В 1860-х годах участком земли на пересечение улиц Провиантской и Жукова (ныне Минина) купец 1-й гильдии Отто Альбертович фон Мерценфельд прибывший в Нижний Новгород по всей видимости из Ейска.
На новом месте дела купца не задались и постепенно купец стал распродавать имущество. Так за не уплату долга в 1872 году его дом на Жуковской улице был продан с торгов.
Следующая владелица этого участка, баронесса Елизавета Карловна Фредерикс была в правах хозяйки около пяти лет. Около 1879 года усадьбу со всеми постройками покупает богатая наследница “Железного старика” Михаила Григорьевича Рукавишникова, Варвара Бурмистрова.
Говорят Варвара Михайловна купила именно этот участок, чтобы жить поближе к брату Сергею, который выстроил свой дворец на месте родового дома на Большой набережной (ныне Верхневолжская). На самом деле ближе Сергея к ней жил в доме на Большой Печерской второй ее брат Митрофан. Его дом был прекрасен и великолепен, современен и удобен, в нем не только было богатое украшение, а даже лифт. К сожалению, дом сгорел и его место заняла копия, лишь очертаниями напоминающая старый особняк.
Варвара Михайловна кроме этой усадьбы купила еще и участок земли с домом и флигелем на противоположной стороне Провиантской улицы. Такие большие площади нужны были семье Бурмистровых для большого сада с оранжереями. Дмитрий Михайлович Бурмистров, супруг Варвары Михайловны был заядлым садоводом-любителем.
Главный дом был перестроен, причем значительно. Из книги “Проклятый род” Ивана Сергеевича Рукавишникова можно узнать, что брат Варвары, Сергей, который свое состояние пускал на строительство ревностно относился к проекту сестры. Возможно, он не хотел чтобы дом сестры был более изящен и пышен чем его. Приехав в час, когда у сестры был архитектор, он мельком бросил взгляд на план.
“-Неплохая избушка будет. Даже на каменном фундаменте.” Сказав эти слова, он уехал успокоенный.
В книге также есть описание дома: Дом небольшой, изящный, как королевская игрушка… на каменном фундаменте… интерьеры отделаны кедром, орехом, бронзой, гобеленами, всюду вазы саксонского и екатерининского фарфора, много цветов: тюльпанов, роз, гиацинтов
Как видно из описания убранство было богатым, еще более ясную картину дала нынешняя реставрация дома. Однако, об этом чуть позже.
Варвара Бурмистрова к концу 19 века овдовела, общественная жизнь ее при этом не закончилась. Например в начале 1914 года Варвара Михайловна в своей усадьбе устроила большой бал на котором были видные лица города в том числе городской голова Сироткин.
Впрочем, в 1917 году многое изменилось, в период временного правительства в городе нарастала анархия. так в ночь на 24 мая усадьбу Бурмистровой обокрали. Воры забрались в сад и на террасе вырезали стекло в двери. Проникнув в дом домушники работали без обуви, что и помогло им не разбудить хозяйку и прислугу. Были украдены мелкие серебряные вещи на сумму в 2540 рублей.
После октябрьской же революции дом был национализирован. Часть особняка передали в пользование исторического музея, который пробыл здесь до 1924 года.
После в здание разместили классы школы Карла Маркса, однако в 1927 году было сделано заключение о том, что помещения усадьбы не отвечают требованиям учебного заведения. Была выдвинута идея снести особняк и выстроить новое здание школы, позже от этой идеи отказались.
Тогда же началась первый ремонт усадьбы с элементами реставрации. Она была проведена аккуратно и бережно, почти все элементы по возможности остались оригинальными и замены на новые не производилось.
До 1934 года в здание усадьбы разместились курсы Губкома, после них сюда было решено перенести Литературный музей М.Горького. До 1934 года музей располагался в областной библиотеке на улице Фигнера (ныне Варварская). Кроме музея так же в особняке расположился Союз писателей.
В это же время началось строительство новых корпусов Индустриального института (Технический университет Р.Е. Алексеева). Под строительную площадку был отданы сады Бурмистровых, горожане с горечью смотрели как исчезает прекрасный парк и оранжереи с пальмами.
В 1941 году литературный музей эвакуировали в в Тоншаевский район, в усадьбе же открыли госпиталь.
В военные годы не было мысли, чтобы как-то бережно сохранять особняк. Была разрушена лепнина, испорчен искусственный мрамор. Для обогрева помещения в двух комнатах соорудили «складные печи из кирпича, типа голландских, прямо на паркетном полу, с пропуском широких железных труб-дымоходов через стены».
При этом первоначальная система отопления вышла из строя. При современной реставрации выяснилось, что система вентиляции и отопления спроектированы неожиданным способом.
Забор воздуха происходит не снизу, как то обычно делается, а сверху. По системе каналов и заслонок можно было отапливать не весь дом, а отдельные комнаты, что конечно снижало издержки обслуживания особняка. Конечно в условиях эвакуационного госпиталя никто не пытался разобраться и проще было воспользоваться временным решением.
Литературный музей был возвращен в город в 1943 году и его разместили в областном краеведческом музее, вернутся в особняк на улице Минина получилось лишь в 1946 году.
Полтора года ушло на ремонтные работы и к 80-летию Горького 28 марта 1948 года музей открыл свои двери вновь уже в здание усадьбы Варвары Бурмистровой.
В этот раз все экспонаты были развешаны на специальных шнурках и не прятали за собой оформление стен.
Особняку требовался ремонт, однако в начале 50-х годов ежегодно не хватало средств. Ремонт проводился местами и о комплексном капитальном ремонте речи не было.
Сложно представить в тоже время особняк был не только музеем, после войны большая часть здания находилась в распоряжение жильцов.
В одной из докладных записок отмечалось: «…У нас нет и служебных помещений, даже научные сотрудники работают в вешалке, где раздеваются посетители. Вешалка, к тому же, так мала, что одежду посетителей приходится класть на столы научных сотрудников. А между тем рядом за дверью, в коридоре нашего собственного дома, целый день бегают дети, шумят примуса, керосинки, идет стирка. Крики, шум, запахи белья, мыла и пищи постоянно разносятся по музею, где научные сотрудники каждый день с гордостью говорят посетителям о своем великом земляке. Не совсем хорошо получается. …Вопрос… надо решить во что бы то ни стало. Жильцы не только мешают работе… но и держат музей в постоянной пожарной опасности»
В 1958 году случилась катастрофа, в особняке произошел пожар. Тогда было решено отказаться от восстановления части интерьера. Более того было в силу того что отделка интерьера не поддавалась очистке, принято решение об окраски масляной краской всего в светлые тона.
Теперь когда проводятся реставрационные работы под слоями краски была обнаружена подлинная цветовая гамма мрамора: бело-розовая.
А в отделке белого зала были обнаружены сразу три вида золота.
В интерьерах использовался искусственный мрамор, который получали при смешивание клея и гипса, после полировки и обработки он становился неотличим от настоящего.
При этом не стоит думать, что это была попытка удешевления работ, на момент строительства это была новая технология, а значит более дорогая.
В те же 50-е годы ставился вопрос о переносе музея писателя из особняка на улице Минина, в силу того, что он никак не связан с Горьким. В 1971 году был открыт музей квартира на улице Семашко.
Усадьба Бурмистровой осталась в структуре музея, более того в 1989 году она была поставлена на государственную охрану. При этом до нынешних ремонтных работ никакой реставрации не проводилось.
Реставрация начавшаяся пару лет назад осложнилась тем, что в июне 2020 года в особняке произошел пожар. Площадь горения составляла 500 кв. метров. Произошло частичное обрушение чердачного перекрытия.
К моменту пожара экспонаты из музея были вывезены, но интерьеры сильно пострадали. Восстановительные работы начались в октябре того же года.
Планировалось изначально открыть музей в декабре 2021 года, в сложившихся условиях ожидается что это произойдет в 2022 году.
На февраль 2021 года полностью выполнена гидроизоляция фундаментов и обратная засыпка с послойной трамбовкой, более чем на 60% готовы черновые полы, ремонт кровли выполнен на 56%, кирпичные стены восстановлены уже наполовину, а реставрационные и фасадные работы проведены на 47%. Больше всего работ предстоит выполнить по внутренней отделке помещений и устройству веранды, а также восстановить экспонаты.
При работах на цокольном этаже из помещения кухни, в котором было организовано фондохранилище, были демонтированы стеллажи за которыми обнаружили плитку XIX века фирмы Villeroy & Boch.
Как оказалось на заводе изготовители остались образцы, по которым для усадьбы создадут дубликаты недостающих элементов.
Помещение кухни обещают открыть для посещения, так же в планах открыть и внутренний дворик. Создав в нем небольшое и уютное пространство где возможно будут проводить литературные вечера.
Материал подготовлен на основе статьи Краснова В.В. К истории особняка В.М. Бурмистровой в г. Нижнем Новгороде.