Активная борьба с венерическими заболеваниями в СССР начинается в конце 20-х годов ХХ века. 24 января 1927 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР приняли постановление «О мерах борьбы с венерическими болезнями», согласно которому было возможно принудительное освидетельствование и лечение от таких заболеваний, пока болезнь не перестанет быть заразной.
Ответственность за заражение венерическим заболеванием была и в Уголовном кодексе РСФСР 1922 г., 1926 г. и 1960 г.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1971 г. предусматривалась ответственность за:
(1) уклонение от лечения венерической болезнью;
(2) заведомое поставление другого лица через половое сношение или иными действиями в опасность заражения венерической болезнь;
(3) заражение другого лица венерической болезнью.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1979 г. подтверждалась возможность принудительного освидетельствования и лечения лиц, больных венерическим заболеванием.
В Приказе Министерства здравоохранения РФ от 7 декабря 1993 г. №286 констатировалась ухудшение взаимодействия органов здравоохранения с заинтересованными службами и ведомствами, в том числе органами внутренних дел в вопросах профилактики венерических заболеваний.
Этот же приказ предписывал вести учет таких заболеваний и предупреждать больных об ответственности за распространение венерических заболеваний.
Приказ утратил силу в 2003 году.
Предупреждение лиц, заболевших венерической болезнью, об уголовной ответственности за заражение других лиц было предусмотрен в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 27 марта 1998 г. №91. Однако этот приказ не прошел обязательную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не применялся.
В настоящее время фактически система учета и контроля лиц, болеющих венерическими заболеваниями, отсутствует.
В Уголовном кодексе РФ присутствует статья 121, которая предусматривает ответственность за заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни и наказание за данное деяние вплоть до лишения свободы на срок до двух лет при заражении двух или более лиц несовершеннолетнего.
В связи с отсутствием системы учета, которое порождает сложность доказывания факта, что виновный знал о своем заболевании, количество осужденных лиц за совершение указанного преступления с 2015 по 2020 год (включительно) составило 6 человек.
Ответственность по ст. 121 УК РФ наступает только в том случае, если виновный знал о наличии у него венерической болезни. Этот факт может быть подтвержден, например, предостережением лечебного учреждения или иными данными, свидетельствующими об осведомленности виновного о наличии у него венерического заболевания, либо прохождения лицом лечения от венерического заболевания. Чаще всего это преступление совершается с косвенным умыслом, когда лицо, знавшее о наличии у него венерической болезни, беспорядочно вступая в половые связи, безразлично относится к возможности заражения партнера и не предпринимает мер защиты. Возможно совершения преступления и по неосторожности в виде преступного легкомыслия, когда лицо занималось, например, самолечением и самонадеянно, без достаточных к тому оснований, считало себя здоровым и надеялось, что заражение другого лица не произойдет.
Само преступление заключается в заражении венерической болезнью другого лица, то есть передаче возбудителей этих болезней. Это может быть совершено как путем действия (например, половой акт), так и путем бездействия виновного (например, передача бытовым путем при пользовании одной посудой и другими предметами быта). Способ заражения и вид венерического заболевания для состава рассматриваемого преступления значения не имеют. Не устраняет преступления, как при заражении ВИЧ-инфекцией (ст.122 УК РФ), согласие потерпевшего на опасность заражения.
Мировой судья судебного участка № 3 Северобайкальского района Республики Бурятии (приговор)
Ф. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 121 УК РФ, при следующих обстоятельствах. Ф. обратилась в поликлинику к врачу дерматовенерологу. На основании проведенных анализов у нее было выявлено венерическое заболевание «Сифилис», передаваемое половым путем. О своем заболевании Ф. была лично под роспись уведомлена лечащим врачом, о чем был составлен лист согласования. В этот же день помещена на стационарное лечение в инфекционное больницы. Ф. не пройдя полный курс лечения, назначенный ей врачами, умышленно, самовольно покинула инфекционное отделение и более в больницу не являлась, достоверно зная при этом, что назначенный курс лечения не пройден, и она является носителем венерического заболевания «Сифилис».
Ф. совместно с хозяином распивала спиртные напитки. Находясь в состояний алкогольного опьянения, желавшая удовлетворить свои физические потребности, решила вступить в половой контакт с Х., без использования средств контрацепции.
Не желая, но сознательно допуская эти последствия, проявляя безразличие, умышленно вступила в половой контакт с Х, без использования средств контрацепции. В результате преступных действий Ф. Х. был заражен венерическим заболеванием «Сифилис».