Эволюция жизни на Земле и история человечества на протяжении ряда миллионов лет, казалось бы, доказала разумность и целесообразность развития организмов с их общественно-экономической организацией и с дальнейшим ее усложнением. Казалось бы, естественный отбор, самовозрастание форм живой и неживой природы, победа более прогрессивных генетических и других законов наследственности способствуют непрерывному усложнению организации живого, которое во многих отраслях науки и практики, особенно биологии, физике и химии, представляет собой весьма динамичную, постоянно развивающуюся субстанцию. Практически все современные синтетические теории эволюции предложили объяснение развития жизни, которое сводится к приспособлению организмов к условиям существования путем естественного отбора, естественного географического распространения, совершенствования строения и механизмов организмов и, наконец, к появлению на основе естественного отбора многочисленных новых приспособленных форм и видов.
Тем не менее, каждое новое научное открытие по-новому ставит целый ряд вопросов и открывает новые, неизвестные ранее звенья в этой общей цепи развития.
Расширяется область вопросов, не имеющих прямого отношения к проблемам эволюции жизни на земле, – это вопросы возникновения жизни и развития человечества, его источников и созданий. Например, не теряет ли человечество своего внутреннего содержания от того, что оно основано на дарвиновском учении? Об этом говорили уже некоторые философы и ученые, но до сих пор не было прямых доказательств.
Однако когда новый философ или ученый приходит к открытию или установлению новых фактов, то он не может не спросить себя: «Не происходит ли здесь неожиданный и необходимый шаг вперед в эволюции человеческой мысли?»
Мысль, как известно, не имеет границ. Она охватывает все области, овладевает всем пространством и временем и всегда идет от простого к сложному и более сложному, от наименьшего к большему. Когда мы видим процесс развития природы, мы видим, что ее законы не совсем просты. В этих законах раскрываются нам то в совершенно ином виде, то в более обобщенном виде множество сторон жизни, опосредствующих и влияющих друг на друга.
Народы и государства, которые развивались по законам естественного отбора и борьбы за существование, всегда накопляли в своих недрах много страданий и горя, мало участвуя в деле совершенствования мира. Они лишались образования, искусств, литературы, а им самим приходилось испытывать муки, которые на каждом шагу виделись им во сне, а в действительности просто не возникали.