую окраску, лишь получили звезды вместо свастики.

Примечательно, что воевали они в Прибалтике, там же использовалось 12-я группа ночных штурмовиков Люфтваффе (NSGr.12 (lettisch)), укомплектованная латвийским лётчиками. Конечно, в воздушных боях они друг против друга не принимали участия, просто в силу специфики, но всё-таки летали в одном небе.

Все остальные латвийские самолёты, не вошедшие в состав 24-й корпусной эскадрильи, так и остались на своих аэродромах, где их разбомбили или захватили немцы.

Латвийский Stampe et Vertongen SV-5 с опознавательными знаками Люфтваффе. В боевых действиях их не использовали.
Латвийский Stampe et Vertongen SV-5 с опознавательными знаками Люфтваффе. В боевых действиях их не использовали.

Все материалы, связанные со странами, не принимавшими участия в сражениях Второй Мировой войны, идут под общим тегом #НевоевавшиеАрмииВМВ.

Рекомендую вам мою статью:

Союзники Вермахта: венгерская авиация

И маленькое объявление для тех, кто уже пишет или хотел бы стать автором, но не решается заводить свой канал на Дзене. Я с удовольствием предложу сотрудничество в плане совместной работы над статьями для аудитории моего канала. Если интересно, то пишите на почту nwt@nweb.su.