33,5K подписчиков

Выставка, которой больше нет

3,4K прочитали

В память о выставке "Моторы Войны", которая находилась в парке "Патриот" с июня 2017 по октябрь 2021 года

В нашей стране традиционно хорошо с танками, это касается и исторической военной техники. А вот с военными автомобилями дела обстоят совсем иначе. В лучшем случае речь идет о "полуторках" и ЗИС-5, да ГАЗ-67Б послевоенного выпуска. Изредка еще бывают ГАЗ-М1. Такая ситация не столь и удивительна. Помимо того, что военные автомобили и тягачи менее долговечные, чем танки, их и с точки зрения разнообразия было как-то не особо много. За годы войны новых военных автомобилей было всего 4 типа (ГАЗ-61-416, ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б, а также полугусеничный ЗИС-42), плюс броневик БА-64 и артиллерийский тягач Я-12, а также его разновидности. Для сравнения, даже без учета Т-34 и КВ-1, выпуск которых начали еще до начала войны, только воевавших танков наберется приличное количество (КВ-1с, ИС-1, ИС-2, Т-34-85, Т-60, Т-70, Т-80). И это не считая САУ (ЗИС-30, СУ-12 (СУ-76), СУ-76М, СУ-122, СУ-85, СУ-100, СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122). На этом фоне советские военные машины выглядят бедными родственниками.

ТМУ №13 музейного сектора парка "Патриот", где находилась экспозиция.
ТМУ №13 музейного сектора парка "Патриот", где находилась экспозиция.

Примерно такими же бедными родственниками выглядят военные машины и на различных отечественных выставках олдтаймеров. Они там скорее выступают как техника второго сорта. Про музеи и говорить не приходится, особенно военные. Только благодаря частным коллекционерам ныне ситуация существенно выправилась. В России сформировалось несколько мощных частных коллекций, где военные автомобили, включая и отечественного производства, представлены весьма широко. Попадаются и уникальные экземпляры. Также частники ведут работу и по комплектации коллекций зарубежной военной техники периода Второй мировой войны. По итогам сейчас в России можно найти сильные коллекции военных олдтаймеров, часть из которых вполне доступны для посещения.

Так экспозиция выглядела в минувшие выходные.
Так экспозиция выглядела в минувшие выходные.

В июне 2017 года на территории парка "Патриот" открылась экспозиция "Моторы Войны". Совместный проект парка и коллекционера Вячеслава Лен стал одной из самых сильных экспозиций "Патриота". На территории одного павильона удалось собрать мощную коллекцию советской, немецкой, английской, американской, японской, итальянской, чешской и французской военной техники. Многие из экспонатов ныне сохранились в единичных экземплярах. В начале октября было принято решение о закрытии "Моторов Войны", в минувший вторник павильон опустел. Так что в эту пятницу стоит рассказать о лучшей экспозиции по военным автомобилям, которой, увы, больше нет.

По центру размещалась выставка, посвященная немецким прицепам. Также там находился командирский автомобиль Tatra 57 K.
По центру размещалась выставка, посвященная немецким прицепам. Также там находился командирский автомобиль Tatra 57 K.

Первая экспозиция "Моторы Войны" появилась в Центральном Музее Великой Отечественной войны с 2011 года. Она также являлась совместным проектом с Вячеславом Лен и жива до сих пор. В парке "Патриот" аналогичная экспозиция стала создаваться с конца 2016 года после успешного сотрудничества по выставке "Эхо Войны". Местом для новых "Моторов Войны" было выбрано в ТМУ (тентово-мобильное укрытие) №13, где ранее размещалась автомобильная экспозиция музейного сектора парка. На ту экспозицию почти никто не ходил, ибо далеко, да и ничего особо эксклюзивного там не имелось. Несколько прототипов военных машин 70-х и 80-х годов интересны крайне узкому кругу специалистов, да еще добираться туда было далековато. ТМУ №13 не соединено с другими, а идти по улице, да еще зимой - так себе заявка на успех. В случае с "Моторами Войны" у парка появлялась возможность закрыть тему колесной техники военного периода и поднять интерес к площадке, ранее имевшей низкую популярность. Сама автомобильная экспозиция никуда не делать, но популярности всё равно не имела. В итоге ее "сослали" в пустующий павильон "Мотоармия", ранее там размещалась экспозиция Мотомира Вячеслава Шеянова.

С другой стороны размещались пехотные тележки.
С другой стороны размещались пехотные тележки.

Концепция новых "Моторов Войны" повторяла идеи предыдущей экспозиции, той, что на Поклонке. Разработана она была в своё время В.О. Рыжовым. В 2003-2007 гг он был начальником танкового музея в Кубинке, а в 2008-2012 гг возглавлял отдел открытой площадке на Поклонке. Кстати, как раз при Рыжове появилась наша малярная бригада, а в 2008-2013 годах я работал в том самом отделе. Сейчас уже про его заслуги давно забыли, да и отдела давно уже нет, но вообще-то как раз при Рыжове на Поклонке открылся несколько новых экспозиций, в том числе и "Моторы Войны". Да и в "Патриоте" она появилась не без его участия (и не без моего). Экспозиция была разделена на две части. С одной стороны находилась техника, которая использовалась странами Антигитлеровской Коалиции. С другой стороны располагалось то, что использовалось странами Оси. Таким образом можно самим оценить, что у кого было. Помимо разделения на два лагеря, имелась разбивка по странам. По центру образовались дополнительные экспозиционные площади. В случае с экспозицией в парке "Патриот" было принято решение разместить по центру немецкий гужевой транспорт. Его набралось так много, что образовалась отдельная выставка, по объему не уступающая основной немецкой части коллекции. Про нее недавно выходил отдельный материал.

Помимо автомобилей, были представлены прожекторные станции, генераторы и многое другое.
Помимо автомобилей, были представлены прожекторные станции, генераторы и многое другое.

По итогам в одном павильоне образовалась самая мощная в России экспозиция колесной военной техники. Да и в мире вы мало где такое найдете. Прежде всего, это касается сочетания техники разных стран. Где-то упор на советскую технику, где-то на американскую, где-то на английскую. Но чтобы увидеть в одном месте основные типы большей части стран - это вряд ли. Также в экспозиции были представлены различные предметы, имеющие прямое отношение к "моторам войны". Это генераторы, подвесные моторы и прочее, создававшее антураж. В общей сложности почти восемь десятков экспонатов. При этом ряд машин уникальные. Даже в, казалось бы, не особо отличающейся разнообразием советской военной технике было на что посмотреть.

ГАЗ-64 и БА-64, две машины на одной базе.
ГАЗ-64 и БА-64, две машины на одной базе.

Первыми встречали посетителей два автомобиля на одной базе. Речь идет о ГАЗ-64, первом советском легком армейском внедорожнике, а также бронемашине БА-64. Присутствовал на экспозиции и ГАЗ-67Б, более массовый потомок ГАЗ-64. Все три машины на одной базе вы почти нигде не встретите. Как не встретите на одной экспозиции еще и две машины повышенной проходимости. Речь идет о грузовой машине ЗИС-6 и бензовозе ГАЗ-ААА. История этих двух машин известна. Они служили сначала на Камчатке, а далее использовались на Шумшу. Позже их бросили, к моменту обнаружения от машин остались только рамы и мосты. Благодаря большому объему реставрационной работы ржавые остовы снова превратились в машины.

ГАЗ-ААА и ЗИС-6, эти машины восстановлены из останков, найденных на Шумшу.
ГАЗ-ААА и ЗИС-6, эти машины восстановлены из останков, найденных на Шумшу.

Весьма обширной была экспозиция, посвященная американской военной технике. Оно и немудрено, весь именно американцы произвели наибольшее число военных автомобилей. И эти автомобили вполне справедливо называть лучшими. В отличие от ряда стран, американцы выпускали, в основном, машины с цельнометаллическими кузовами, в то время относительная редкость. Да в Красной Армии американской техники было более чем. Конечно, знаменитого "Студера" в американской части экспозиции не имелось (это ныне большая редкость), но встречались и не менее интересные машины. Например, радийный фургон Chevrolet K51 Panel Van. Такие машины использовались и у нас. Покрашен фургон по образцу одной из аэродромных машин.

Радийный фургон Chevrolet K51 Panel Van.
Радийный фургон Chevrolet K51 Panel Van.

К слову об аэродромных машинах. Рядом с Chevrolet K51 Panel Van стоял весьма примечательный аппарат. Это аэродромный быстроходный трактор M2 High-Speed Tractor. Его особенностью стала не тривиальная ходовая часть. Вместо металлических траков на нем использовались резинометаллические гусеничные ленты. Эта машина, пошедшая в войска с 1943 года, стала частым гостем на аэродромах. Небольшое число таких тягачей использовалось на аэродроме под Полтавой в 1944 году. Попадался как минимум один снимок таких машин на эшелоне в Советском Союзе.

Аэродромный быстроходный трактор M2 High-Speed Tractor.
Аэродромный быстроходный трактор M2 High-Speed Tractor.

В отличие от американских машин, английские и канадские военные автомобили у нас менее известны. Между тем, именно английские военные грузовики прибыли в нашу страну первыми. Поначалу их шло совсем немного, за весь 1941 года прибыло всего 400 машин. Да и далее англичане составляли совсем небольшой объем. Тем не менее, определенный вклад англичане внесли, а на их Ford WOT 8 монтировались системы залпового огня. Наиболее интересные машины, впрочем, использовались исключительно в английской армии. Например, штабной автомобиль Humber FWD. Из 5199 выпущенных с 1941 по 1945 годы автомобилей данного типа произвели с кузовом "универсал". За характерную угловатую форму кузова и капота автомобиль получил прозвище Box (коробка). Автомобиль использовался в качестве командирского и связного, им пользовалось немало английских военачальников. Также шасси Humber FWD использовалось в качестве базы для легких разведывательных бронеавтомобилей Humber Light Reconnaissance Car.

Английская и канадская техника.
Английская и канадская техника.

Английскую тему продолжали бронеавтомобили. Первым шел легкий броневик-разведчик Daimler Dingo Mk.III, прямой аналог, с точки зрения назначения, БА-64. Первая версия машины имела съемную жесткую крышу, которая уже на модификации Dingo Mk.II стала брезентовой. Также первые серии имели два поста управления и две управляемые оси, которые на Dingo Mk.II упразднили. Версия Dingo Mk.III получила водонепроницаемую систему зажигания. Всего было выпущено 6626 Dingo, это самый массовый английский броневик военного периода. А следом за ним стоял представитель Канады. Речь идет о колесном бронетранспортере Chevrolet C15TA. Эта машина строилась на шасси полноприводного грузовика Chevrolet C15A. По идеологии бронемашина повторяла американский M3A1 Scout Car. Машина долго служила после войны, ныне большая редкость.

Тяжелый французский мотоцикл Gnome-Rhône AX II.
Тяжелый французский мотоцикл Gnome-Rhône AX II.

Против стран Оси сражался ряд стран, некоторые с переменным успехом. Это отражает и их нахождение в экспозиции. Например, техники Франции. Французы объявили войну Германии 3 сентября 1939 года, но уже в июне 1940 года подписали Второе Компьенское перемирие. А их техника оказалась в немецких руках. Вот и стоял французский мотоцикл Gnome-Rhone AX посреди японского сектора, хотя ему правильнее было находиться посреди немцев. К началу Второй Мировой войны во французской армии имелось 200 мотоциклов Gnome-Rhône AX II, еще 2500 мотоциклов было произведено к концу мая 1940 года. Ну а дальше их много находилось на вооружении немецкой армии.

Чехословацкий грузовик  Tatra T 27 B, недавнее поступление в экспозицию.
Чехословацкий грузовик Tatra T 27 B, недавнее поступление в экспозицию.

Где-то посередине оказалась и чехословацкая техника. Благодаря французам, которые в 1938 году проводили политику "умиротворения" Германии, Чехословакию банально сдали, а в марте 1939 года страну оккупировали. Техника чехословацкой армии оказалась в руках немцев. Среди оказавшихся у немцев образцов оказался и грузовик Tatra T 27 B. Впервые данная модель появилась в линейке Tatra в 1930 году, а выпускалась аж до 1946-47 годов. За это время выпустили немного машин данного типа - 7200 штук. Представленный экземпляр имеет бурную судьбу. Изготовили его в 1941 году, служил в немецкой армии, летом 1944 года воевал в Нормандии. Дальше машина стала французским трофеем, немного повоевала в составе FFL. Позднее машину бросили, но ей повезло дожить до наших дней в оригинальном состоянии. Больше того, после недолгих манипуляций машина завелась.

Итальянская часть коллекции, такое вы почти нигде не встретите.
Итальянская часть коллекции, такое вы почти нигде не встретите.

Если чехословацкая техника была представлена единичными машинами, то военные машины Италии оказались сильной стороной экспозиции. Обычно про итальянскую армию говорят с легкой иронией, но далеко не всё так просто. Да, танки у итальянцев были не самые лучшие, а вот про машины так не скажешь. Это можно было легко понять по представленным машинам. У некоторых из них дизельные моторы, у иных не просто полный привод, а еще и обе оси управляемые. Кроме того, весь представленный ряд машин воевал на советско-германском фронте.

Единые тяжелые командирские машины.
Единые тяжелые командирские машины.

Главным "активом" экспозиции, впрочем, оказалась та часть, которая посвящена немецкой технике. Занимала она больше трети территории. Причина совсем не в том, что организаторы "Моторов Войны" основной упор делали на немцах. Так исторически сложилось, что именно немцы наплодили больше всех моделей автомобилей. У них банально было больше марок, выпускали они свои машины в небольших объемах, поэтому на один класс машин приходилось по 3-4, а порой и по 6-7 моделей. Например, в сегменте единого тяжелого легкового автомобиля у них находилось 4 модели - Horch Typ 108, Mercedes 1500 A, Steyr 1500 A и Phänomen Granit 1500 A. Из них на экспозиции можно было видеть 3 модели, причем Steyr 1500 A сразу в нескольких вариантах.

Часть машин показано в процессе реставрации.
Часть машин показано в процессе реставрации.

Некоторые из представленных машин показывались в виде либо "как есть", то есть исходник для реставрации, либо показанные в процессе изготовления. Это вполне осознанный шаг, причем имеющий ряд плюсов для самих посетителей. Во-первых, есть возможность увидеть то, что обычно скрыто под кузовом машины. Особенно это интересно на немецких полноприводных машинах, там еще то шаманство. Во-вторых, со временем часть того, что изначально стояло в виде шасси, превращается в машины. Мастерская Вячеслава Лен периодически ставила на экспозицию отреставрированные машины.

Шасси BMW 325, полный привод, полное управление.
Шасси BMW 325, полный привод, полное управление.

Одна из таких новинок заняла место в экспозиции незадолго до ее закрытия. Речь идет о легком немецком полноприводном грузовике Einheitsdiesel. Изначально предполагалось, что будет выпущено три типа машины, но до серийного производства дошла модель грузоподъемностью 2,5 тонны. Машина выпускалась на 9 заводах и была полностью унифицирована, она известна как Einheitsdiesel, или единый дизель. На момент создания это был самый совершенный грузовик. Он оснащался дизельным мотором, полностью независимой подвеской и полным приводом. Одновременно он стал и самым дорогим грузовиком в своём классе, он стоил как половина танка. Поэтому в 1940 году выпуск Einheitsdiesel прекратили. Ныне сохранилось всего несколько таких грузовиков. Нынешним летом одним Einheitsdiesel стало больше, его восстановили в мастерской Вячеслава Лен. Рядом с ним стоял Volvo HBT, шведская версия полугусеничного тягача Sd.Kfz.10. Обе машины можно было видеть на международном военно-патриотическом слёте "Моторы Войны"

Einheitsdiesel и Volvo HBT, последние машины, которые встали в экспозицию до закрытия.
Einheitsdiesel и Volvo HBT, последние машины, которые встали в экспозицию до закрытия.

Еще одним плюсом экспозиции было наличие на ней техники японского производства. До недавнего времени здесь стоял и командирский автомобиль Тип 95 Kurogane. Недавно он уехал на дополнительную реставрацию, но уже возвращаться некуда. Также здесь находился тяжелый мотоцикл Тип 97 Rikuo с приводом на коляску и грузовик Isuzu TX-40 Type 97. Последний вообще огромная редкость, в поздней версии он всего один в мире. Он использовался японской армией на Филиппинах, а позже долго использовался в мирном хозяйстве. Всего этого теперь, увы, не увидеть.

Японская часть экспозиции.
Японская часть экспозиции.

Что будет дальше? Это уже покажет время, есть несколько вариантов. Что будет на месте "Моторов Войны", тоже покажет время. Один из вариантов - возвращение той самой экспозиции, на которую никто не ходил. Вероятно, у курирующих парк структур, которые принимали решение о закрытии экспозиции, есть проработанная концепция развития освободившейся территории (но это не точно). В любом случае, решение уже принято, экспозиции больше нет, последняя машина покинула территорию парка во вторник. Ну а в истории "Моторов Войны" начинается новая глава.

Другие материалы по военно-историческим выставкам и музеям:

7 ноября 2020 года на Красной площади

Выставка "Соколы Родины", заново открывшаяся в Музее Техники Вадима Задорожного

Экспозиция Музея отечественной военной истории, посвященная ручному реактивному и противотанковому вооружению Советской и Российской армий

Выставка "Небо Яковлева", которая проходит в Музее Техники Вадима Задорожного

Ночь Музеев в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Репортаж из Технического центра парка "Патриот", так теперь именуется территория бывшего танкового музея в Кубинке

Наиболее интересные и необычные военные мотоциклы из собрания Мотомира Вячеслава Шеянова

Экспозиция немецких прицепов и повозок военного периода на выставке "Моторы Войны" в парке "Патриот"