Найти тему
Подвал Истории

Шесть пальцев Анны Болейн, или портрет второй жены Генриха VIII

В течение нескольких лет Генрих планировал развестись с Екатериной Арагонской. Теперь он знал, на ком хочет жениться – на Анне. В возрасте тридцати шести лет он влюбился в женщину примерно на шестнадцать лет моложе его. Король написал Анне множество страстных любовных писем.

 Анна Болейн, копия портрета, написанного около 1534 года. Из открытых источников
Анна Болейн, копия портрета, написанного около 1534 года. Из открытых источников

В 1526 году он пишет ей:

«Если я не могу быть рядом с Вами лично, я посылаю вещицу, которая будет напоминать обо мне, мой портрет в браслете... хотел бы быть на его месте и видеть, как Вы радуетесь».

Вскоре после этого он написал во время охоты:

«Я посылаю Вам это письмо, умоляя рассказать о том, как Вы себя чувствуете... Вручитель доставит оленя, убитого прошлой ночью моей рукой. Надеюсь, когда Вы будете ужинать им, то подумаете об охотнике».
«Первая встреча Генриха VIII с Анной Болейн». Худ. Дэниел Маклайз (1836).  Лондон, Британский институт. Из открытых источников
«Первая встреча Генриха VIII с Анной Болейн». Худ. Дэниел Маклайз (1836). Лондон, Британский институт. Из открытых источников

Генрих VIII впервые встретил Анну Болейн в 1523 году. Король тут же заинтересовался ею, они часто танцевали на виду у всего Двора и королевы. Историк и писательница из Великобритании Хилари Мантел замечала:

«Мы не знаем точно, когда он влюбился в Анну Болейн. Ее сестра Мария уже была его любовницей. Возможно, у Генриха просто отсутствовало воображение. Жизнь Двора в делах амурных казалась запутанной, переплетающейся, почти инцестуальной. Одни и те же лица, руки, ноги и прочие органы в разных сочетаниях.
У короля было не так много интрижек, или много, но о которых мы не знаем. Из всех своих бастардов он признал лишь одного внебрачного ребенка, Генри Фицроя, даровав ему титул герцога Ричмонда и Сомерсета, а также графа Ноттингема. Генрих был осмотрителен и практически всегда отрицал свое участие. Его любовницы, кем бы они ни были, позже возвращались к своей жизни. Но наработанная годами схема рухнула с появлением Анны Болейн».

Осталось совсем немного описаний внешности Анны, сохранившихся с её времен. О ней писали послы: Марио Саворньяно – венецианский посол и епископ Жан дю Белле, глаза и уши французского короля Франциска I при дворе Генриха VIII (послом в Лондоне он стал поздней осенью 1527 года, а ровно через год уже писал своему королю в Париж о новой любовнице английского монарха).

Анна Нетребко в опере Гаэтано Доницетти «Анна Болейн». Кадр из фильма-оперы. Из открытых источников
Анна Нетребко в опере Гаэтано Доницетти «Анна Болейн». Кадр из фильма-оперы. Из открытых источников

Все остальные записи о внешности Анны Болейн основаны на информации от других людей.

Сохранилась лишь пара портретов Анны Болейн. Самым известным является тот, что находится в Национальной портретной галерее в Лондоне, копия утраченного оригинала, написанная между 1533 и 1536 годами. Некоторые её портреты имеют сомнительную подлинность, а другие написаны спустя долгое время после её смерти. Существует также набросок Ганса Гольбейна.

Анна Болейн, Ганс Гольбейн (ок. 1535 г.) Из открытых источников
Анна Болейн, Ганс Гольбейн (ок. 1535 г.) Из открытых источников
  • Как отмечала Элисон Уэйр, британский историк:
«Натурщица одета в английский тюдоровский чепец 1530-х годов, с темными волосами, большими глазами, длинным носом и полными чувственными губами. Ее лицо более круглое, чем мы видим на подлинных портретах, а подбородок не так заострен... Но все же это Анна? Поскольку натурщица показана по-другому, трудно сказать».
  • Марио Саворньяно, письмо к Синьории Венеции, октябрь 1532 года:
«Госпожа Анна не была одной из самых красивых женщин в мире. Она среднего роста, со смуглым лицом, длинной шеей, широким ртом, плоской грудью. В ней не было ничего особенного, кроме красивых черных глаз, но она очень нравилась королю.»
  • Николас Сандерс писал (стр. 35) в своем трактате 1571 года «Подъем и рост англиканского раскола»:
«Анна Болейн была довольно высокого роста, с черными волосами и овальным желтоватого цвета лицом, словно болевшая желтухой. Под верхней губой торчал клык, а на правой руке шесть пальцев. Под подбородком был большой жировик (опухоль или бородавка), и поэтому, чтобы скрыть это уродство, она носила платье с высоким воротником, закрывающим шею. На неё было приятно смотреть... Придворные считали её эталоном и подражали ей, потому что мадам всегда хорошо одевалась и каждый день меняла наряды.»

(Об этом человеке стоить рассказать немного подробнее: Николас Сандерс был католическим священником и без пяти минут кардиналом, полемистом и вдохновителем яростного сопротивления европейской протестантской и англиканской Реформаций, обосновался в Мадриде под крылом его католического величества испанского короля Филиппа II, был у него на содержании и получал пенсион в 300 золотых испанских дукатов, но закончил свои дни хуже некуда – после разгрома войск претендента на престол Ирландии Джеймса Фицмориса Фицджеральда, которые он сопровождал, был признан вне закона Папой и тем же Филиппом II, бежал и умер от голода в холодных и продуваемых всеми ветрами холмах Ирландии. Надо ли говорить, что Генриха VIII и его жену после развода с Екатериной Арагонской и гонений на католичество он любил, как собака палку…)

Анна Болейн, автор портрета Франс Поурбус (ок. 1600 г.) Из открытых источников
Анна Болейн, автор портрета Франс Поурбус (ок. 1600 г.) Из открытых источников
  • Джордж Уайетт (Вятт), младший сын сэра Томаса Вятта (восстание Томаса Вятта)

Он написал это в 1590-х годах в биографии Анны Болейн, над которой он работал, опираясь в основном на воспоминания фрейлины королевы Энн Гейнсфорд:

«Действительно, на ногте одного из пальцев был еще один едва заметный маленький ноготок... Хотя в красоте она не дотягивала, но в поведении, манерах, нарядах и умении говорить ей не было равных... она действительно была очень своенравной женщиной... но все же это и многое другое обошлось ей дорого…»

  • Элизабет Дженкинс, биограф и писательница XX века в своем романе «Елизавета Великая» (1958) описывала ее так:
«Худая, черноглазая, легко возбудимая, резкая и остроумная, Анна Болейн считала кротость и любезность скучными качествами. Французский посол дю Белле говорил о безумной страсти короля к ней такой силы, что только Бог мог утихомирить его.»
  • Элисон Плауден, британский историк, в своей работе «Женщины Тюдоров» (2002 г.) пишет:
«Было нелегко понять, что Генрих увидел в Анне Болейн, или раскрыть секрет её подлинного обаяния. Вероятно, он заключался в той загадочной особенности и сексуальной привлекательности, которая не поддается точному определению и имеет очень мало общего с внешней красотой. Конечно, Анна в прямом смысле не была красавицей. Брюнетка с густыми блестящими волосами, бледной кожей и довольно плоской грудью, её лучшей чертой, кажется, были её большие темные глаза, которые, по словам одного эксперта, «приглашали к беседе».
Но госпожа знала, как себя преподнести. Она хорошо одевалась и была в авангарде придворной моды. Анна была живой, хитрой и образованной, очаровательной и остроумной собеседницей, хорошо разбирающейся в искусстве обольщения. Она также была интеллигентной и смелой, осознавала свой собственный потенциал и неустанно искала возможности реализовать себя в мире, который предлагал так мало амбициозным, энергичным и недовольным молодым женщинам.
Менее привлекательными чертами были её мстительный, иногда злобный нрав, ядовитый язык и долгая память об обиде.»
Кадр из сериала «Тюдоры». В роли Анны Болейн Натали Дормер. Из открытых источников
Кадр из сериала «Тюдоры». В роли Анны Болейн Натали Дормер. Из открытых источников
  • И, наконец, вот что пишет об этом Рета Марвин Варнике, профессор истории из университета Аризоны в США, в своем труде «Взлет и падение Анны Болейн» (1989 г.) стр. 58:
«Наиболее полное дошедшее до нас описание внешности Анны, которое сохранилось со времени её жизни, содержится в недоброжелательной записке венецианского посла, который описал её, когда она приехала в Кале в 1532 году. Симпатизируя Екатерине Арагонской, он с пренебрежением отзывался о любви короля: «Госпожа Анна не была одной из самых красивых женщин в мире. Она среднего роста, со смуглым лицом, длинной шеей, широким ртом, плоской грудью. В ней не было ничего особенного, кроме красивых черных глаз, но она очень нравилась королю».
Напротив, Николас Сандерс, который, вероятно, никогда не видел Анну, утверждал в своей «Латинской истории», опубликованной почти через пятьдесят лет после её смерти, что она была очень высокой с физическими дефектами внешности. Враг её дочери, королевы Елизаветы, Сандерс попытался высмеять английскую Реформацию, одаривая Анну высказываниями о её внешности, которые, по его мнению, лучше всего отражали её внутренний мир, каким он его воспринимал. Полагая, что обворожительно и чувственно она манипулировала королем, одурманенным страстью к ней, чтобы разрушить его брак и английскую церковь, Сандерс наделил её выдуманными чудовищными чертами ведьмы...
Некоторые биографы соглашались с грубыми заметками Сандерса, первого писателя, который публично изобразил Анну как обезображенную... Если бы во внешности Анны был хотя бы намек на уродство, венецианские и имперские послы, которые хорошо знали её отца из-за его дипломатической работы, охотно раскрыли бы этот интригующий факт своим государственным органам.»
Кадр из фильма «Еще одна из рода Болейн». В роли Анны Натали Портман. Из открытых источников
Кадр из фильма «Еще одна из рода Болейн». В роли Анны Натали Портман. Из открытых источников
  • Пьер де Бурдейль, аббат Брантом, хронист времен Ектерины Медичи.
Он вспоминал Анну Болейн в свои последние годы как «самую достойную и очаровательную из всех прекрасных дам французского двора».

(Напомню, что с 1514 года и по январь 1522 Анна жила во Франции, сначала как фрейлина Марии Тюдор, бывшей замужем, за Людовиком XII, а после смерти короля еще несколько лет находилась в штате королевы Клод Французской, жены нового короля Франциска I. Лишь зимой 1522 года отец вызвал ее в Англию, и она отплыла на корабле из Кале).

  • По словам Ланселота де Карлеса,
«её самой привлекательной чертой были глаза, которыми она хорошо умела пользоваться. По правде говоря, их сила была такова, что многие мужчины привязывались к ней. Она использовала свои глаза, приглашая к диалогу и выражая тайную страсть. Это был трюк, который покорил многих мужчин...»

Обаяние Анны заключалось не столько в её внешности, сколько в жизнерадостной личности, изяществе, сообразительности и других достоинствах. Она была маленького роста и привлекала хрупкостью. Ее глаза были черными, а волосы длинными темно-коричневыми. Часто она вплетала в них украшения, рассыпающиеся по спине. Но она не была красивой, и её внешность не соответствовала модным идеалам того времени. У нее была маленькая грудь, в то время как было модно иметь пышную фигуру, а когда бледным цветом лица восхищались, её было желтоватым, даже смуглым, с маленькими родинками на теле.

Анна Нетребко в опере Гаэтано Доницетти «Анна Болейн». Кадр из фильма-оперы. Из открытых источников
Анна Нетребко в опере Гаэтано Доницетти «Анна Болейн». Кадр из фильма-оперы. Из открытых источников

Так много написано об этой женщине, так по-разному она воспринимается нами в этой череде фильмов и сериалов. Каждый из нас воспринимает образ Анны Болейн по-своему, примеряя к своим убеждениям и принципам. Многие жалеют её, многие её осуждают, но все в конечном итоге сходятся в одном: это была личность, фигура, даже в те далекие времена немалой стойкости духа. А как она выглядела в действительности, на мой взгляд, не так уж и важно. А как думаете вы?

#история #культура #короли #интересные факты

Спасибо, что дочитали. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: