Россия. Единая страна с центром в Москве. С Кремлем, который является самым настоящим сердцем страны. Я не говорю сейчас про политику, про то, кто этот самый Кремль занимает и занимал ранее. Это всё не важно. Главное, если вести речь по теме – это централизация, объединение.
Ведь до 12 века и позже Русь не была единой. Было много разных князей, которые властвовали каждый в своем городе.
Междоусобные войны не давали развиваться государству, не формировали единство. Впрочем, как посмотреть. Ведь князья, которые присоединяли все новые и новые земли, становились богаче и могущественнее. А это значит, что они работали над созданием единого государства.
Где-то работали, а где-то не хотели помогать другим князьям в изгнании Орды.
Кстати, Золотая Орда тоже в какой-то степени поспособствовала созданию единого русского государства. Во-первых, князья все же объединились. Во-вторых, система ярлыков на княжение тоже помогла немного разобраться в вопросах о том, кто настоящий правитель, а кто просто из знатного рода, но не более.
Обо всем этом можно рассуждать долго. Я бы хотела остановиться на конкретных людях, которые, можно сказать, опережали время, думая о создании большого и единого государства со столицей в Москве.
Если откровенно, то сначала именно о Москве не думали. Но крепкое государство многие князья хотели создать.
Андрей Боголюбский
Этот сын Юрия Долгорукого, пожалуй, одним из первых понял, что нужно объединять земли, а не раздавать их направо и налево своим родственникам и приближенным.
Первое, что сделал Андрей Боголюбский – это отказался от княжения в Киеве. Слишком уж там было неспокойно. Много политических сил, много людей. Это мешало Боголюбскому реализовывать его планы по созданию централизованного княжества с большой территорией, где все бы подчинялись одному правителю, а не устраивали заговоры и тому подобное.
Второй важный шаг Андрея Боголюбского – это отказ от раздачи земель родственникам и отличившимся приближенным. У князя было достаточно ума, чтобы понять: все проблемы от раздробленности. Есть, к примеру, у отца большая территория. Есть несколько сыновей, между которыми всё это делится. В итоге после ухода родителя возникает несколько княжеств. Часто они не дружественны друг другу. Новые войны к укреплению государственности не ведут – это очевидно.
Не всем такая политика нравилась. И владимирский князь Андрей был ликвидирован в результате заговора. На его место встал Всеволод, прозванный Большим гнездом из-за количества детей. Их у него было 12. По другим данным – 14. В общем, плодовитый был мужчина.
Большое гнездо
Всеволод, по сути, продолжил политику брата. Он решил, что государство должно укрепляться, расти, а не дробиться, как должна укрепляться и княжеская власть. Правитель делал многое, чтобы Владимирское княжество прирастало городами. Причем такими, где народная и особенно боярская власть не была крепка. Противостояние «князь – окружение» уже тогда было острым. Или, можно сказать, что было острее. Потому что князь – это все же не царь. Скорее, первый среди равных, чем главный над всеми.
И тут пора перейти к Александру Невскому – внуку Всеволода.
Святой князь
Александра в наше время некоторые историки и «историки» обвиняют в том, что он дружил с Золотой Ордой. Этого не получится отрицать. Другое дело, что князь, заручившись поддержкой монголо-татар, стал укреплять свою власть. То есть, по сути, он строил государство. Закладывал фундамент России. Поэтому нужно оценивать деятельность Александра положительно. Учитывая обстоятельства, он всё делал абсолютно правильно.
Иван Калита
Не сказать, что князь завершил начатое его предками. Но он сделал для Москвы многое. Тверь и Владимир уже виделись слабее. Митрополит переехал в Москву. Калита был осторожен, вдумчив и аккуратен. Он делал продуманные шаги, чтобы княжество московское постепенно стало государством.
Можно подводить итоги. Идея единого и большого государства, без раздробленности и тому подобного пришла в голову Андрею Боголюбскому. Именно этого князя, на мой взгляд, можно считать объединителем земель русских. Остальные – продолжили начатое и добились в этом серьезных успехов.
Каждый из перечисленных князей и тех, кого я в тексте не упомянула, закладывали по своему кирпичику в укрепление Москвы.
Впрочем, ничего бы страшного не было, если бы столицей стала Тверь или город Владимир. Главное не это. Важно, что князья из поколения в поколение поддерживали идею сильного и единого государства.