Древнегреческая религия, конечно, прекрасна, но ее часто преподносят как нечто сугубо эстетическое и слишком уж легковесное.
В результате из-за постоянно повторяющихся заезженных фраз о «глубоком гуманизме, питавшем эллинскую культуру» в т. ч. и через религию, у человека создается впечатление, что для греков их вера была чем-то вроде веселых сказок и не более.
Для кого-то, конечно, так и было, но уж точно не для большинства. Если же взять определенное меньшинство, состоящее почти исключительно из избранных, то в их среде атеизм и скептицизм и вовсе был не в почете, поскольку они чаще, чем кто-либо другой прикасались к самому священному – к мистериям.
Наиболее известными являются Элевсинские мистерии, которые проводились по крайней мере в течение двух тысячелетий.
Ими одними мистерии не ограничивались. Были и мистерии попроще, и можно сказать, что практически любой древний эллин, достигший зрелости должен был принять участие хотя бы в одной из них.
Хорошим примером того, что есть мистерия могут служить вакханалии. Как известно, во время оных люди изрядно принимали на душу, и отнюдь не пол-литра красного сухого.
Но наивно думать, что все сводилось к пьянке в честь божественного Диониса. Для этого существовали отдельные ежегодные мероприятия, которые назывались «Дионисии».
Однако мистериями оные не считались, поскольку «мистерия» подразумевает тайну. И именно тайной отличались вакханалии от дионисий.
Тайна зачастую сводилась к предельно искреннему и нередко коллективному обыгрыванию мифологических сюжетов. Надо сказать, что эта практика не раз доказывала свою эффективность и в нынешнее время.
Правда, если нынешние ковырятели психики предпочитают обыгрывать сюжеты из семейной жизни клиента или успешное собеседование, то у греков, как и у прочих дохристианских народов все было куда брутальнее.
К примеру, всем известная легенда о Минотавре, скорее всего, указывает на проходившие там мистерии, благо доказательство тому хватает. Собственно эта легенда и была их стержнем.
По мнению специалистов, апогеем происходящего становились игрища с быком на небольшой арене, в ходе которых нужно было проявить и силу и еще больше ловкости и уж совсем много решительности и мужества.
Естественно, в ходе мистерий регулярно случались травмы и даже смертельные исходы. Ну так на то это и мистерии, чтобы даже то, что обыгрывается в ролевом режиме, происходило как можно реалистичнее.
Да и нравы в ту пору были куда жёстче. Любовь и милосердие, хотя и ценились, но не считались высшими качествами, а вот мужество и сила были тем, без чего мужчина вообще не мыслился.
Собственно этими качествами нередко наделяли и женщин, подтверждением чему наличие таких богинь как Афина или Артемида.
Так что, когда бык втаптывал в арену очередного прото-тореадора, на родину отправляли какую-нибудь прото-бумажку с надписью «Минотавр вашим сыном откушать соизволил».
И это были далеко не единственные мистерии. Что интересно, в них участвовали представители практически всех слоев древнеэллинского общества и окрестностей.
Например, родители Александра Македонского – царь Филипп II и его жена Олимпиада, были посвящены в Самофракийские мистерии.
В то же время есть сообщения, что в них могли принять участие даже рабы, правда, неизвестно на каких условиях. Да и раб рабу рознь.
И, как видно из вышесказанного женщинам участие в мистериях тоже не возбранялось, а в некоторых они и вовсе играли основную роль. И это несмотря на достаточно выраженную патриархальность того общества.
По мере того как ширились связи Греции с окружающими странами, усиливалось взаимодействие с культами других народов, чему в немалой степени поспособствовал все тот же Александр Македонский.
Впрочем, стоит отметить, что несмотря на военно-политическое противостояние с Персией, культурные связи с ней у Греции всегда были достаточно сильными, а Египет и вовсе рассматривался как родина истиной мудрости и тайн.
К сожалению, данных о том какие средства использовались в мистериях помимо выполнения ритуальных действий неизвестно. Так во время мистерий Кибелы участники обливались бычьей кровью и каким-то образом впадали в экстаз.
Попытки объяснить все приемом наркотических средств выглядят довольно наивно: древние были все же не идиоты, и прекрасно понимали, что в мире есть различные средства, о которых человечество знает еще и первобытных времен.
Другое дело, что еще у первобытных племен были шаманы, способные различными методами превратить прием того или иного веселящего снадобья в необычайно эффективную практику и одновременно с этим удерживать людей от наркомании.
Возможно, что древнегреческими мистериями руководили именно такие мастера, что могло бы объяснить, почему греки четко разделяли пьянку в честь того же Диониса от посвященных ему мистерий. Так что, скорее всего экстаз имел либо ненаркотический характер, либо смешанный.
Интересно, что методы во время мистерий продолжали сохранять свою брутальность даже в уже довольно изнеженную эпоху.
Так в период, когда на территории Римской империи уже конкурировали христианство и митраизм, в мистериях последнего имели место быть ритуальные испытания болью и огнем.
Сейчас исследователи бьются над разгадкой тайн античных мистерий, но по большей части все это напоминает гадание на кофейной гуще. Причина проста: слишком мало данных, которые нам оставили современники.
Ничего удивительного в этом нет за разглашение тайн мистерий и даже просто за рассказы о том, что там происходило наказывали без жалости.
Например, известна история, когда двое любопытных юношей попытались без разрешения проникнуть в храм Деметры, когда там проходили Элевсинские мистерии.
У обоих явно не хватало ума, поскольку они мало того, что решились на поступок, за который полагается смерть, так еще и начали задавать там вопросы, которые сразу выдали их неуместность. Долго с казнью тянуть не стали: этот вопрос решали даже не светские власти, а жрецы храма.
При этом даже намеки на распространение полученных знаний могли навлечь опасность.
К примеру, великому Эсхилу пришлось доказывать, что он и близко непричастен к Элевсинским мистериям, ибо жрецы заподозрили, что в своих произведениях, он намекает на сокровенное.
В итоге складывалась довольно необычная по нынешним временам ситуация. С одной стороны, о мистериях знали все. Все знали, что участие в них является престижным и даже желательным.
Все понимали, что там каким-то образом изменяется сам взгляд на мир, но при этом обсуждать происходящее не решались.
Да притом так не решались, что за многие века так и не произошло ни одной настоящей утечки информации, за исключением той части, которая не скрывалась изначально.
Получилось очень странное тайное общество, которое вроде бы и не тайное, но учение которого известно намного меньше, чем идеи современных тайных обществ, типа масонов. И даже тогда, когда с утверждением христианства как единственной разрешенной религии на языческие культы начались гонения, информация о мистериях так и не стала достоянием масс.