Найти в Дзене
Книжные тропинки

Отзыв о книге «Институт» Стивена Кинга: во имя всеобщего блага

Оглавление

Идея выстроить совершенный мир, в котором все будут счастливы и защищены, не нова. Стивен Кинг не раз к ней обращался, препарируя с разных точек зрения, и вычленяя один и тот же корень проблем: человечество никогда не пыталось сотворить свой «град на холме» на принципах «свободы, равенства и братства». Фундаментом всегда был, есть и, наверное, долго ещё будет оставаться тотальный контроль, целью которого является, увы, не всеобщее благоденствие, а сохранение самого механизма контроля, причём любыми средствами, включая те, что идут вразрез с гуманизмом и человечностью. В романе «Институт» автор обращается к теме власти и управления обществом, вновь беря за основу печально известные страницы истории: эксперименты «Bluebird», «Artichoke» и «MK Ultra», проводимые ЦРУ в 50-60 годах XX века над людьми, Стэнфордский тюремный эксперимент 1971 года и концлагерную летопись времён Великой Отечественной войны. При этом Стивен Кинг, как и в случае с «Воспламеняющей взглядом», максимально смягчает тональность истории, избегает откровенно жестоких и кровавых сцен, потому что её основные читатели не взрослые, а подростки, которым через несколько лет придётся делать выбор: следовать ли по проторённому до них пути или хотя бы попытаться исправить сложившуюся систему.

Роман американского писателя Стивена Кинга «Институт» (англ. «The Institute»): жанры – триллер, социальная фантастика, психологические ужасы; объём произведения — 9 частей (193 главы); дата первой публикации — 2019 год; страна — США. Возрастное ограничение — с 16 лет (но, на мой взгляд, вполне можно с 12-13).
Роман американского писателя Стивена Кинга «Институт» (англ. «The Institute»): жанры – триллер, социальная фантастика, психологические ужасы; объём произведения — 9 частей (193 главы); дата первой публикации — 2019 год; страна — США. Возрастное ограничение — с 16 лет (но, на мой взгляд, вполне можно с 12-13).

Описание сюжета романа «Институт» Стивена Кинга

Сюжет романа «Институт» начинается именно с такой дилеммы. Бывший полицейский Ти́м Дже́мисон, которому месяц назад вежливо намекнули уйти в отставку, решил податься в Нью-Йорк и попытать счастья в какой-нибудь охранной фирме. Когда до взлёта самолёта оставались считанные минуты, в салон зашёл представитель службы безопасности и попросил кого-нибудь освободить место для сотрудника правоохранительных органов, пообещав приличную компенсацию. Тим, недолго думая, согласился, решив устроить себе весёлое путешествие на попутках. К вечеру вторых суток он оказался в Дюпре́е штата Южная Каролина и, направившись к мотелю, увидел объявление, что в местное отделение полиции требуется ночной обходчик. Может ли вообще случиться хоть что-то плохое в городишке, который насчитывает чуть больше пяти тысяч человек и где каждый знает друг друга как прожжённый фэбээровец, а единственная его достопримечательность — железнодорожная развязка? Ответив на этот вопрос отрицательно, Тим устраивается на работу. Но именно здесь и суждено было разверзнуться «адской бездне»: на глазах всего города, да ещё и в его смену.

«Великие события поворачиваются на маленьких петлях».

В это же время в Бродерикской школе для одарённых детей города Миннеаполис Ге́рберт и А́йлин Э́ллис — родители двенадцатилетнего Люка — услышали для себя неутешительную новость. Их сын вновь меньше чем за год усвоил всю образовательную программу, изъявив теперь желание поступать в Массачусетский технологический институт в Кембридже на инженера и одновременно продолжить изучение английского языка в колледже Эмерсон, на другом берегу реки — в Бостоне. Чете Эллис такой запрос сына был явно не по карману, потому руководство школы в качестве исключения предложило полную финансовую поддержку уникального вундеркинда, а от родителей требовался только переезд. Через месяц мечта мальчика осуществилась. Однако день успешной сдачи вступительных экзаменов закончился не огромной пиццей в кафе, а похищением юного дарования и его пробуждением в таинственном Институте для детей с паранормальными способностями.

Для Лю́ка Э́ллиса телекинез никогда не входил в сферу научных интересов — небольшой побочный эффект его сверхинтеллекта, которого хватало лишь на то, чтобы переворачивать страницы очередного учебника, а в случае сильного эмоционального напряжения — мог столкнуть со стола пустой поднос или качнуть урну. Другие дети, с которыми мальчик познакомился после пробуждения в Институте, убойной экстрасенсорикой, мягко говоря, тоже не блистали: кто-то фантики двигал, кто-то насекомых вокруг себя разгонял, кто-то мог угадать съеденное втайне от остальных. Четверо оказались ТЛК (телекенез) и одна девочка ТЛП (телепатия), при этом контролирующих свои способности всего двое из пяти. Тогда зачем они все здесь? Ведь не для того же, чтобы стать новой суперкомандой для спасения мира!? Эта мысль оказалась недалека от правды, с той лишь разницей, что их «будущие свершения» не имели ничего общего со страницами героических комиксов.

Институт, преследуя благородную цель «сделать мир безопасным для демократии», начиная с 1955 года, создавал конвейерным способом «машины для убийства». С их помощью устраняли «неугодных обществу лиц», воздействуя на расстоянии и вызывая «естественные смерти» вроде остановки сердца или разрыва кровеносного сосуда в головном мозге. Когда дети «выходили из строя» с них «снимали сливки», а потом утилизировали. Для каждого этапа работы существовал свой сектор: Ближняя половина, Дальняя половина, Дальняя половина Дальней половины или как называли её меж собой сотрудники — «Овощебаза», и конечный пункт — крематорий.

Обратная сторона лозунга «Выполни свой долг перед Отчизной», что красовался в столовой, открылась Люку довольно быстро. Опыты, которым здесь подвергали детей хоть и выглядели бредовыми, но определённая логика в них прослеживалась: одни усиливали экстрасенсорные способности или расширяли их спектр, другие — подавляли волю и желание сопротивляться. Отсюда и весьма неутешительный вывод: не будет никакого гуманного стирания воспоминаний, когда всё закончится, и возвращения домой тоже. Последним подтверждением страшной догадки стала информация о родителях, которую юный гений сумел раздобыть, обойдя защиту на игровом компьютере. Они были убиты в ночь его похищения, а сам мальчик разыскивается по подозрению в убийстве. Так что далеко не убежишь. И всё же, когда представился случай, Люк решил испытать свою удачу, тем более что все его друзья к этому моменту были уже на Дальней половине. Либо он найдёт способ вызволить их оттуда, либо умрёт свободным.

Особенности романа «Институт» Стивена Кинга

Объективно оценивать роман «Институт» задача сложная: с одной стороны — это Стивен Кинг со всем нашим спектром ожиданий к нему, а с другой — история, рассчитанная на подростковую аудиторию, где автор вдобавок зачем-то решил подыграть своим юным читателям. Главный камень преткновения система функционирования Института. С первых строк, позволяющих увидеть его изнутри, возникает чёткое понимание, что это сверхсекретная организация по типу военной базы, которая курируется на очень высоком уровне. Весь персонал, включая уборщиц — бывшие военнослужащие, стражи правопорядка и охранники из суровых контор вроде «Блэкуотер» или «Томагавк глобал». Однако по мере продвижения сюжета, появляются странные и малоправдоподобные бреши: компьютеры в спальнях детей с системой защиты от выхода в интернет (а не логичнее ли его было отключить?), камеры на всех этажах давно покрыты пылью, вместо бетонных или кирпичных стен вокруг объекта — обычная сетка, без пущенного по всему периметру тока, и каких-то вполне уместных здесь растяжек. Конечно, любая система, которая десятилетиями функционирует, не давая осечек, рано или поздно начинает двигаться по «накатанным рельсам», где правилами становятся не многочисленные инструкции, а «безалаберность и халатность». Но это всё-таки военная организация, да и читатели-подростки сейчас уже не столь наивны.

Проработка персонажей-антагонистов, напротив, выполнена автором на отлично: от главного администратора Института миссис Си́гсби, напоминающей безвестного идиота-нациста, который придумал разместить над воротами Освенцима лозунг «Труд освобождает», и доктора Хе́ндрикса, прозванного Донки-Конгом, до охранника Дже́йка-Змея и медсестры Глэ́дис с вампирской улыбкой. Даже герои второго и третьего планов вышли многомерными и харизматичными, вызывают либо дикое раздражение, либо праведную ненависть. Среди положительных героев особое место, конечно же, занимают дети, причём все без исключения. Не переживать за них просто невозможно.

Фантастического элемента в романе немного, автор по большей части исследует природу обычного человеческого зла: безразличия, чёрствости, звериных амбиций и жажды власти. При этом контрастом он сосредотачивает внимание на переживаниях, страхах и страданиях детей, что невероятно сильно пугает и держит в напряжении.

По темпу роман тоже неоднороден. Первая половина неспешна, действий мало, а интерес удерживает лишь загадочный Институт, смысл которого Люк Эллис пытается разгадать, и судьба всех попавших в его стены заключённых. Зато вторая очень динамична: погоня, перестрелки и впечатляющий, масштабный финал, которого все ждали в предыдущем романе Стивена Кинга «Чужак», предназначенном для взрослой аудитории, а он почему-то достался подростковому «Институту». Что ж, юные поклонники Короля Ужасов явно не будут разочарованы, закрыв последнюю страницу.

Оценка: 4/5

Интересное по теме

ВКонтакте | Пинтерест | Телеграм

Хобби
3,2 млн интересуются