Найти тему

Гениальная реклама XIX века: скандалы в кабаках раскрутили марку «Шустовъ и сыновья»

Наверное, у любого русскоговорящего человека эта фамилия ассоциируется со знаменитым крепким напитком. Сейчас в его рекламе ничего примечательного нет – все как у конкурентов; а вот 150 лет назад, когда маркетинг в современном смысле делал первые шаги, брендам приходилось проявлять изобретательность.

Знаете знаменитый, хотя и устаревший, прием в рекламе «Требуйте …» (вставить нужный товар)? Его изобрел Николай Шустов: в начале прошлого века многие города Российской Империи вдруг запестрили подобной рекламой. Когда в Москве стали ездить трамваи, рекламные щиты с такими призывами появились и на них.

И люди действительно требовали, только… подставные. Причем намного раньше «цивильной» рекламной кампании с плакатами и щитами. На заре раскрутки производства Шустов нанимал студентов, которые заходили в питейные заведения и приказывали подать его напиток. А так как тот был еще неизвестен, там пожимали плечами – мол, нет такого. Тогда молодые люди или демонстративно удалялись (особенно если были со спутницей) или, наоборот, закатывали безобразный скандал, – так-то уж окружающие точно слышали, из-за чего сыр-бор и какой напиток требовали посетители.

Владельцам заведений ничего не оставалось, кроме как закупать его большими партиями – а потом, когда публика его распробовала, и скандалы не понадобились.

-2

Результат рекламной кампании – в начале XX века компания владела тремя заводами и входила в число официальных поставщиков Императорского Двора.

Сегодня изобрести действительно оригинальный способ прорекламироваться все сложнее и сложнее. Но «Лента», кажется, смогла: она «построила» копию магазина в Minecraft – чего ей это стоило и могут ли другие повторить, читайте в полном материале.

-3

Шустовскую изобретательность признавал даже его главный конкурент Смирнов (тот самый, благодаря которому возникла одноименная марка другого крепкого напитка). Он говорил, что «не было в империи трамвая или конки, на крышах которых не громоздился бы» щит с рекламой «Шустовъ и сыновья».