Забавный сувенир, описание
которого предлагается нашим
читателям, доставит удовольствие
и детям и взрослым. Если «кота» погладить по спине, он сна-
чала протяжно «мяукает»,потом
начинает «мурлыкать». «Кот» «мяукает» и в тот момент, когда к его носу подносят кусочек «колбасы».
В основе игрушки электронное
устройство, состоящее из мультивибратора и реле времени, собранных соответственно
на транзисторах VT1, VT2 и VT3,
VT4. Изменяя параметры времязадающей цепи R7, R8, C5, влияют на частоту колебаний мультивибратора.
При включении питания конденсатор C5 разряжен, и потому его сопротивление в первый момент мало. Постоянная времени определяется в основном емкостью конденсатора C3 и сопротивлением резистора R8. В этом случае частота мультивибратора высокая. По мере заряда С5
постоянная времени цепи базы VT2
возрастает и частота колебаний уменьшается. Капсюль ДЭМШ-1A (BA1), которым нагружен транзистор VT1, издает снижающийся по тону звук, напоминающий кошачье мяуканье. Когда конденсатор C5 заряжен, мультивибратор вырабатывает частоту 10—20 Гц, соответствующую «мурлыканию». Времязадаю-
щую цепь коммутируют с помощью геркона S1, последовательно с которым рекомендуется для надежности включить резистор сопротивления 68Ом.
Если к геркону поднести предмет со
спрятанным внутри магнитом, имитирующим кусочек колбасы, S1 шунтирует конденсатор C5, вызывая процесс изменения
частоты мультивибратора,
«Кот»
«мяукает».
Геркон S1 установлен в носу у скота».
Но при желании можно установить контактные пары, подсоединенные параллельно S1, например, в лапы, в хвостили в уши. «Кот» будет «мяукать» и тогда, когда нажимают на них.
Реле времени включает и выключает
мультивибратор, когда «кота» гладят по
спинке. Оно же обеспечивает задержку
отключения мультивибратора
на 10-12 с после поглаживания. Вот как реле работает.
В исходном состоянии конденсатор С1
заряжен и транзисторы VT3, VT4 заперты. При этом ток, потребляемый устройством, настолько мал, что можно обойтись и без отдельного выключателя питания. Его функции возложены на транзистор VT4.
При поглаживании спинки замыкается
контакт SA1, вызывая разряд конденсатора С1. Заряжается он в основном через
переходы «эмиттер-база транзисторов
VT3, VT4 и резистор R2. В этом случае
VT3 и VT4 открыты и мультивибратор
подключен к источники питання. Так
продолжается 10-12 с, пока не зарядится конденсатор С1 и не закроются транзисторы VT3, VT4.
В электронном устройстве можно применить любые низкочастотные маломощные транзисторы р-п-р структуры, например, мп39—МП42Б, с h²¹э > 20. Peзисторы МЛТ-0,25, МЛТ-0,5,
BC-0,125 или Ули, конденсаторы: С2 -
C4 - МБM, C1, C5 - электролитические K50-12.
Устройство смонтировано на текстолитовой или гетинаксовой плате
толщиной 1,5-2 мм.
Конструкция игрушки-сувенира показана на рисунке.
Для подчеркивания эффекта «мяуканья» применен клапан, прикрывающий установленный в пасти
«кота» капсюль ДЭМШ. Клапан представляет собой жестяную пластинку с наклеенной на нее фетровой накладкой.
К нему с одной стороны припаяна тяга-медный провод диаметром 1 мм, связывающая клапан с установленным на спине <животного> шарниром. Когда по ней гладят, то надавливают на рычаг шарнира и отводят клапан, закрывающий звуковое отверстие капсюля. В этот момент
звук будет громким и чистым. Рычаг
отпущен - и клапан под действием пружины, прикрепленной к другому его концу, вновь закрывает ДЭМШ, громкость и тембр звучания изменяются, напоминая приглушенный звук «а-а-у-у». Одновременно при надавливании на рычаг шарнира замыкается контакт между ним
и головкой винта, Контактная система SA1 закреплена на остове-деревянном бруске размером 20Х50Х220 мм.
В сочетании понижением частоты
мультивибратора, вызванным замыканием контакта SA1, действие клапана имитирует отчетливое «мяуканье».
Голова «кота» состоит из двух полых
частей, склеенных по форме из папье-маше и соединенных замком-защелкой.
Внутри головы, кроме капсюля ДЭМШ
и геркона, размещается плата с электронным устройством.
К остову прикрепите отсек с тремя
элементами «332», с помощью поролоновых прокладок придайте конструкции форму кошачьего туловища, обтяните его
синтетическим мехом и приладьте лапы
и хвост. Голову прикрепите к туловищу
скобой.
«Колбасу» изготовьте из эпоксидной
смолы, окрасив ее в красно-коричневый
цвет. А чтобы придать «колбасе» натуральный вид,добавьте в эпоксидку кусочки белого полихлорвинила, капрона
или полистирола.
Делается это так. Дно круглой баночки и ее стенки обложите полиэтиленовой
пленкой. Положите на дно несколько белых кусочков пластмассы, поместите на них магнит и залейте форму подкрашенной эпоксидной смолой. Сверху положите еще несколько кусочков пластмассы - так, чтобы они были видны на ее поверхности. Если кусочки «сала» погрузились полностью, добавьте еще немного пластмассы. Когда смола затвердеет, извлеките содержимое из баночки,
отделите пленку, напильником и наждачной бумагой зачистите неровности.
Забавный сувенир готов!
Всем спасибо кто прочёл эту статью. Пожалуйста поставьте лайк и подпишитесь на канал. И пожалуйста прокомментируйте что вы ещё хотите увидеть на канале. Я постараюсь это сделать. Всем удачи.