Термин «фумизм», мало знакомый даже ценителям искусства, происходит от существительного fumée — дым. Это условно-декадентское течение в парижском искусстве, просуществовавшее с конца 1870-х годов до первой четверти XX века. Фумизм можно охарактеризовать как «искусство пускать дым в глаза».
Альфонс Алле стал теневым родоначальником и предтечей целой серии будущих мировых и всемирных художественных направлений, таких как дадаизм, сюрреализм, супрематизм, конструктивизм, а также минимализм в таких разных искусствах как литература, живопись, музыка, театр и даже кинематограф.
Более чем за четверть века до «Черного квадрата» Казимира Малевича, в 1882—1884 годах Альфонс Алле изобрел свою «монохромную живопись».
Единственное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он выставлял свои работы как шутку и не пытался выглядеть многозначительным философом или серьезным первооткрывателем. Именно это и обусловило отсутствие «профессионального» признания его вклада в историю искусства. Своими работами в области живописи Альфонс Алле очень точно пояснил старый тезис: «Не так важно, что ты делаешь, гораздо важнее — как ты это подаешь».
Первая книга Альфонса Алле под названием «Белая ночь красного гусара» (фр. La Nuit blanche d’un hussard rouge) вышла в начале 1887 года в издательстве Оллендорф. Имея «тяжкую обязанность» вести смехотворную колонку в журнале или газете, ему поневоле приходилось чуть ли не через день «смеяться за деньги». Таким образом, он работал вечно в спешке, писал десятки своих «сказок», сотни рассказов и тысячи статей на левой коленке, впопыхах.
Альфонс Алле никогда не останавливался на чем-то одном. Он желал написать сразу все, охватить все, преуспеть во всем, но ни в чем конкретно.
Он писал:
«Может быть, рифма и не слишком богата, но зато мне — нравится. Во всяком случае, это лучше, чем выглядеть «поэтом», и на каждом шагу проваливаться в банальность».
Находил он и в музыке небанальные приемы, так, «Похоронным маршем на смерть Великого Глухого» (1897) Альфонс Алле почти на полвека предвосхитил опыты Эрвина Шульхофа с тишиной, и на шестьдесят лет опередил эпатажную минималистскую музыкальную пьесу «4′33″» Джона Кейджа.
После Второй мировой войны во Франции была организована и до сих пор активно действует Ассоциация Абсолютных Апологетов Альфонса Алле (ААААА) Эта группа представляет собой общественный орган, в котором выше всего ценят юмор Альфонса. ААААА имеет свой юридический адрес, банковский счет и штаб-квартиру в «Самом Маленьком Музее Альфонса Алле» на Верхней улице города Онфлёр.
Каждую субботу ближе к вечеру музей Альфонса открыт для свободного посещения всех желающих. К услугам посетителей лабораторные опыты «а-ля Алле», химические дегустации «а-ля Алле», диагнозы «а-ля Алле», недорогие желудочные таблетки «пур Алле» и даже прямой разговор по старинному телефону «Алло, Алле». Все указанные услуги можно получить за полчаса в кулисах онфлёрской аптеки. Это чрезвычайно тесное помещение также было объявлено самым маленьким музеем в мире.
Цитаты из Альфонса Алле:
Истинная вершина портретного искусства: когда можно запросто сесть – и побриться перед собственным изображением.
Пока мы вяло соображаем, как бы получше убить время, время методично убивает нас.
Труднее всего пережить конец месяца, особенно последние тридцать дней.
Материал подготовила
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и сценических искусств
Института культуры и искусств МГПУ