Найти в Дзене
Ника Марш

Разуть мужа - русский обычай

Гордая полоцкая княжна Рогнеда ответила сватам: «Не хочу разувать робичича». Дело в том, что князь Владимир, правивший в Новгороде, был сыном ключницы Малуши. А по свадебным традициям X века молодая жена непременно должна была разуть мужа. Вот Рогнеда и не захотела снимать обувь с человека низкого происхождения.

Владимир и Рогнеда, полотно А.П.Лосенко, 1770 г.
Владимир и Рогнеда, полотно А.П.Лосенко, 1770 г.

Княжна или обычная девушка – но в Средние века, после свадьбы, новоявленной жене следовало пройти особую церемонию. Она символизировала, что отныне у молодой особы появляется другой защитник и властелин. Прежде чем отправиться на покой, жена должна была снять обувь со своего мужа. Чаще всего это делалось в присутствии гостей, сопровождалось песнями, чтобы каждый мог убедиться – традиция соблюдена. Разуть мужа - это, прежде всего, русский обычай.

Рогнеда Рогволодовна, конечно, знала об этом порядке. И склоняться перед «робичичем», как она называла отпрыска князя и простой ключницы, не собиралась. К тому же, ей прочили в мужья другого князя – Ярополка Святославича. О его матери известно мало, но чаще ею называют некую княжну Предславу. По всей видимости, с этим союзом Рогнеда бы смирилась. Да и симпатии её отца были явно на стороне Ярополка. А вот когда приехали посланники от Владимира, прозвучал категоричный отказ, что донесла до нас "Лаврентьевская летопись".

фрагмент полотна М.Элленридер
фрагмент полотна М.Элленридер

Закончилось это взятием Полоцка, победой Владимира, и замужеством Рогнеды. Полоцкой княжне все-таки пришлось разувать когда-то отвергнутого жениха. Однако это не принесло покоя и счастья в дом князя. Плохо знал людей Владимир! Даже после рождения сына Рогнеда не стала примерной женой, и однажды замыслила избавиться от мужа. Узнав обо всём, Владимир выслал супругу, а их общий сын Изяслав стал родоначальником одной из ветвей Рюриковичей.

Традиция разувать мужа после свадьбы существовала ещё долгое время. Встречается упоминание об этом в фольклоре разных славянских народов. На севере обычая придерживались до самой революции 1917 года. Там тоже с песнями провожали молодых в их покои, после чего новобрачной советовали:

«Ты милого разувай, по имени, по отчеству, отныне величай!»
кадр из "Игры престолов", Тирион накрывает Сансу своим плащом
кадр из "Игры престолов", Тирион накрывает Сансу своим плащом

Во время «разувания» в некоторых культурах было принято накрывать жену собственным плащом или кафтаном. Любопытно, что в саге Джорджа Мартина, «Игра престолов», тоже есть похожий момент – по завершении свадебной церемонии молодой жене накидывали на плечи плащ с гербами её мужа. Это означало, что отныне девушка принадлежит к другому дому, и действует в полном соответствии с интересами новой семьи. Как известно, работая над серией романов, писатель исследовал историю многих народов.

В немецких землях в Средние века жены тоже разували мужей. Иногда в сапог подкладывали мелкую монетку, которую супруга непременно находила и оставляла себе на память. На Руси в богатых семьях вместо монетки мог быть драгоценный камень: об этом, в частности, писал англичанин Сэмюэл Коллинз, который девять лет работал личным лекарем царя Алексея Михайловича Романова. Если молодая сначала снимала «правильный» сапог, говорил Коллинз, тот, где прятался сюрприз, то это считали предвестником хороших событий в семье. Гармонию и счастье обещали молодым!

Есть упоминание о традиционном разувании и в былине об Иване Годиновиче:

Уж ты душечка, Овдотья, лебедь белая
Сойди-ко, Овдотья, со добра коня
Разуй-ко у меня сафьян сапог.
снимать сапоги - признать главенствующую роль мужа
снимать сапоги - признать главенствующую роль мужа

В семнадцатом веке и позднее сложно найти упоминания об этой традиции. Но в памяти народной, судя по всему, закрепилась эта увязка: обувь – замужество. Не случайно во время Святок девушки бросали на дорогу свои туфельки или сапожки. Смотрели – куда укажет носок, оттуда может и появиться суженый. Василий Жуковский блестяще описал традицию в своей поэме "Светлана", в 1812 году:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Занятно, что башмачок в самом прямом смысле устроил судьбу современницы Жуковского, княжны Веры Гагариной. Она тоже ради потехи бросила туфельку в пруд (и дело происходило не зимой), откуда её достал молодой князь Вяземский. Спустя непродолжительное время Пётр Андреевич сделал девушке предложение (я писала об этом в своей статье "Башмачок на счастье").

"Раз в крещенский вечерок", иллюстрация 1898 г.
"Раз в крещенский вечерок", иллюстрация 1898 г.

В современном мире старый русский обычай разуть мужа почти не встречается. Разве что в тех случаях, когда устраивают свадьбы «в стиле», стараясь соблюсти все древние традиции. Для этих целей надевают старинные костюмы, изучают народные песни и легенды...

Но досконально воссоздать церемонию, которую устраивали, например, для князей одиннадцатого века, сейчас не удастся. За давностью лет далеко не все детали удалось сохранить в памяти и в летописях. На некоторые моменты просто не обращали внимания, не считая их важными. И не упоминали их в документах. Поэтому костюмированные праздники всё равно отличаются от тех, что происходили семьсот-восемьсот лет назад.

#наука #история #история россии #средневековье #свадьба

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!