Найти тему
Справочник кинопижона

Он снял фильм о зомби, когда это еще не было в тренде. Краткий обзор карьеры Жака Турнёра

Оглавление

Траектория карьеры Жака Турнёра характерна для многих режиссеров его поколения. Начинал снимать кино в Европе (Франции), затем в середине 30-х переехал в Голливуд, где приступил к поденной работе, берясь за всё что предложат. Такой путь проделали многие будущие классики (Фриц Ланг, Билли Уайлдер, братья Сьодмаки, много их). На фоне более успешных коллег Турнёр считался второсортным режиссером. Спустя десятилетия уже в эпоху VHS был заново открыт поклонниками хоррора и солидными кинокритикаими. Первым пришлись по душе его наивные, но душевные фильмы ужасов, вторым - специфический режиссерский стиль, из-за которого его отнесли к категории Авторов. Как и любой голливудской режиссер (исключения есть, но они редки), Турнёр работал в разных жанрах (вестерны, кино плаща и шпаги, комедии), но действительно серьезный след оставил в двух: хоррорах и нуарах.

За свою режиссерскую карьеру Жак Турнёр поставил 36 полнометражных игровых фильмов, некоторые из которых совместно с другими постановщиками, из которых довелось посмотреть 16. О них и пойдет речь ниже.

Выборочный разбор фильмографии Жака Турнёра

Люди-кошки (Cat People), 1942

Первый крупный успех на голливудской земле пришел к Турнёру, когда он поставил для легендарного Вэла Ньютона (почти Роджер Корман 40-х) этот неспешный затягивающий хоррор, повлиявший на многих будущих представителей жанра, включая "Американского оборотня в Лондоне". Здесь речь тоже об оборотнях, но не тех, которые обращаются в волков, а о способных превращаться в крупных хищных кошек. Из-за ограниченности бюджета Турнёр отказался от спецэффектов, и весь фильм построен на игре света и тени. До конца не ясно, реально ли происходящее или главная героиня не совсем психически здорова.

Я гуляла с зомби (I Walked with a Zombie), 1943

-2

Следующий фильм Турнёра тоже снят им для Вэла Ньютона и представляет собой существенный вклад в благородный жанр зомби-муви. Правда, зомби здесь классические, гаитянские. Фильм снят в том же ключе, что и "Люди кошки", но за счет экзотических локаций и более быстрого темпа действий выглядит немного, но лучше.

Человек-леопард (The Leopard Man), 1943

-3

Третий подряд хоррор Турнёра-Ньютона изготовлен по схожему шаблону, но заметно проигрывает двум первым фильмам. Основная проблема - слабый в сравнении с "Людьми-кошками" и "Я гуляла с зомби" сценарий.

Дни славы (Days of Glory), 1944

-4

После трех хорроров Турнёр снимает крупный студийный фильм. Это пропагандистский просоветский фильм о партизанах в начале Войны. Примечательно, что именно в этом фильме совершил актерских дебют Грегори Пек.

Рискованный эксперимент (Experiment Perilous), 1944

-5

Детективная мелодрама, окрашенная в легкие околонуарные тона. Посредственный голливудский продукт, главным украшением которого стала Хеди Ламарр. Здесь она пике своей формы, даже жаль, что фильмы с ней как правило были посредственными.

Проход каньона (Canyon Passage), 1946

-6

Вестерн - жанр, который не давался Турнёру совершенно. Его попытки снять историю о Диком Западе превращались в не лучшее подражание Джону Форду, причем самым слабым чертам режиссуры последнего. Скучно, затянуто, мелодраматично.

Из прошлого (Out of the Past), 1947

-7

Один из самых известных, лучших и влиятельных нуаров в истории жанра. Турнёр довел многие атрибуты "черного фильма" до формального совершенства, особенно способ рассказа истории через череду флэшбеков, а визуальный стиль хоть и не так мощен как в нуарах Уэллса, Хьюстона или Дассена все-равно на уровне. После этого Роберт Митчем в шляпе и сигаретой стал для жанра чем-то вроде "Крика" Мунка для живописи - одним из самых узнаваемых образов.

Берлинский экспресс (Berlin Express), 1948

-8

Следующий нуар Турнёра получился на порядок слабее. Визуальная часть вполне на уровне, да и Роберт Райан не способен испортить фильм, но сценарий откровенно слабый, а финал напрочь слит. Кино повествует о заговоре подпольной сети бывших нацистов в послевоенном Берлине.

Огонь и стрела (The Flame and the Arrow), 1950

-9

Очень старомодная, неторопливая и невнятная вариация на тему Робин Гуда. Берт Ланкастер играет благородного итальянского сорвиголову в Италии 12 века. Выглядит в худшем смысле театрально.

Звезды в моей короне (Stars in My Crown), 1950

-10

Еще один почти фордовский вестерн. На этот раз крен сделан в сторону семейной драмы. Даже для 1950-го года кино выглядит архаичным.

Уичито (Wichita), 1955

-11

Еще одна вариация истории Уайата Эрпа. Лучше прочих вестернов Турнёра, но фильмам Джона Стёрджеса и Джорджа Пана Косматоса на ту же тему проигрывает.

Сумерки (Nightfall), 1956

-12

Не путать с другими фильмами с похожим переводом названия на русский. Это достаточно стандартный для середины 50-х нуар, не хватающий звёзд с неба, но хардкорных поклонников жанра не разочарует.

Ночь демона (Night of the Demon), 1957

-13

Возвращение в хоррор. Турнёр очень неплохо нагоняет саспенс с помощью игры света и теней в истории о зловещем культе, вызывающем из Ада демона, но финальное явление заявленного в название Зла во плоти портит все впечатление. Серьезно, дизайн такой дурацкий, что даже для 57-го года смехотворен. Если бы Турнёр все-таки оставил демона за кадром получился бы почти жанровый шедевр.

Создатели страха (The Fearmakers), 1958

-14

Антикоммунистический нуар о вмешательстве в американские выборы. Ну, почти. Параноидальная история о том, как красные захватывают американские PR-агентства с целью воздействия на неокрепшие умы широких масс. Типичный продукт своего времени, хотя возможно и не только своего...

Комедия ужасов (The Comedy of Terrors), 1963

-15

К началу 60-х голливудская карьера Турнёра подошла к концу. На крупных студиях работы ему больше не предлагали, и так бы и ушел он бесславно, если бы не принял предложение и не снял два хоррора для соратника Роджера Кормана Сэмюэля Аркоффа. "Комедия ужасов" - такой хоррор-капустник, в котором отметились главные звезды жанра Винсент Прайс и Борис Карлофф. Но исключительно забористный и забавный капустник.

Город в море (War-Gods of the Deep), 1965

-16

Второй фильм для Аркоффа получился значительно слабее. Это "экранизация" поэмы Эдгара Аллана По, которая выглядит как фильм по Жюлю Верну. О чем, кстати, в фильме говорится прямым текстом словами одного из персонажей.