Огромный разрушительный след нанесло на русские земли монгольское нашествие 1237-1240 годов. Было уничтожено огромное количество храмов и церквей. К счастью, начиная с XIV века русская архитектура начала развиваться с новыми силами.
Новгородские земли пострадали от нашествия значительно меньше, нежели Суздаль и Вдадимир.
Новгород
В летописях до начала 90х годов XIII века найдено упоминание о строительстве лишь трёх крепостных новгородских церквей . При этом активно шло крепостная застройка: для защиты от нападения врагов.
Однако после победы над шведами, а затем над ливонскими рыцарями Новгород к концу XIII века становится одним из крупнейших центров Руси, полностью сохранившим культурные традиции и памятники прошлого.
Основываясь на соблюдении старых правил, возникают новые техники в зодчестве. Так, наряду с прежними формами окон, появляются оконные проёмы со стрельчатым завершением.
Камень в кладке заменяется волоховской плитой, которая не требовала больших затрат на разработку и доставку.
Храм Николы на Липне XIII века показывает новые приемы, использованные зодчими: вытянутость пропорций, которая прежде не встречалась у новгородских мастеров, а так же кладка из блоков грубо отесанного известняка с добавлением кирпича, создававшая неровную поверхность и, нуждающаяся в обязательном покрытии известью.
Из построек XIV века до наших дней дошли так же церковь Благовещенья на Городище (1342-1343) и церковь Спаса на Ковалеве.
Классический тип новгородского храма формируется во второй половине XIV века. Церковь Фёдора Стратилата на Ручье (1360) и церковь Спаса на Ильине улице (1374). Обе церкви имеют прямолинейную кровлю на 8 скатов. Фасад снова расчленяется лопатками и на нем появляются различные декоративные украшения: "бровки" над окнами, арочки и ниши на барабане.
С 1302 по 1400 годы строятся стены и башни укрепления Новгорода. Они и обогатили архитектурный ансамбль города.
Во второй половине XV века новгородские бояре боролись против воссоединения с Москвой. Они старались вернуть "старину" и строить здания по давним традициям Новгорода. Каменными зданиями был обстроен детинец ("окольный город"). Одной из таких построек была Гранатовая палата - трёхэтажное здание с большим залом для приёмов и заседаний.
При соединении Новгорода с Русским государством местные традиции стали ослабевать, давая место московскому общерусскому зодчеству.
Псков
До первой половины XIV века строительство в Пскове практически не велось. В XIII веке активно строились и укреплялись стены детинца. Было создано три храма. До наших дней сохранился один из них: собор Снетогорского монастыря (1311).
Когда в 1348 году Псков отсделился и стал независимой политической единицей, строительство стало развиваться активнее. Тогда был построен, недошедший до нас, храм Троицкий собор Пскова.
В XV веке создаются небольшие храмы и продолжают строяться крепости из местной известковой плиты. В кладку храму вкладывали глиняные кувшины "голосняки" для улучшения акустики.
К XVI веку общая протяженность каменных крепостных стен составила 9 км.
Церковь Василия на Горке - древнейшая из сохранившихся псковских памятников. Она построена по старым традициям: четырехстолпный одноглавый храм с закомарами фасадов, с тремя апсидами и ассиметричным приделом.
Москва
С XIII века возрастает политическое и экономическое значение Москвы. В Москву переходит митрополит, что позволяет Москве стать общерусским церковным центром.
При Иване Калите начинается активная каменная застройка города. Успенский собор (1326) Архангельский собор (1333), Собор Спаса на Бору (1328-1330) - первые постройки того времени, все они: белоаменные в продолжении владимирской художественной традиции.
Соборы находятся на территории Московского Кремля.
В 1367 году Москоский кремль расширили, построили башни и каменные стены. Паралелльно строятся храмы в Коломне, Звенигороде и Сергиевом Посаде.
Собор Андронникова монастыря в Москве (1427) - яркий представитель московской школы зодчих. Отличительный динамичный характер здания придает ступенчатое строение.
В московском зодчечтве того времени сильнО влияние владимирских мастеров.
Плотный известняк в форме прямоугольников по-прежнему являлся материалом для строительства. При этом значительно сократилось количество внешнего декора и упростились формы застроек.
О дальнейших этапах развития архитектуры я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#история искусства #искусство #культура #архитектура #россия #история россии