Казачество — это очень интересное этносоциальное явление. Дело в том, что с точки зрения этнологии, казаки представляют собой субэтнос. То есть некую общность людей, пытавшуюся одно время сформироваться в самостоятельный этнос, но так и не сделавшую этого. Причины, думаю, понятны. Они слишком схожи по с русскими по менталитету (одна православная вера, один русский язык, такое же смешанное происхождение на славянской основе, географическая близость с русскими).
«Казаки» - это тюркское слово. Оно означает «вольный человек». Собственно, нынешний тюркский народ казахи — на родном языке так и звучит «казаки». В русском же языке «казаки» и «казахи» отличаются нарочно — чтобы не путать два разных понятия.
Большинство исследователей согласны с тем, что казаки сформировались на основе так называемых чёрных клобуков (чёрных шапок, чёрных колпаков). В середине 12 века образовалось такое условное племенное объединение, в основном, состоящее из тюркоязычных племён: берендеев, торков, печенегов и некоторых других поменьше.
Чёрные клобуки были примечательны тем, что имели вассальную зависимость от киевских князей. Им даже была выделена территория, богатая пастбищами — так называемое Поросье. Это сейчас земли между рекой Росью на юге и рекой Стугной на севере. Там были построена оборонительная линия от набегов недружественных кочевников с юга. А вообще до этого там жили восточнославянские племена полян и дулебов.
Кстати, до того, как отдать эти земли чёрным клобукам, здесь селили пленных ляхов (поляков) с той же целью — чтоб они держали пограничную оборону. Так поступал, в частности, Ярослав Мудрый. Таким образом, Поросье представляло собой некий буфер между врагами-кочевниками и Русью. А в нём самом проживало смешанное славяно-тюркское население с кочевым менталитетом.
С одной стороны, русичи называли чёрных клобуков «своими погаными», с другой стороны, не очень им доверяли. При этом, тюрки были весьма сильной политической силой: князей на стол приглашали не только киевские бояре, но также в этом условно выборном деле принимали участие клобуки. Более того, иранский историк Рашид ад-Дин даже употреблял в своих письменных воспоминаниях термин «страна русских и чёрных клобуков». Видимо, не мог их разделить, и вассальную зависимость не увидел.
Чёрные клобуки активно участвовали в междоусобицах русских князей, а не только защищали их земли от набегов других тюрок. После того, как монголы пришли на Русь, часть чёрных клобуков ославянилась. А часть была выселена в Поволжье и на территорию современной Молдавии.
Как бы то ни было, ни о каких торках, берендеях, печенегах и чёрных клобуках в широком смысле госпоже Истории далее неизвестно. Ассимилировались. Влились в славянское общество. И тем, самым дали основу для появления русского казачества, которое как бы продолжило идею пограничного служения, став позже отдельным сословием в империи.
В какой-то момент предки казаков восприняли православную веру и русский язык. Хотя и русскими себя не называли, и легко принимали в своё общество людей самых разных народов (жениться на тюрчанке — вообще полагалось за обычное дело).
Основу казаков поначалу составляла южнорусская ментальность. Но постепенно, с появление кубанских, донских, оренбургских, яицких (уральских), сибирских казаков, эта ситуация изменилась. Их предки принимали участие в освоение новых земель на востоке. И им приходилось сталкиваться с тамошними народами. В казачью среду попали татары, башкиры, мордва, ногайцы, калмыки, буряты и даже чеченцы!
Многие из них при этом сохраняли свою веру (ислам, буддизм), не отступали от своего языка, но как бы ментально примыкали к новому российскому сословию.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх. Подписывайтесь!