Их обоих судьба изрядно потрепала, как лодки в бурю. Чего только не видали! Чего только не испытали! И вот прибились друг к другу. А им обоим по шестьдесят. Возраст хороший. Это когда опыта – хоть отбавляй.
Оба пожили в браке. И развелись. Примерно лет десять - одиночки. Он живет один. И она тоже живет одна. И вот познакомились.
Жизненный опыт не велит обсуждать прошлые семейные жизни. Нехорошо это. Если только так – немного. Да и то лучше всего – нейтрально. Не выделяя ни хорошие, ни плохие стороны той ушедшей жизни.
Не надо вспоминать, если ты собираешься вступить в новый брак – в шестьдесят лет. Потому что успех можно и спугнуть. Вдруг будущему партнеру не понравятся твои оценки прошлого? Так что помалкивать лучше.
Они начали встречаться. Приглядываться друг к другу. Хорошо ли вместе будет?
Пока надо друг на друга посмотреть. И послушать.
Вместе жить не баран чихнул. Для совместной жизни мудрость нужна. И терпение.
Начали общение с того, что высказались – о семейной жизни. Прежде всего, конечно, поддержка. Одному тяжело – другой помогает. И наоборот. И еще вместе что-нибудь делать – по дому. Когда один возишься - то ощущение ненужности есть. А когда вдвоем – то, напротив, ощущение созидания. Или творчества. Потому что семейная жизнь все-таки творится.
И, конечно, радость на двоих. Например, уехать летом куда-нибудь отдыхать. Одному плохо: радость не та. А когда вдвоем – то все на двоих. И эффект удваивается.
Не обязательно ехать. Даже дома сидеть – обыкновенно дома сидеть – вдвоем хорошо. Можно оказывать друг другу мелкие услуги: то подай, это отнеси. И заботиться друг о друге.
Фильм, например, обсудить. Или какую-нибудь передачу. Поделиться впечатлениями. А когда один – то не с кем. Не будешь же взрослой дочери звонить и рассказывать про передачу. Потому что ей это неинтересно. И у нее разных забот много.
Есть еще одна тайная надежда: вдвоем в глубокой старости хорошо. Не так страшно, как одному. А глубокая старость всегда пугает – беспомощностью и покинутостью. А еще болезнями.
Они встречались и гуляли. Встречались после обеда – и гуляли. Походят часа два или три. И по домам. Она пока не решалась его к себе пригласить. И он тоже помалкивал. Может, боялся приглашением – оскорбить.
Это в молодости все просто. И быстро. А когда тебе шестьдесят - то торопиться не стоит. Это дурной тон – торопиться. Чтобы дров не наломать.
В этом возрасте может быть самолюбие больным. И ранимость. А еще чувствительность. Так что нужно непременно быть сдержанным. И в словах, и в поступках.
А еще не надо спорить друг с другом. Скажет что-нибудь человек – можно выслушать и улыбнуться, если не согласен. Но не спорить. Сказать осторожное, что, мол, я думаю немного иначе. Смягчить словами – несогласие. В спорах истина не рождается. В спорах рождается непонимание. И обида. И самолюбие.
Он сказал, что у него полипы в носу появились. Ему тяжело дышать. Вероятно, нужна операция. И он волнуется: никак решиться не может. А между тем так хочется дышать легко и радостно. Особенно по ночам.
Она выслушала и оценила его откровенность. Покачала с сочувствием головой. Согласилась, что все это непросто. И подумать надо. И с кем-нибудь проконсультироваться.
Понравилась ей его откровенность. Показалось, что это признак душевности. И искренности. Вот так рождается доверие между людьми – подумала. И на душе сделалось тепло.
Еще несколько раз погуляли после обеда. И как-то вечером забрели в небольшое кафе. Он заказал пирожные и чай. Было уютно сидеть за столиком и смотреть друг на друга. Тепло и душевно. И пирожные вкусные.
Когда трапезу закончили, она незаметно достала из сумочки таблетку и проглотила. Запила водой из бутылочки, которая тоже в сумочке хранилась.
Он увидел ее движение. И спросил. Она ответила, что у нее гастрит. Если он был откровенным – про полипы. То и она будет откровенной – про гастрит.
Выслушал грустно. И сказал, что любой гастрит – следствие несдержанности. Иногда люди курят. Или пьют не то, что надо. Или жирное кушают без меры. Или, напротив, худеют по-глупому.
Гастрит – это показатель недисциплинированности. И еще чего-то показатель.
Она дослушать не смогла – про «показатель». Придумала, что опаздывает к дочери. Обещала быть, а сама, якобы, чуть не забыла. И выскочила из кафе.
Сразу дышать стало легче. Подумала: его занудство про гастрит – яркий признак, что с этим человеком нельзя вместе жить: доведет. И это, конечно, «показатель».
На другой день он позвонил. Она не ответила. Написала СМС, что они больше встречаться не будут. И все. А его телефон убрала – в нежелательные. И заблокировала.