Сегодня поговорим о темнокожем спортсмене из США Джесси Оуэнсе. Его выступления произвели фурор на Олимпийский играх в Берлине. Олимпиада состоялась в 1936 году, когда общество кишело pacoвыми предрассудками. Эта история о человеке, который вернулся домой абсолютным победителей, но был на долгое время отвергнут обществом.
Объединение или дискриминация?
Не успел Гитлер в 1933 году получить в свои руки власть в Германии, как начал строить планы по поводу Олимпийских игр 1936 года, которые должны были пройти в Берлине. Это спортивное мероприятие должно было с самой лучшей стороны показать его режим. По его приказу был построен огромный новый стадион и современный аэропорт, в котором должны были приветствовать участников. Кроме того, это должны были быть первые игры, которые показали бы по телевизору. И именно на этих играх зародилась традиция нести факел.
Конечно, в Германии тех времени Олимпиада не была спортивным состязанием, которое объединяло народы и нации. Евреям запрещалось участвовать в спортивных мероприятиях, включая даже таких именитых спортсменов, как прыгунья в высоту Гретель Бергманн.
Но повлиять каким-то образом на другие команды он не мог.
А в США, между тем, появилась новая звезда в легкой атлетике - чернокожий спортсмен Джесси Оуэнс. Еще в школе он побил мировой рекорд в беге на 100 ярдов, а на соревнованиях 1935 года Джесси за 45 минут установил три новых мировых рекорда и показал результаты, равные еще одному.
Почти бойкот
Если СССР твердо заявили, что не поедут на эту Олимпиаду, то США некоторое время колебались. Кто-то заявлял, что таким образом они поддержат Третий Рейх и его дискриминационную политику, но Американский Олимпийский Комитет заявил, что Игры существуют для спортсменов, а не для политиков. И команда США поехала на Олимпиаду в Берлин.
Оуэнс, который и сам жил в расово неравном обществе, также не хотел терять возможности доказать всем свои способности.
Золотой рекордсмен
Оуэнс почти с самого начала стал звездой Олимпиады 1936 года. Он завоевал золотую медаль в стометровке, затем обошел немецкого чемпиона Люца Лонга в прыжках в длину, получил золотую медаль в забеге на 200 метров и завершил это командным золотом в эстафете.
Публика была в восторге от Джесси, он даже подружился со своим немецким оппонентом Лонгом, который давал ему советы по поводу прыжков в длину. Пара спортсменов дружила достаточно долгое время и продолжала переписку даже, когда Люца отправили в армию после начала войны.
Сам Гитлер, естественно, никаких положительных эмоций к Джесси не испытывал и даже отказался его приветствовать после победы.
Наследие Джесси
Несмотря на то, что чернокожий парень доказал арийцам, что ничем не хуже, немцы все равно были уверены в своем превосходстве, ведь им удалось завоевать больше медалей. Да и высшие круги Рейха успокоили себя и общество тем, что такие как Джесси вполне могут побеждать у немцев. Ведь человеку сложно соревноваться с животным.
А для самого Оуэнса Олимпиада стала пиком его карьеры. Он вернулся в США, где снова окунулся в реальность чернокожего человека, живущего во времена Великой Депрессии. Долгие годы Джесси занимался рекламой, гонками против лошадей и автомобилей, и другой работой, которую считал унизительной.
«После всех этих историй о Гитлере, я вернулся в свою родную страну и даже не мог ехать на передней площадке автобуса. Мне нужно было заходить через заднюю дверь. Я не мог жить там, где мне хотелось. Да, меня не пригласили пожать руки с Гитлером, но в Белый Дом на рукопожатие с президентом меня тоже никто не позвал».
Только в 1976 году президент Джеральд Форд наградил его Президентской Медалью Свободы.
И, тем не менее, история его триумфального выступления на этих Играх сохраняется. Да, он не смог остановить все махинации нацистского режима, но показал на что способен чернокожий человек. Он чуть шире открыл дверь для тех, кто впоследствии начал движение за гражданские права.