Самая сложная тема в рисовании - портрет. Маленькие дети воспринимают лицо функционально. Дитё никогда не забудет нарисовать рот, потому что туда попадают "вкусняшки", а выпадают у болтунишек фонтаны слов.
А вот дыхание они не замечают - это само собой получается. Поэтому нос на рисунках отсутствует вообще. Где же на лице находится каждая деталь вообще не имеет никакого значения.
Поэтому учиться рисовать лицо нужно у зеркала. Дома можно просто сесть перед ним со своим творением. В садике же лучше рассматривать своего соседа. Это тоже весело. С одного раза, конечно, всё не запомнится. Поэтому я предлагаю рисовать олицетворение различных явлений природы.
Таким образом мы убиваем несколько зайцев:
- осваиваем портрет;
- создаём свой сказочный мир, в котором рисуется легко и вдохновенно;
- развиваем фантазию и воображение;
- изучаем человеческие эмоции.
Попробуйте заняться таким рисунком по предлагаемому сценарию. Здесь Зюзелка-Мазюзелка - любимая яркая игрушка. Тучку можно соорудить из маленькой подушечки, прицепив к ней глаза, нос и рот.
Грустит Осень
Тема рассчитана на два занятия. Первый час: карандашный набросок портрета. Второй час: доработка рисунка в цвете.
Зюзелка-Мазюзелка: Тучка, что с тобой случилось? Почему ты все время плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?
Тучка: Нет, Зюзелка, никто меня не обидел. Просто осень пришла, а осенью тучки всегда плачут.
Зюзелка: Осень? Кто такая осень? Это такая злая волшебница, что от нее тучки плачут?
Тучка (смеется): Зюзелка, ты не знаешь, что такое осень? Дети, расскажите моему другу про осень.
Дети рассказывают, что осень - это пора года, и что происходит в это время в природе.
Тихо звучит музыка.
Лето веселое, жаркое было,
И солнце смеялось, и солнце палило.
Устало оно, притомилось немного…
И вот подбирается осени холод.
Ступает она по полянам звенящим,
И тихо становится осенью в чаще.
Рассыпала золото в косы березы,
И клены роняют пурпурные слезы…
Дождем намочила лесные тропинки,
Который неделю стучит без запинки
О том, что на юг летят птицы,
О том, как мокнут синицы,
О том, как шубки меняют зайчата,
О том, как спать идут медвежата,
И вся природа за лето устала,
А осень пришла, чтоб она отдыхала.
-Расскажите мне, пожалуйста, какой вам представляется осень в этом стихотворении?
(Грустная, печальная, дождливая, пасмурная, нежная, заботливая).
-А как это осень ступает? С кем она здесь сравнивается?
(С человеком).
-Правильно, в поэзии осень часто сравнивают с человеком, часто говорится о ней, как о живом существе. А у каждого человека, как и у вас, есть свой собственный характер, в разное время у нас бывает разное настроение. Так и у Осени. Посмотрите на репродукцию картины Левитана «Золотая осень». Вам нравится? Красиво? Какая осень на ней?
(Яркая, веселая, немного грустная).
-А теперь посмотрим другую картину Левитана «Золотая осень. Слобода». Какая осень на этой картине?
(Тихая, спокойная, грустнее, чем на первой картине). На акварелях Владислава Жемински осень грустная и сердитая, и спокойная, и бушующая свинцовыми дождями.
Какая картина вам больше всего понравилась? Закройте глазки и представьте себе вашу Осень, такую, какая вам ближе, больше нравится. Это может быть мужчина или женщина, мальчик или девочка, старик или старуха. Представили?
Положите пальчик на лоб у корней волос. Теперь пальчик медленно ползет вниз. Чувствуем лоб, пальчик сползает в ямку между глазами. Посмотрите друг другу в глаза. Какой они формы? Как овалы, только с острыми кончиками. Пальчик ползет дальше по носу. Потрогайте нос. Посередине округлость носа, с двух сторон от нее округляются крылья носа.
Дальше следует пальчик. Доходим до рта. Посмотрите, у вас есть верхняя и нижняя губа. Верхняя губа от середины приподнимается вверх, потом плавно опускается к уголку рта. А нижняя губа плавно изгибается между уголками рта. А ниже рта находим округлость подбородка.
Практическая часть сопровождается техническими рекомендациями. Обычно требуется помощь в разметке лица, так как на этом занятии не целесообразно тратить на это много времени. Работа карандашом 20 мин.
Работа краской. Краску дети выбирают самостоятельно по своему вкусу, но целесообразность выбора можно обсудить. Выбор тона тоже совершенно самостоятелен. В случае категорически неудачного решения, его можно обсудить, но не навязывать свое.
После окончания работы рисунки показывают Зюзелке-Мазюзелке и Тучке, проводится небольшое обсуждение.
Нарисовали? Детям понравилось? А вам? Может быть вы в чём-то не согласны с методикой?
Обязательно напишите в комментариях. Для меня очень важно это знать!
#Обучение детей #дети
#родители и дети #рисование
#развитие детей #рисуем с детьми