Найти тему
Муки Зву

«Алиса»: Идет волна, прислушайтесь к звуку! Выпуск 17 из серии «100 альбомов, изменивших мое музыкальное мировоззрение»

Оглавление

Культовый персонаж и рок-легенда Костя Кинчев стал благодушным помещиком, далеким от революций, тусовки и наркотиков, которого всем показал Юрий Дудь. Он ненавидит Америку, гомосексуалистов и чиновников. А когда-то по одному взмаху его руки целые стадионы в едином порыве скандировали «Мы вместе!» На пластинке «Энергия» воспиталось сразу несколько поколений советской молодежи 80-х, которые с удовольствием и теплотой вспоминают эти годы.

Лидер красно-черных Константин Кинчев брутален в своем сценическом образе
Лидер красно-черных Константин Кинчев брутален в своем сценическом образе

Чтобы органично ощутить состояние той перестроечной среды, когда рок-кумиры овладевали нашими умами и сердцами, надо представить СССР со всей официальной шелухой, где едва появившиеся первые ростки молодежной музыки находил своих поклонников.

Потом был там, где сейчас меня нет

В первый раз я увидел и услышал Костю Кинчева в армии. Весной 1988 г. мы с моим приятелем Игорехой Козловым остались охранять штаб полка («вечный наряд» по штабу). А наши развернутые (кадрированный полк от 100 человек развернули на 1200 по штату войны) «партизаны» в лесу с нашим арт-полком отвоевывали у потенциального противника сопку за сопкой огнем 152-мм гаубиц из взрыв-пакетов. А мы ходили вечерами в солдатский клуб, когда там показывали киношку. В тот мартовский день, там показывали «Взломщика» -- мы были уверены, что идем на какой-то офигенный детектив.

Кадр из фильма «Взломщик» 1987 режиссера Валерия Огородникова
Кадр из фильма «Взломщик» 1987 режиссера Валерия Огородникова

Честно скажу, что тогда мне фильм не зашел и песни «Алисы» прошли как-то мимо. Какие-то накрашенные панки, проклепанные куртки, непонятные песни. Мелькающие эпатажные лица, множество гитарной самодеятельности на уровне школьного вечера. Сюжет вокруг двух братьев, живущих в коммуналке с отцом-алкоголиком, кража синтезатора. Нищая питерская рок-тусовка на фоне уходящей эпохи. Очень далекий типаж для советского комсомольца, живущего в Сибири, а теперь еще и в армии (СА!), где все строго и перпендикулярно.

Здесь надо отметить, что армия при любом строе – это изолированное общество, куда, конечно, проникают модные веяния снаружи, но внутри сохраняется порядок и девственная чистота голов, как в «ленинской» комнате. Мы, служившие в 1986-1988 гг. в рядах СА, чувствовали, что на «большой земле» происходят какие-то глубинные изменения, но находясь вне общества, не понимали что это. На политзанятиях нам читали «Сто дней до приказа» Юрия Полякова и требовали от комсостава строго блюсти внутренний порядок и не допускать дедовщины.

Политзанятия в ленинской комнате. Фото из интернета
Политзанятия в ленинской комнате. Фото из интернета

Вечером по телевизору мы смотрели КВН и «Прожектор перестройки» и слушали, как офицеры, еще недавно служившие в ГДР, Чехословакии и Венгрии, судачат о переменах в стране. Поэтому наша армия получилась, как громоздкая и неповоротливая машина времени с 2-летним циклом, в которой мы вылетели из «развитого социализма» и прилетели в разгар перестройки, эпоху митингов и пустых полок.

Какой изумительный праздник, но в нeм явно не хватает нас

Адаптация к новым реалиям прошла почти мгновенно: друзья, телепрограмма «Взгляд», новые пластинки из «Мелодии», видеосалоны в режиме нон-стоп, кооперативные киоски на главных улицах Иркутска. В институте, куда мы вернулись, вовсю громыхали рок-концерты, каждый месяц кто-то приезжал: «Крематорий», БГ, «Звуки Му» и т.д.

Ректорат нашего политеха зачем-то решил отслуживших в СА заставить ходить на занятия военной кафедры – такая заварилась буча с протестами, т.к. отслуживших и вернувшихся в родную альма-матер были сотни. Руководство не долго размышляло и разумно решило отказаться от неразумной идеи, но скрежет от крушашихся основ марксизма-ленинизма уже пошел волнообразными кругами. Под шумок, даже не служившие товарищи перестали ходить на «военку» и им ничего не было!

Начал суетиться комсорг факультета и пытаться собирать взносы с задолжавших студентов «дань за 12 лет», а денег у большинства не было. И зачем-то угрожать исключением из комсомола! Это было его стратегической ошибкой. Народ посмотрел в телевизор и решил «А зачем нам этот комсомол?» Вон Ельцин из партии выходит, а мы чем хуже?! И дружно сдали свои комсомольские билеты -- это было фиаско для него, до сих пор помню его обескураженное лицо.

Новая страна, новая музыка, новый стиль

И вот на фоне происходившего каждый начинал присматриваться к новой жизни. Кем работать, чем заниматься?! Приятели Коля с Борей пошли в безудержный алко-музыкальный заплыв, одноклассник Вадим вовсю пытался заниматься бартерной коммерцией, парни с нашего потока открыли первый шмоточный магазин. А я лихорадочно впитывал все новое и пытался угнаться за культурно-музыкальным прогрессом, и стремился быть поближе к компьютерным технологиям – стал ночным дежурным оператором на ВЦ факультета, где запоем читал «Мастера и Маргариту» и слушал-слушал-слушал.

Конечно, пластинка «Алисы» «Энергия» легла на мой вкус, уже подготовленный к ней всей энергетикой происходящего вокруг. В венах бурлила кровь «Мое поколение чувствует боль, но снова ставит себя под плеть!» Молодежь горела от новизны и требовала перемен «Идёт волна -- не бойтесь грома!» Народу нравилась такая музыка «Мы идем вашей тропой, Доктор Буги!».

Пластинка с рокерской «козой», опущенной вниз, уходила влет в магазинах. Я не помню, чтобы она долго где-то лежала. По традиции вначале у нас в Иркутске продавались тиражи Апрелевского завода грампластинок, а потом спустя месяц-другой приходил Ташкент. Конечно, между делом где-то продавались и ленинградские и рижские пластинки, но они не составляли основную массу. Все старались купить «апрелевку» -- считалось, что московское качество лучше.

Новые слова давно забытой песни

Через мои руки прошли подряд все официальные пластинки «Алисы», изданные на «Мелодии»: «Энергия», «БлокАда» и «Шестой Лесничий». Каждая была, как откровение, мы вслушивались в каждое слово, принимали ее любой порыв, как указание к действию. А потом я как-то резко потерял интерес к «Алисе». Ее стало очень много: на ТВ, на концертах, на пластинках. Пошла волна «алисомании» со своими черно-красными атрибутами, армией фанатов, псевдорелигией.

Но та первая пластинка «Энергия» навсегда в списке моих любимых – я ее периодически переслушиваю, нахожу эту запись главного звуковика и саунд-продюсера Андрея Тропилло гениальной. Каждая фраза, каждый музыкальный штрих к месту. Специально пересмотрел «Взломщика», даже нашел его посыл для тех лет очень недурственным и временной срез актуальным и показательным, даже несмотря на то, что Кинчева озвучил другой актер (кроме песен, конечно).

Vinylselect.ru: «Энергия» -- дебютный студийный альбом рок-группы «Алиса», записанный на студии Ленинградского рок-клуба в 1985-м году и официально изданный на «Мелодии» только в 1988-м. Это была первая работа коллектива с вокалистом и в последующем ее бессменным лидером Константином Кинчевым, и хотя до «Энергии» выходили и другие альбомы, именно с него начинается официальная дискография коллектива. Альбом стал знаковым и обрел культовый статус, разлетевшись тиражом более миллиона копий, что по меркам США соответствует платиновому статусу».

Репродуктор: «Обложка конверта виниловой пластинки была сделана без участия музыкантов группы «Алиса». Её разработал художник Владимир Обатнин. Изначально он хотел поместить на лицевую сторону портрет Кинчева, в итоге размещённый на обороте конверта винила, однако редактор «Мелодии» решил поместить на главную знаменитые пальцы с молнией, посчитав этот рисунок очень оригинальным.

Кроме того, в 1987 году фирма «Мелодия» выпустила два миньона с шестью песнями из альбома «Энергия» (на каждом по три). В первый (называется “Мы Вместе”) вошли композиции «Мы Вместе», «Меломан» и «Энергия». В оформлении этого диска использована фотография, сделанная из окна дома, расположенного на проспекте Луначарского. Второй миньон получил простое название «Песни из альбома «Энергия». На нём представлены композиции «Доктор Буги», «Моё Поколение» и «Соковыжиматель». Оформление этого сингла идентично оформлению конверта альбома. На обратной стороне размещена концертная фотография музыкантов».

Моя скромная коллекция винилов и компакт-дисков
Моя скромная коллекция винилов и компакт-дисков

Пластинка была и остается знаковой для того времени, кто бы что ни говорил. Можно любить и не любить «Алису», но «Энергия» оказала свое влияние на подрастающую бунтующую молодежь СССР. А что сейчас… Можно перефразировать строку из песни – «Мое поколение бурчит по блогам, потому что не умеет петь!»

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы #культура #музыка  #кино на которые я пишу, то можете прочитать:

«Ты у меня одна»: пластинка «The Beatles», как четвертая вершина любовной пирамиды в фильме Дмитрия Астрахана

Выпуск 1: Группа «Queen» в СССР в 1980 г. God Save The Queen!

Выпуск 2: Советская космомузыка «Zodiac» из холодной Прибалтики

Выпуск 3: Джанни Моранди – итальянский певец № 2 в СССР.

Выпуск 8: Renato Carosone «Whisky & Soda & Rock 'n' Roll» – неаполитанский король свинга и джаза.

Выпуск 10: «Jesus Christ Superstar» для рожденного в СССР — рок-опера в неритмичной стране.

Выпуск 15: «Genesis»: Демонический смех Фила Коллинза в песне «Мама» вселял в слушателя тревогу и беспокойство.

Выпуск 16: Музыка швейцарского дуэта «Yello» также многообразна, как швейцарский нож, и также узнаваема своими фанатами.