Судьбы кораблей как у людей совершенно разные и чаще всего не зависят от тех характеристик, которые заложены в них на этапе проектирования. Часто бывает, что самый заурядный корабль становится героем битвы или самым результативным в войне. Вспомним, например, небольшой турецкий минзаг «Нусрет», на минах которого погибли три линкора союзников: французский линкор «Буве», английские линейные корабли «Иррезистебл» и «Оушен», и еще один французский линкор «Голуа» и английский линейный крейсер «Инфлексибл» были повреждены. И наоборот, строится, к примеру, очень мощный корабль, а потом бесславно гибнет на своей стоянке («Тирпиц») или в самоубийственном походе («Ямато»). С этой точки зрения линейному крейсеру, а в последующем линкору «Конго» повезло. Ему удалось одно время (после постройки) получить лавры одного из сильнейших линейных крейсеров, и в дальнейшем «прожить» (если можно употребить такой термин для корабля) долгую жизнь, пройти несколько модификаций, участвовать без серьезных повреждений в большинстве самых ожесточенных боев на Тихом океане и погибнуть также в бою. Предлагаем вспомнить основные события из жизни данного корабля.
Линейный корабль «Конго» заложили в январе 1911 года, и надо признать, строили его быстро – уже в августе 1913 года, то есть через два с половиной года, он был передан заказчикам, и уже 28 августа 1913 года крейсер покинул Плимут, а 5 ноября прибыл в Йокосуку, значительно усилив собой боевую мощь японского флота. После вступления в строй «Конго» был зачислен в состав 1-й бригады линейных кораблей. Так что к началу Первой мировой войны «Конго» уже почти год находился в боевом строю и надо полагать, что экипаж полностью освоил новый корабль.
Нельзя сказать, что Япония, выступив на стороне Антанты, имела большие претензии к Германии и ее союзникам, скорее всего, в ее планы входило, использовав удобный случай, расширить свое влияние в регионе Тихого океана, за счет оккупации германских и австрийских владений. Соответственно, основные усилия японского флота были направлены на захват немецких портов и баз, в первую очередь Циндао, и защиту собственного судоходства, чем собственно на борьбу с немецкими боевыми кораблями. Наибольшую угрозу для кораблей Антанты в тот период (лето-осень 1914 года) представляла крейсерская эскадра адмирала фон Шпее, которая пыталась вырваться из Тихого океана. Именно для противодействия этой эскадре английское и французское командование сосредоточило в западной части Тихого океана большие силы, в состав которых вошли также японские, австралийские и русские корабли.
В числе кораблей японского флота был и «Конго», который 26 августа 1914 вышел из Йокосуки и направился в центральную часть Тихого океана к Мидуэю для контроля над коммуникациями, проходящими через этот район, и в том числе для поиска кораблей эскадры Шпее. Причем на немецкой эскадре знали, что их ищет японский линейный крейсер – как отмечает Х.Р.Вильсон, уже 30 августа немцы перехватили радиообмен между «Конго» и австралийским линейным крейсером «Австралия». Надо ли говорить, что любой из этих кораблей превосходил всю эскадру Шпее, как в скорости, так и по огневой мощи. Интересно, что «Конго» почти удалось найти немцев. 2 сентября на подходах к Гонолулу он случайно разминулся с немецким крейсером «Нюрнберг», который сутки находился на Гавайях, запасаясь углем и продуктами для эскадры. Немцам тогда крупно повезло, что японский линейный крейсер не смог обнаружить их корабль.
Однако уже 12 сентября японцы вернули свой единственный линейный крейсер обратно, для которого этот поход стал наиболее значительным событием в жизни корабля на протяжении всей Первой мировой войны. Больше он не принимал активного участия в боевых действиях, в тот период японцы довольно успешно справились имеющимися в их распоряжении более старыми кораблями, в том числе времен русско-японской войны. По некоторым данным, в разгар войны британский флот предложил Японии передать ему в аренду все четыре линейных КР типа «Конго», однако достичь соглашения не удалось. Кто знает, если бы такая договоренность была достигнута, то исход Ютландского сражения мог быть совсем иным. После Ютланда английское командование вновь просило отправить «Конго» в британские воды для усиления Гранд Флита, но японцы вновь отказали.
При этом, как отмечает Т.Д.Саксон: «…в середине 1917 года адмирал Джеллико предложил приобрести в Японии 2 линейных крейсера. Он сомневался, что можно убедить японцев просто передать эти корабли под оперативное командование Гранд Флита. «Если даже они согласятся, сомнительно, чтобы эти корабли смогли сражаться с германскими линейными КР, имея японские экипажи», - писал он».
С одной стороны такой вариант переброски кораблей может показаться сложным, однако американские линкоры все-таки «поучаствовали» в Первой мировой войне, составив 6-ю дивизию Гранд Флита («Вайоминг», «Нью-Йорк», «Техас», «Арканзас», «Флорида, «Делавэр» и др.), для чего они совершили переход через Атлантику.
Но все подобные попытки англичан приобрести или взять в аренду «Конго» и его систершипы не просто наталкивались на отказ японцев, но и вызывали их раздражение и задевали их гордость. Однако в 1917 году японцы все же отправили на Средиземное море 10 своих легких кораблей, которые доказали как боеспособность японских экипажей, так и амбиции японского командования, которое надеялось за счет этого решить внешнеполитические проблемы, которые в дальнейшем привели к следующей войне. Но вернемся к «Конго», которому не дали возможности освоиться в водах Северного моря.
Окончание Первой мировой войны корабль встретил в составе 3-й бригады линейных кораблей, и вполне отвечал формировавшимся взглядам японского командования на применение подобных кораблей, особенно в рамках плана «Флот-8-4». Однако в последующие годы судьба новых линейных КР буквально повисла на волоске в свете Вашингтонских соглашений. Но «Конго» повезло, и он остался в составе действующего флота, пройдя несколько модернизаций. Правда уже к началу Второй мировой войны корабли типа «Конго» постепенно отводили на вторую линию, несмотря на это в боевых действиях им была уготована достаточно активная роль.
15 августа 1941 года «Конго» вместе с однотипными кораблями вошел и состав 3-й дивизии ЛК, им командовал будущий победитель у Саво вице-адмирал Микава. После завершения предвоенного цикла учений 3-я дивизия линейных кораблей была разделена на две части. «Конго» и «Харуна» вошли в состав 2-й дивизии. Вместе с 4-й дивизией КР («Атаго», «Такао», «Майя») и 8 эсминцев они составили главные силы Южного (Малайского) соединения под командованием вице-адмирала Кондо.
2 декабря 1941 года «Конго» в составе соединения прибыл в порт Мако (Пескадорские острова). В этот же день был принят сигнал о начале войны, через два дня главные силы вышли в море и вскоре заняли район ожидания в Южно-Китайском море. Практически в первые дни войны судьба, казалось, дала возможность проверить старые ЛК в действии - 8 декабря 1941 года было получено сообщение об обнаружении английского соединения «Z» (линкор «Принс оф Уэллс», линейный крейсер «Рипалс», 4 эсминца). Соединение Кондо изменило курс и начало преследование, чтобы на практике отработать теорию ночного боя с линкорами противника. Однако мы так никогда и не узнаем, чем могла бы закончиться такая схватка, особенно, если учесть, что английский линейный КР «Рипалс» был почти ровесником «Конго». Но эта схватка не состоялась - британские тяжелые корабли были потоплены авиацией.
В последующем, в течении декабря 1941-января 1942 года линкор «Конго» в составе Второго флота вице-адмирала Кондо обеспечивал прикрытие сил вторжения на Филиппины, а затем – вторжения в Голландскую Ост-Индию; вместе с 4-й дивизией крейсеров прикрывал рейд авианосцев 2-й дивизии («Хирю», «Сорю») на остров Амбон. Затем в конце февраля «Конго» вместе со своими систершипами обеспечили охранение авианосного соединения вице-адмирала Нагумо («Акаги», «Kara», «Хирю», «Сорю»), действующими на коммуникациях союзников в районе Явы, а после, в марте, «Конго» и «Харуна» опробовали свои 356-мм орудия при обстреле разработки фосфатов на острове Рождества. Правда, до этого в судьбе «Конго» был более боевой эпизод, когда японцы наносили удары по Порт-Дарвину. На обратном пути 1 марта 1942 года был замечен американский эсминец «Эдсолл», и японским линкорам «Хийей" и «Кирисима» представилась возможность уничтожить надводный корабль противника артиллерией, что и было сделано (по другим данным, огонь японских ЛК и тяжелого КР «Тикума» не принес результатов и эсминец был уничтожен пикировщиками с «Акаги»).
Следующий поход линкоров типа «Конго» получил название «Операция «С», и более известен как рейд авианосного соединения Нагумо в Индийский океан. Японские силы в составе четырех ЛК типа «Конго», авианосцев «Акаги», «Хирю», «Сорю», «Секаку» и «Дзуйкаку», тяжелых крейсеров «Тоне» и «Тикума», легкого крейсера «Абукума», эсминцев и танкеров 26 марта вышли в море и в течение почти двух недель действовали против английского судоходства в Индийском океане. В ходе этого рейда были нанесены удары по Коломбо, Тринкомали, потоплено 2 английских крейсера, один авианосец, несколько других боевых кораблей, а также торговых судов общим тоннажем около 135000 т. 11 апреля соединение Нагумо вернулось в Сингапур, а затем ушло в Японию, куда прибыло 23 апреля. По прибытию в метрополию «Конго» приходит на завод для прохождения ремонта и докования. Работы были завершены только 2 мая, затем курс боевой подготовки - соответственно в бою в Коралловом море «Конго» участия не принимал. А вот в сражении при Мидуэе ему пришлось поучаствовать.
В ходе битвы у Мидуэя линкор «Конго» вместе с «Хией» входили в состав соединения вторжения (Второй флот) вице-адмирала Кондо, в то время как два других систершипа – в группу поддержки соединения АВ вице-адмирала Нагумо. Но этим кораблям не удалось вступить в бой с надводным противником, как мы знаем все решила палубная авиация и японский флот потерпел поражение, которое стало роковым.
Как отмечает С.Э. Моррисон: « … вице-адмирал Кондо,…. , решил на свою собственную ответственность идти на помощь Нагумо. Оставив транспорты почти без всякой защиты, командующий вторым флотом на тяжелом крейсере «Атаго» с тремя другими тяжелыми КР, двумя линкорами типа «Конго», легким АВ «Дзуйхо» и эскадрой миноносцев вышел на большой скорости на северо-восток…».
Но силы японцев не смогли обнаружить американские корабли, которые отошли. Как известно, битва при Мидуэе стала крупным морским сражением, в котором не прозвучало ни одного артиллерийского выстрела по кораблям противника, оба флота наносили удары друг другу исключительно авиацией
После этих событий «Конго» вместе с частью сил, участвовавших в этой операции, был переведен на север, где он принял участие в операции «AL» (захват Алеутских островов), а после ее окончания – вернулся в Японию. В июле 1942 года была проведена реорганизация Императорского флота. Линкор «Конго» стал флагманом 3-й дивизии линкоров (флаг вице-адмирала Куриты), в которую также вошел «Харуна». Из остальных кораблей типа «Конго» была сформирована 11-я дивизия ЛК. В течение лета на «Конго» провели небольшой ремонт, установили новые радары.
В начале сентября «Конго» и «Харуна», сопровождаемые эсминцами, были переведены на Трук и вновь включились в боевые действия – впереди были бои за Гуадалканал. В первой декаде сентября японцами было завершено планирование очередной операции в районе Гуадалканала, главную роль в которой должны были сыграть «Конго» и «Харуна». На линкоры погрузили снаряды типа 3 («Сансики-дан»), первоначально разработанные для стрельбы по воздушным целям, они были снабжены временным взрывателем и давали большое количество осколков.
Как отмечает С.Э.Моррисон: «… на линкорах «Конго» и «Харуна» было подготовлено 900 14-дюймовых снарядов, но из них менее 300 были фугасными, специально подготовленными для уничтожения морских пехотинцев и их самолетов. Остальные были бронебойными, которые могли даже не взорваться….».
12 октября 1942 года линейные корабли вышли в море, прикрываемые легким КР «Исудзу» и эсминцами. 13 октября японские линкоры подошли к Гуадалканалу, легли на боевой курс и открыли огонь по аэродрому Гендерсон и позициям американской морской пехоты.
В своей книге «Американский ВМФ во второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943 г.» американский историк так описал этот обстрел: «…Вскоре после полуночи на аэродроме услышали гудение маломощного наблюдательного самолета, а несколько минут спустя после 1 часа 14 октября шестнадцать 14-дюймовых орудий разорвали грохотом тишину. Яркий немигающий свет ракеты … позволил летчику и японским наблюдателям на холмах видеть во всех подробностях то, что происходило на аэродроме. Первые снаряды дали яркие оранжево-красные вспышки пламени. На постах управления огнем линкоров Куриты уточнили дальность и внесли поправки. Адмирал и его флагманский артиллерист с растущим восторгом следили, как каждый залп вызывает новые пожары, пока весь аэродром не превратился в море огня. Морские пехотинцы притаились в своих «лисьих норах». В этом обстреле было что-то необычное. Осколки снарядов летали повсюду, уничтожая самолеты и склады, подожгли бензосклад, срезали деревья, убивали и калечили людей».
Во время этого обстрела «Конго» израсходовал 435 (по другим данным, 430 снарядов ГК) и 25-152-мм снарядов. При этом обстрел прошел практически без противодействия со стороны американцев: огонь американских батарей был не точен, а торпедные катера из Тулаги отогнали эсминцы охранения. В 2 часа 30 мин линкоры 3-й дивизии увеличили скорость до 29 узлов и начали отходить на север, обогнув остров Саво. После выполнения задачи на борту «Конго» уже в море адмирал Курита получил копию перехваченной депеши морской пехоты: «Этой ночью мы получили ужасный обстрел с кораблей». Никто еще не знал, что битва за Гуадалканал только начинается.
После этой операции «Конго» и «Харуна» вошли в состав сил авангарда (Передовое соединение) адмирала Кондо. В составе этого соединения «Конго» участвовал в бою у островов Санта-Круз 26-27 октября 1942 года, однако особо отличиться ему не удалось – он был атакован торпедоносцами «Эвенджер» (АВ «Энтерпрайз»), но попаданий не получил. 30 октября 3-я дивизия ЛК вернулась на Трук.
В морских боях у Гуадалканала «Конго» прямого участия не принимал, а вновь с 9 по 16 ноября 1942 года в составе соединения прикрывал операции по обстрелу аэродрома Гендерсон, которые закончились двумя ночными боями, в которых погибли «Хией» и «Кирисима». Вторую половину ноября и декабрь корабль находился в лагуне Трука, после принятия решения об оставлении острова и начала эвакуации японских войск, в составе эскадры принял участие в прикрытии транспортных конвоев. Затем, уже в феврале 1943 года ЛК «Конго» и «Харуна» перешли в Куре, где на них провели очередную модернизацию: усилили бронирование в районе румпельного отделения, демонтировали 6-152-мм казематных орудий, усилили малокалиберную зенитную артиллерию.
И только в середине апреля 1943 «Конго» возвратили на Трук. 17 мая 1943 года японская эскадра в составе ЛК «Мусаси», «Конго», «Харуна», АВ «Дзуйхо», «Хийе», двух тяжелых крейсеров и 9 эсминцев вышла для отражения американского вторжения на Алеутские острова, через пять дней эти корабли прибыли в Йокосуку. Как отмечает О.А.Рубанов в книге «Линейные крейсера Японии»», по некоторым данным, во время этого перехода в «Конго» попала торпеда с американской подводной лодки. Но на этот раз «Конго» не удалось встретиться с противником, пока японцы собирали силы для контратаки, остров Атту был захвачен американцами – и после больших маневров флота линкор «Конго» в составе соединения вновь возвращается на Трук. В течение последних месяцев 1943 года ЛК «Конго» из лагуны Трука несколько раз выходил на боевые операции против американского флота, но контакта с кораблями противника не было, и 11 декабря два корабля типа «Конго» вновь отправили в ремонт, в Сасебо, для очередного усиления противовоздушной обороны.
После окончания работ и курса боевой подготовки в марте 1944 года «Конго» и «Харуна» вместе с АВ «Дзуйкаку», тяжелым КР «Могами» и тремя эсминцами совершает переход из Куре на рейд Линнга (около Сингапура). После прибытия линкор принял участие в маневрах вместе с авианосным соединением вице-адмирала Одзавы. 11 мая «Конго» в составе Подвижного флота перешел с Линнга-Роудз, на якорную стоянку в Тави-Тави и вошел в Авангардное соединение вице-адмирала Т. Курита. В него входили линкоры «Ямато», «Мусаси» (1-я дивизия ЛК), «Конго», «Харуна» (3-я дивизия ЛК), авианосцы 4-го дивизиона «Читозе», «Чийода», «Дзуйхо», 8 тяжелых крейсера (4-я, 7-я, 8-я дивизии КР), легкий крейсер «Носиро» и шесть эсминцев.
За последние полгода японский флот после оставления Гуадалканала полностью потерял инициативу, не имея возможности остановить активные действия американцев, которые захватывали остров за островом, базу за базой. К лету 1944 года американские войска успешно действовали в Новой Гвинее, на островах Адмиралтейства, Новой Британии, Новой Ирландии, на Маршалловых островах, база в Рабауле была блокирована, база на Труке подвергалась массированным ударам авиации союзников. Но только после высадки американских войск на Сайпане японский флот бросил в бой все свои силы, не остался в стороне и «Конго». 15 июня 1944 года адмирал Тойода сообщил всем флагманам и командирам: «Утром 15-го сильное вражеское соединение начало высадку в районе Сайпан - Тиниан. Объединенный Флот атакует врага в районе Марианских островов и уничтожит соединение вторжения. Начинайте операцию «A Go» для решающей битвы». Перед Цусимским сражением адмирал Того поднял флоту сигнал: «Судьба Империи зависит от одной этой битвы. Ожидаю, что каждый сделает все, что в его силах». Те же слова повторил после приказа Тойоды и Одзава, когда вышел с якорной стоянки в проливе Гимарас.
В составе Первого Мобильного флота под общим командованием вице-адмирала Одзава девять японских АВ, 5 линкоров (кроме «Конго» были использованы «Ямато», «Мусаси», «Нагато» и конечно «Харуна»), 9 тяжелых КР и корабли поддержки вышли для удара по американским силам. Всего японские АВ несли 450 самолетов, это было самое мощное японское соединение за всю историю войны. Вскоре 19-20 июня 1944 года произошла битва при Марианских островах (по американской версии, битва в Филиппинском море) в ходе которой японский флот потерпел поражение и понес огромные потери в самолетах, восполнить которые Японии уже не удалось. Были уничтожены АВ «Тайхо», «Секаку», «Хиё», были повреждены еще 4 авианосца и ЛК «Харуна», было потеряно около 300 самолетов в бою и на палубах авианосцев. Американцы потеряли в бою 23 самолета и еще около 80 во время ночной посадки на воду.
Как отмечает С.Далл в книге «Боевой путь императорского японского флота»: «Решительная битва» снова была проиграна. Впрочем, Одзаву нельзя обвинять за это. Ему приказали вступить в бой, имея вдвое меньше сил. Он твердо рассчитывал на 500 самолетов Какуты, но не получил их. Самой большой его ошибкой была атака Линейных Сил. Новое тактическое построение, которое должно было отвлечь внимание авиации противника от американских авианосцев, сработало отлично. Но это вина неопытных пилотов, а не адмирала».
В этом сражении линкору «Конго» повезло, он не получил повреждений, в составе остатков соединения Одзавы вернулся на Окинаву, а затем в Куре, где на нем вновь усилили зенитное вооружение. После проведения работ противоминный калибр и зенитная артиллерия состояли из 8-152-мм, 12-127-мм и 100-25-мм орудий.
После окончания работ «Конго» занимался перевозкой войск, переходами между базами и стоянками (Окинава, Манила, Сингапур, Линнга-Роуд), боевой подготовкой, которую сильно ограничивали запасы топлива. В этот период командование Императорского флота заканчивало разработку операции «Се» - решающей битвы с американцами, которая была начата после высадки американцев на Филиппинах. С 18 по 20 октября главные силы японского флота перебазировались в бухту Бруней (остров Борнео). «Конго» и «Харуна» вошли в составе соединения вице-адмирала Курита, их приписали к группе «В», а в группу «А» вошли три самых крупных ЛК японского флота («Ямато», «Мусаси», «Нагато») и корабли поддержки.
В ходе боя в море Сибуян 23 октября 1944 года корабли Куриты были атакованы американскими подводными лодками, которые потопили 2 тяжелых КР и один повредили, затем начались массовые атаки американской авиации. Соединение лишилось одного из двух сверхлинкоров «Мусаси», ряд кораблей были повреждены. Но «Конго» в очередной раз повезло, он остался невредимым. В ночь с 24 на 25 октября корабли Императорского флота прошли проливом Сан-Бернардино и 25 октября атаковали американские эскортные АВ из состава OG-77.4. В ходе боя у острова Самар линкор «Конго» потопил американский эсминец «Хоэл» (DD-533), однако и сам получил около пятнадцати попаданий 127-мм снарядов в надстройки.
Но и это сражение японского флота, вошедшее в историю как «сражение в заливе Лейте» закончилось крупным поражением. Не достигнув целей операции, соединение адмирала Курита начало отход и 28 октября остатки флота прибыли в бухту Бруней. Японский флот потерял в сражении: 4 авианосца («Дзуйкаку», «Дзуйхо», «Титосэ», «Тиёда»); 3 линкора («Мусаси», «Ямасиро», «Фусо»); 8 КР и 12 ЭМ, ещё несколько эсминцев было потеряно в последующие дни.
Потери американцев были значительно меньше: 1 авианосец, 2 эскортных АВ, 3 эсминца и корабля сопровождения. Бой в очередной раз показал, что без прикрытия с воздуха флот не имеет возможности осуществлять боевые действия. После сражения Япония более не планировала крупных операций на море. США сумели захватить плацдарм на Филиппинах и начать наступление вглубь архипелага, их авиация полностью отрезала Японию от источников нефти на Суматре и Борнео.
Линкору «Конго» удалось в очередной раз избежать серьезных повреждений, его «счастливая звезда» продолжала оберегать корабль, но везение когда-нибудь, но кончается. В середине ноября американская авиация усилила удары по стоянкам японских кораблей в Брунее и было принято решение вывести оттуда крупные корабли. Вечером 16 ноября корабли, стоявшие в Брунее, - ЛК «Ямато», «Нагато», «Конго», легкий крейсер «Яхаги» и 4 эсминца вышли в море. На переходе охранение усилили двумя эскортными АВ. 20 ноября соединение прошло Формозский пролив и траверз Пескадорских островов. 21 ноября 1944 года в 0 ч.20 мин японские корабли, которые шли без противолодочного зигзага из-за экономии топлива, были обнаружены американской подводной лодка «Си Лайон II» (SS-315).
Фактически строй японского соединения был следующим: головным шел линкор «Конго» (американские подводники считали, что это тяжелый КР), затем два линкора, строй замыкал легкий КР «Яхаги» (скорость соединения 16 узлов). После небольшого маневрирования американская подводная лодка примерно в 2.50 произвела шеститорпедный залп из носовых аппаратов, а затем через 10 минут - трехторпедный залп из кормовых ТА. В 3.01 американские подводники зафиксировали три взрыва у головного корабля, а сигнальщики с «Ямато» видели 2 взрыва – торпеды попали в «Конго». Положение старого линкора было тяжелым, затопило котельные отделения №6 и №8, крен достигал 15° на левый борт, но «Конго» продолжал двигаться со скоростью 11 узлов. Японское соединение разделилось на две части: «Нагато», «Ямато», «Яхаги» и один эсминец - продолжило переход, а с поврежденным «Конго» остались два эсминца.
Американская подводная лодка «Си Лайон II» также осталась на позиции и начала второй выход в атаку, но она не понадобилась. В 5 ч 20 мин «Конго» остановился, а в 5 ч 24 мин раздался сильный взрыв - японский линейный корабль затонул после взрыва погребов боезапаса. Вместе с кораблем погибло 1200 человек, в том числе командир 3-й дивизии линкоров и командир корабля. Эсминцы подобрали в штормовом море всего 237 человек и доставили их в Куре.
Так закатилась «счастливая звезда» первого линейного крейсера Японии, прошедшего долгий и славный путь боевого корабля от Первой до Второй мировой войны.
Источники: Paul S. Dull. A Battle History of the Imperial Japanese Navy, 1941-1945. — U.S. Naval Institute Press, 1978. — 402 c.; Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы.10.1918-1945 гг.: справочник / Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1997. – 176 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Дашьян, А.В. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, Токарев М.Ю, Кофман В.Л. – М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. – 416 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 544 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Печуниконис, Н.И. Корабль японского императорского флота «Kongo» (1912-1944)/ Н.И.Печуниконис// Бриз, №4, 1995.- С.1-22. Роско, Т. Боевые действия подводных лодок США во Второй мировой войне: Пер. с англ./Т. Роско.- М.: Изд-во «Иностранная литература», 1957. - С.356-359.; Рубанов, О.А. Линейные крейсера Японии. 1911-1945 гг./ Рубанов О.А.- СПб.: Издатель Муниров Р.Р., 2005.- 88 с. Шерман, Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою – М: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 1999. – 560 с.
Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже