Найти в Дзене
Книжные тропинки

Отзыв о книге «Чужак» Стивена Кинга: в каждой легенде есть доля правды

Оглавление

Нет такого завершённого цикла, который нельзя было бы продолжить, даже если его главный герой в конце умер. «Чужак» не только доказал возможность подобного сюжетного хода, но и то, что у Стивена Кинга, кажется, появилась ещё одна фишка в творчестве. Этот роман стал четвёртым в новом теперь уже цикле «Билл Ходжес и Холли Гибни», открыв после «Трилогии Билла Ходжеса» второй подцикл о дотошной и упёртой напарнице детпена (то есть «детектива на пенсии») — «Холли Гибни». Но не личные или профессиональные качества женщины станут её главным оружием против многоликого зла, и даже не «весёлый ударник» старого друга, который перейдёт к ней вместе с сыскным агентством «Найдём и сохраним», а глубокая вера в то, что «нет конца у Вселенной». Потому как самое сложное в любом расследовании — это принять все факты.

Роман американского писателя Стивена Кинга «Чужак» (англ. «The Outsider»): цикл «Билл Ходжес и Холли Гибни», подцикл №2 «Холли Гибни» — книга №1; жанры — полицейский детектив, психологический триллер, мистический триллер, ужасы; дата первой публикации — 2018 год; страна — США. Возрастное ограничение — с 18 лет.
Роман американского писателя Стивена Кинга «Чужак» (англ. «The Outsider»): цикл «Билл Ходжес и Холли Гибни», подцикл №2 «Холли Гибни» — книга №1; жанры — полицейский детектив, психологический триллер, мистический триллер, ужасы; дата первой публикации — 2018 год; страна — США. Возрастное ограничение — с 18 лет.

Сюжет романа «Чужак» Стивена Кинга

Действие «Чужака» разворачивается в маленьком городке Флинт-Сити, взбудораженным жестоким убийством одиннадцатилетнего мальчика Фрэ́нка Пи́терсона. Но долго гадать над тем, кто совершил преступление, полиции не приходится — свидетелей много и все они указывают на Те́рри Ме́йтленда — порядочного семьянина, отца двух девочек, преподавателя английского языка и одновременно тренера школьных команд по бейсболу и футболу. Собранные во время предварительного следствия улики, в том числе отпечатки пальцев и образцы ДНК, подтвердили данные многочисленных показаний.

Прокурор округа Флинт Би́лл Сэ́мюэлс и детектив Ра́льф А́ндерсон принимают решение немедленно арестовать подозреваемого, что и происходит во время решающего бейсбольного матча. На первый взгляд, причина очевидна — Мейтленд работает с детьми, а потому его следует изолировать как можно быстрее, чтобы не допустить повторения срыва в результате которого погибнет ещё один ребёнок. Однако поспешность решения по итогам двух дней расследования не даёт Андерсену абсолютной уверенности в том, что он ничего не упустил. А, как окажется впоследствии, упустил он очень важную деталь — у Терри Мейтленда имелось железобетонное алиби. В день убийства он находился в Кэп-Сити на учительской конференции, куда также был приглашён известный писатель Харлан Кобен (кстати, реально существующий) для презентации своего последнего романа. И если слова трёх учителей, которые составили Мейтленду компанию, можно было при желании поставить под сомнение — не сговор ли, то видеозапись мероприятия, сделанная местной телекомпанией, полностью лишала этой возможности. Тренер Ти оказался большим поклонником писателя и задал ему десяток вопросов, а в том, что Ральф Андерсон видит собственными глазами — он сомневаться не мог. Чтобы успокоить совесть и разгадать загадку раздвоения личности подозреваемого, детектив пробует ещё раз пройти всю следственную цепочку от начала до конца, пристально всматриваясь в каждую деталь. Но время исправлять ошибки оказывается уже упущено. Эмоциональный накал горожан достиг пика и теперь им нужна была только публичная расправа над «монстром», а не правда, а истинному убийце — еда.

Стивен Кинг не спешит раскрывать облик маньяка, питающегося кровью душ. Тот действует словно микроскопический вирус, который проник в ослабленное тело и пробудил от спячки глубоко дремавшую в нём болезнь — страх. Раскручивая спираль расследования, вовлекая в действие всё новых и новых персонажей, автор умело показывает его эффект на большом количестве людей. Через обыденные мелкие дела и события, разговоры и пересуды, трагедия одной семьи становится общей. При этом Терри Мейтленд, чья вина ещё даже окончательно не доказана, оказывается не единственным преступником в глазах окружающих. Тяжесть содеянного мгновенно ложиться на его жену и детей, которых начинают либо избегать как прокажённых, либо травить.

«Горе заразно; и ярость тоже».

Сцена у здания суда одна из самых страшных в книге. И ужас внушают простые лица, вылавливаемые зорким взглядом Ральфа Андерсона из толпы: жаждущие сенсации репортёры, дикие от возбуждения и «плясок» на капоте машины подростки, весело смеющиеся девицы с поднятыми вверх кулаками, скандирующие дети и взрослые с плакатами — «сплошные белые зубы и красная атласная прокладка». Настоящий убийца в этот момент находился среди них и был он среди себе подобных — «в стае гиен». И хотел он того же, что и все: получить наслаждение от чужой боли.

Ещё одна важная деталь, которую высвечивает данный эпизод в сюжете романа — цена ошибки, когда действуешь на эмоциях и не желаешь даже на минуту поставить себя на место другого человека, когда долго и упорно отказываешься верить в иной вариант событий, а самоуверенность и оправдание собственных поступков приводят в итоге к страшным жертвам. Кто тогда монстр?

Особенности романа «Чужак» Стивена Кинга

Психологическая игра в первой трети романа, где автор постоянно меняет перспективу повествования, затрудняет возможность определить, кто же на самом деле является главным героем? На его роль одинаково претендуют обвиняемый Терри Мейтленд, полицейский Ральф Андерсон, их жёны, адвокат Хо́уи Го́лд. Каждому автор уделяет практически равное время, раскрывая их характер и необходимые для сюжета детали биографии. Лишь после сцены у суда происходит окончательная расстановка всех персонажей, включая появившуюся только к этому моменту Хо́лли Ги́бни, и понимание, в каком русле будет развиваться история. А она похожа на «гигантскую канталупу: красивую, гладкую, правильную снаружи и набитую кишащими червями внутри».

Резкая смена реализма в сторону мистики во второй части поначалу просто огорошивает. Кто-то даже может посчитать это недоработкой автора, который вдруг передумал вести сюжет романа в русле детективной линии и без предупреждения свернул на давно проторенную им дорожку. Признаюсь, во время чтения у меня тоже возникла подобная мысль, но закрыв книгу и дав себе возможность разложить историю по кирпичикам, я в итоге всё-таки решила, что это был намеренный ход Стивена Кинга. Не зря же он является страстным поклонником бейсбола и одного из центральных персонажей сделал тренером по этому виду спорта. Стратегия любимой игры была просто перенесена им на страницы книги. В итоге схема художественного «матча» получила следующий вид:

  • верхний иннинг (одна команда в обороне, другая в нападении) — игра с читателем в духе рассказа «Вильяма Вильсона» Эдгарда Аллана По, часто упоминаемого Стивеном Кингом от лица Ральфа Андерсона (повествует о двух похожих друг на друга одноклассниках, в котором один начал копировать другого, мучая и сводя его с ума);
  • нижний иннинг (команды меняются местами: ранее атакующая теперь играет в защите, а соперники, наоборот, в нападении) — квест на выживание по мотивам мексиканских страшилок для детей, с той поправкой, что поверить в нечто за гранью разумного приходится взрослым; при этом проигравшие игроки будут выбывать не фигурально — за поле, а реально: в результате неизвестно откуда взявшихся болезней, ранений от пуль и треснутых черепов.

Темп повествования не уступает бейсбольному накалу: динамично, без лишней «воды» и «мёртвых» мячей, то есть находящихся вне игры, а в нашем случае эпизодов непонятно зачем вставленных в сюжет (Кинг иногда этим грешит). А вот финальная сцена на фоне эпического противостояния оказалось на удивление скромной, а потому действительно вызывает ощущение недоработанности. Ситуацию от полного разочарования спасла лишь потрясающая по атмосфере локация, где произошла схватка с монстром — заброшенная пещера с несчётным количеством закрытых или неисследованных туннелей, много лет привлекавшая туристов, но в один день ставшая могильником для нескольких десятков человек.

Роман «Чужак» изобилует разного рода деталями, которые подчёркивают авторский стиль Стивена Кинга. В первую очередь — это частое упоминание в тексте известных сериалов, фильмов и книг. Создаётся впечатление, что в этот раз писатель решил вообще не ограничивать себя и огласить сразу весь любимый топчик произведений из области киноискусства и литературы. Совершенно не напрягает, даже придаёт какую-то изюминку и дополнительный интерес (составила для себя список того, что посмотреть и почитать). Во-вторых, имеют место отсылки к собственным произведениям, например, к циклу «Тёмная башня» и, естественно, спойлеры к первой и третьей книгам «Трилогии Билла Ходжеса» — «Мистер Мерседес» и «Пост сдал» (будьте к этому готовы). В третьих, как и ожидалось, Стивен Кинг опять не удержался от критики и политических нравоучений: в очередной раз позволил себе вставить шпильку Стэнли Кубрику за его кошмарную экранизацию «Сияния», пройтись по Дональду Трампу, а всем заблудшим и недалёким указать на «правильную партию» в США.

Рекомендации к чтению

По итогу от «Чужака» у меня осталось хорошее впечатление: не лучшее произведение Короля Ужасов, но и не худшее. Добротный мистический триллер о монстре из мексиканских легенд, который вполне порадует поклонников творчества Стивена Кинга: ловко закрученный сюжет с неожиданными переходами, убедительные и интересные персонажи, яркие фактурные описания, глубокий психологизм и приличный перевод в придачу. Отличное сочетание, чтобы скоротать пару-тройку вечеров.

Оценка: 4/5

Интересное по теме

ВКонтакте | Пинтерест | Телеграм