В течение нескольких лет Генрих планировал развестись с Екатериной Арагонской. Теперь он знал, на ком хочет жениться – на Анне. В возрасте тридцати шести лет он влюбился в женщину примерно на шестнадцать лет моложе его. Король написал Анне множество страстных любовных писем.
В 1526 году он пишет ей:
«Если я не могу быть рядом с Вами лично, я посылаю вещицу, которая будет напоминать обо мне, мой портрет в браслете... хотел бы быть на его месте и видеть, как Вы радуетесь».
Вскоре после этого он написал во время охоты:
«Я посылаю Вам это письмо, умоляя рассказать о том, как Вы себя чувствуете... Вручитель доставит оленя, убитого прошлой ночью моей рукой. Надеюсь, когда Вы будете ужинать им, то подумаете об охотнике».
Генрих VIII впервые встретил Анну Болейн в 1523 году. Король тут же заинтересовался ею, они часто танцевали на виду у всего Двора и королевы. Историк и писательница из Великобритании Хилари Мантел замечала:
«Мы не знаем точно, когда он влюбился в Анну Болейн. Ее сестра Мария уже была его любовницей. Возможно, у Генриха просто отсутствовало воображение. Жизнь Двора в делах амурных казалась запутанной, переплетающейся, почти инцестуальной. Одни и те же лица, руки, ноги и прочие органы в разных сочетаниях.
У короля было не так много интрижек, или много, но о которых мы не знаем. Из всех своих бастардов он признал лишь одного внебрачного ребенка, Генри Фицроя, даровав ему титул герцога Ричмонда и Сомерсета, а также графа Ноттингема. Генрих был осмотрителен и практически всегда отрицал свое участие. Его любовницы, кем бы они ни были, позже возвращались к своей жизни. Но наработанная годами схема рухнула с появлением Анны Болейн».
Осталось совсем немного описаний внешности Анны, сохранившихся с её времен. О ней писали послы: Марио Саворньяно – венецианский посол и епископ Жан дю Белле, глаза и уши французского короля Франциска I при дворе Генриха VIII (послом в Лондоне он стал поздней осенью 1527 года, а ровно через год уже писал своему королю в Париж о новой любовнице английского монарха).
Все остальные записи о внешности Анны Болейн основаны на информации от других людей.
Сохранилась лишь пара портретов Анны Болейн. Самым известным является тот, что находится в Национальной портретной галерее в Лондоне, копия утраченного оригинала, написанная между 1533 и 1536 годами. Некоторые её портреты имеют сомнительную подлинность, а другие написаны спустя долгое время после её смерти. Существует также набросок Ганса Гольбейна.
- Как отмечала Элисон Уэйр, британский историк:
«Натурщица одета в английский тюдоровский чепец 1530-х годов, с темными волосами, большими глазами, длинным носом и полными чувственными губами. Ее лицо более круглое, чем мы видим на подлинных портретах, а подбородок не так заострен... Но все же это Анна? Поскольку натурщица показана по-другому, трудно сказать».
- Марио Саворньяно, письмо к Синьории Венеции, октябрь 1532 года:
«Госпожа Анна не была одной из самых красивых женщин в мире. Она среднего роста, со смуглым лицом, длинной шеей, широким ртом, плоской грудью. В ней не было ничего особенного, кроме красивых черных глаз, но она очень нравилась королю.»
- Николас Сандерс писал (стр. 35) в своем трактате 1571 года «Подъем и рост англиканского раскола»:
«Анна Болейн была довольно высокого роста, с черными волосами и овальным желтоватого цвета лицом, словно болевшая желтухой. Под верхней губой торчал клык, а на правой руке шесть пальцев. Под подбородком был большой жировик (опухоль или бородавка), и поэтому, чтобы скрыть это уродство, она носила платье с высоким воротником, закрывающим шею. На неё было приятно смотреть... Придворные считали её эталоном и подражали ей, потому что мадам всегда хорошо одевалась и каждый день меняла наряды.»
(Об этом человеке стоить рассказать немного подробнее: Николас Сандерс был католическим священником и без пяти минут кардиналом, полемистом и вдохновителем яростного сопротивления европейской протестантской и англиканской Реформаций, обосновался в Мадриде под крылом его католического величества испанского короля Филиппа II, был у него на содержании и получал пенсион в 300 золотых испанских дукатов, но закончил свои дни хуже некуда – после разгрома войск претендента на престол Ирландии Джеймса Фицмориса Фицджеральда, которые он сопровождал, был признан вне закона Папой и тем же Филиппом II, бежал и умер от голода в холодных и продуваемых всеми ветрами холмах Ирландии. Надо ли говорить, что Генриха VIII и его жену после развода с Екатериной Арагонской и гонений на католичество он любил, как собака палку…)
- Джордж Уайетт (Вятт), младший сын сэра Томаса Вятта (восстание Томаса Вятта)
Он написал это в 1590-х годах в биографии Анны Болейн, над которой он работал, опираясь в основном на воспоминания фрейлины королевы Энн Гейнсфорд:
«Действительно, на ногте одного из пальцев был еще один едва заметный маленький ноготок... Хотя в красоте она не дотягивала, но в поведении, манерах, нарядах и умении говорить ей не было равных... она действительно была очень своенравной женщиной... но все же это и многое другое обошлось ей дорого…»
- Элизабет Дженкинс, биограф и писательница XX века в своем романе «Елизавета Великая» (1958) описывала ее так:
«Худая, черноглазая, легко возбудимая, резкая и остроумная, Анна Болейн считала кротость и любезность скучными качествами. Французский посол дю Белле говорил о безумной страсти короля к ней такой силы, что только Бог мог утихомирить его.»
- Элисон Плауден, британский историк, в своей работе «Женщины Тюдоров» (2002 г.) пишет:
«Было нелегко понять, что Генрих увидел в Анне Болейн, или раскрыть секрет её подлинного обаяния. Вероятно, он заключался в той загадочной особенности и сексуальной привлекательности, которая не поддается точному определению и имеет очень мало общего с внешней красотой. Конечно, Анна в прямом смысле не была красавицей. Брюнетка с густыми блестящими волосами, бледной кожей и довольно плоской грудью, её лучшей чертой, кажется, были её большие темные глаза, которые, по словам одного эксперта, «приглашали к беседе».
Но госпожа знала, как себя преподнести. Она хорошо одевалась и была в авангарде придворной моды. Анна была живой, хитрой и образованной, очаровательной и остроумной собеседницей, хорошо разбирающейся в искусстве обольщения. Она также была интеллигентной и смелой, осознавала свой собственный потенциал и неустанно искала возможности реализовать себя в мире, который предлагал так мало амбициозным, энергичным и недовольным молодым женщинам.
Менее привлекательными чертами были её мстительный, иногда злобный нрав, ядовитый язык и долгая память об обиде.»
- И, наконец, вот что пишет об этом Рета Марвин Варнике, профессор истории из университета Аризоны в США, в своем труде «Взлет и падение Анны Болейн» (1989 г.) стр. 58:
«Наиболее полное дошедшее до нас описание внешности Анны, которое сохранилось со времени её жизни, содержится в недоброжелательной записке венецианского посла, который описал её, когда она приехала в Кале в 1532 году. Симпатизируя Екатерине Арагонской, он с пренебрежением отзывался о любви короля: «Госпожа Анна не была одной из самых красивых женщин в мире. Она среднего роста, со смуглым лицом, длинной шеей, широким ртом, плоской грудью. В ней не было ничего особенного, кроме красивых черных глаз, но она очень нравилась королю».
Напротив, Николас Сандерс, который, вероятно, никогда не видел Анну, утверждал в своей «Латинской истории», опубликованной почти через пятьдесят лет после её смерти, что она была очень высокой с физическими дефектами внешности. Враг её дочери, королевы Елизаветы, Сандерс попытался высмеять английскую Реформацию, одаривая Анну высказываниями о её внешности, которые, по его мнению, лучше всего отражали её внутренний мир, каким он его воспринимал. Полагая, что обворожительно и чувственно она манипулировала королем, одурманенным страстью к ней, чтобы разрушить его брак и английскую церковь, Сандерс наделил её выдуманными чудовищными чертами ведьмы...
Некоторые биографы соглашались с грубыми заметками Сандерса, первого писателя, который публично изобразил Анну как обезображенную... Если бы во внешности Анны был хотя бы намек на уродство, венецианские и имперские послы, которые хорошо знали её отца из-за его дипломатической работы, охотно раскрыли бы этот интригующий факт своим государственным органам.»
- Пьер де Бурдейль, аббат Брантом, хронист времен Ектерины Медичи.
Он вспоминал Анну Болейн в свои последние годы как «самую достойную и очаровательную из всех прекрасных дам французского двора».
(Напомню, что с 1514 года и по январь 1522 Анна жила во Франции, сначала как фрейлина Марии Тюдор, бывшей замужем, за Людовиком XII, а после смерти короля еще несколько лет находилась в штате королевы Клод Французской, жены нового короля Франциска I. Лишь зимой 1522 года отец вызвал ее в Англию, и она отплыла на корабле из Кале).
- По словам Ланселота де Карлеса,
«её самой привлекательной чертой были глаза, которыми она хорошо умела пользоваться. По правде говоря, их сила была такова, что многие мужчины привязывались к ней. Она использовала свои глаза, приглашая к диалогу и выражая тайную страсть. Это был трюк, который покорил многих мужчин...»
Обаяние Анны заключалось не столько в её внешности, сколько в жизнерадостной личности, изяществе, сообразительности и других достоинствах. Она была маленького роста и привлекала хрупкостью. Ее глаза были черными, а волосы длинными темно-коричневыми. Часто она вплетала в них украшения, рассыпающиеся по спине. Но она не была красивой, и её внешность не соответствовала модным идеалам того времени. У нее была маленькая грудь, в то время как было модно иметь пышную фигуру, а когда бледным цветом лица восхищались, её было желтоватым, даже смуглым, с маленькими родинками на теле.
Так много написано об этой женщине, так по-разному она воспринимается нами в этой череде фильмов и сериалов. Каждый из нас воспринимает образ Анны Болейн по-своему, примеряя к своим убеждениям и принципам. Многие жалеют её, многие её осуждают, но все в конечном итоге сходятся в одном: это была личность, фигура, даже в те далекие времена немалой стойкости духа. А как она выглядела в действительности, на мой взгляд, не так уж и важно. А как думаете вы?
#история #культура #короли #интересные факты
Спасибо, что дочитали. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: