Найти в Дзене

Победная весть книги Откровение

Оглавление

.

Кадр из мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы» (2015 г.)
Кадр из мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы» (2015 г.)

.

Поскольку пророческие свидетельства, представленные в последней книге Св. Писания, буквально исполнены различными «военными» и «бранными» образами, — при их поверхностной оценке может сложиться впечатление, что в небесных видениях Откровения прорисованы буквальные грядущие войны, где на полях брани сойдутся различные «человеческие» армии.

Однако в обычных войнах все конфликтующие стороны представлены «земными» империями, государствами и народами, — а в книге Откровение в каждом из сюжетов и эпизодов, где упоминаются «войны», «войска», «брани» и «сражения», одну из сторон противостояния неизменно представляют те, кого можно назвать духовными врагами человечества и Церкви Христовой. Так что речь в Откровении Иоанна Богослова идет об одной-единственной войне, — и об одной древней нечестивой армии, которая не изменяется с течением времени, но остается такой, какой она пребывала во времена написания книги.

Эта вселенская армия нечестия представлена в Откровении различными (на первый взгляд) персонажами и образами, которыми в зависимости от конкретного эпизода выступают:

  • саранча, выходящая из бездны и подобная «коням, приготовленным на войну», которая издает шум «как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну» (Откр.9:7-9)

  • конное войско числом «две тьмы тем», всадники которого «имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные» (Откр.9:16-17)

  • зверь, выходящий из бездны, который сразится с двумя свидетелями после того, как «кончат они свидетельство свое» (Откр.11:7)

  • дракон и ангелы его, которые воевали на небе против Архангела Михаила и его Ангелов, но не устояли и были низвержены на землю (Откр.12:7-9)

  • дракон, низверженный на землю и ведущий брань с теми, кто рожден «от семени жены», сохраняет «заповеди Божии» и имеет «свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17)

  • вся земля и «живущие на земле», которые поклонились «дракону» и «зверю», так как они поражены силой зверя и не видят никакой возможности «сразиться с ним» (Откр.13:3-4)

  • зверь, который имеет власть над всяким «коленом и народом, и языком и племенем» и ведет войну со святыми (Откр.13:7)

  • три духа бесовских, «подобных жабам», которые выходят из уст дракона, зверя и лжепророка «к царям земли всей вселенной», чтобы собирать их на брань «в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр.16:13-14)

  • десять царей (десять рогов зверя), которые «возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне» (Откр.17:16), а затем выйдут на брань с Агнцем, но будут повержены и уничтожены (Откр.17:12-14)

  • зверь, и цари земные, и воинства их, которые соберутся, чтобы сразиться с «Сидящим на коне и с воинством Его» (Откр.19:19), после чего зверь и лжепророк будут брошены в «озеро огненное, горящее серою», а причастники их воинства будут «убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его» (Откр.19:20-21)

  • сатана, обольстивший народы и собравший их на брань с четырех углов земли, после чего это сатанинское воинство окружит «стан святых и город возлюбленный», но погибнет в «пожирающем огне» (Откр.20:7-8), — а диавол будет навечно ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр.20:9-10)

.

Кроме того, Откровение Иоанна Богослова свидетельствует о «преследуемых» и «побежденных» (Откр.11:7; Откр.12:13; Откр.13:7); о крови и кровопролитии (Откр.6:10,12; Откр.8:7-8; Откр.11:6; Откр.14:20; Откр.16:3-4,6; Откр.17:6; Откр.18:24; Откр.19:2-3); об «убитых» и «умерщвленных» (Откр.2:13; Откр.6:4,8-9,11; Откр.8:9,11; Откр.9:6,15,18,21; Откр.11:5,18; Откр.13:10,15; Откр.16:3; Откр.18:24; Откр.19:21); а также о сопровождающих все это мучениях и страданиях (Откр.8:13; Откр.9:5,12; Откр.11:10,14; Откр.12:12; Откр.14:10-11; Откр.16:10-11; Откр.18:7,10,15-16,19; Откр.20:10), — так что упоминаемые в книге горести и бедствия воспринимаются попросту нескончаемыми. И поскольку даже в обычной художественной литературе сложно найти примеры, где описания «батальных сцен», насилия и кровопролития занимали бы столь значительное место, — эта тяжелая и безрадостная картина неизбежно накладывает отпечаток и на общее эмоциональное восприятие всей книги.

Однако разумный взгляд на «бранные» образы книги Откровение позволяет заметить и осознать, что единственной причиной этих нескончаемых бедствий является сам мир, — и в первую очередь его духовные властители, которые через соблазны, провокации и откровенное насилие день за днем наполняют все поднебесное пространство бесконечными и безграничными преступлениями и беззакониями.

Другими словами, поскольку большинство сюжетов книги Откровение строится вокруг образов вселенского противостояния добра и зла, которое продлится до самого последнего дня нынешнего века, — часть приведенных выше многочисленных ссылок свидетельствует о войне видимых и невидимых обитателей ветхого мира против Святого Божественного Закона и Церкви Христовой, а другая часть возвещает справедливое возмездие за то беззаконие, в которое погружают мир его «природные» обитатели. Причем несмотря на то, что приходящие в мир страдания и бедствия не запрещаются, а попускаются свыше, — в таком попущении нет умножения зла, так как Божественные определения всегда и во всем справедливы, а наказания и суды Всевышнего несоизмеримо милосерднее той лукавой гуманности, которая в итоге только умножает вселенское кровопролитие и умерщвляет не отдельных людей, но весь человеческий род.

Соответственно, даже в тех эпизодах, где речь идет о «физическом» возмездии злу, — такие действия всегда пресекают большее зло, и при этом даруют всем прочим беззаконникам и время, и возможность для прозрения, обращения и покаяния (хотя мало кто из них в итоге обратится к Богу), сравн.:

Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем (Откр.9:20-21)

и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих (Откр.16:11)

.

И, тем не менее, главное и основное свидетельство книги Откровение не сводится к описаниям обстоятельств, деталей и подробностей извечной, продолжающейся и грядущей духовной войны, и не ограничивается возвещением неизбежного справедливого возмездия всем тем, кто творил и творит мерзости и беззакония и приближает ветхое человечество к окончательной погибели.

Самой знаменательной вестью Откровения является бесспорная, полная и окончательная победа Церкви Воинствующей, — то есть всестороннее и всеобъемлющее свидетельство о том, что Церковь Христова не просто сражается с воинством тьмы (буквально «до крови», Евр.12:4), в смирении и терпении перенося страдания и бедствия, но неуклонно и неотвратимо воплощает в мир уже совершившуюся Победу Спасителя, сравн.:

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33)

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее (Откр.5:5)

Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1 Ин.4:4)

Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр.12:11)

И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии (Откр.15:2)

Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? (1 Ин.5:4-5)

.

Очевидно, что всеобъемлющая полнота этой победы откроется в день Второго Пришествия (Ин.6:39-40, Ин.6:54, 1 Кор.15:24), и этот день станет последним днем для мира греха и беззакония (Ин.12:48 и т.д.), — а те, кто все эти годы, столетия и тысячелетия шел за Спасителем (несмотря ни на какие препятствия, невзирая на невообразимые страдания и муки, и т.д.), «во мгновение ока» (1 Кор.15:51-53) присоединятся к полной и окончательной Победе Сына Человеческого, которая объединит и прославит и отдельные малые победы конкретных людей над теми или иными проявлениями и представителями сил тьмы, и различные малые и великие победы всей Церкви Христовой над любыми формами вселенского нечестия в какие-то моменты времени и в каких-то ограниченных обстоятельствах.

Так что в итоге все эти многочисленные и разнообразные победы соединятся в одно всеобщее и совершенное Торжество Единения Бога и человечества:

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр.3:21)

Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные (Откр.17:14)

.

Соответственно, отдельные видения и сюжеты книги Откровение не случайно заканчиваются свидетельствами об окончательном и бесконечном торжестве Церкви Христовой, — а неизменным завершением каждой из смысловых линий, и всей книги Откровение, и всего Св. Писания, и всего земного пути мирового христианства представляется не возмездие злу, а утверждение во вселенной совершенной и благословенной реальности, соответствующей изначальному Божественному Замыслу, сравн.:

И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15)

.

Именно такие смыслы отмечает в своей книге «Церковь Воинствующая» и епископ Александр (Милеант):

«Она (т.е. книга Откровение) ценна, главным образом, потому, что изображает духовную войну между силами зла и добра в максимальной полноте и всеобъемлемости, благодаря чему верующий человек видит, что он борется со злом не в одиночку, но с помощью Бога и всей небесной Церкви. Самым ценным в этой книге является то, что она раскрывает конечный результат войны, в которую мы все волей-неволей вовлечены, а именно: полное поражение дьявола, наказание его и всей его «армии» зла, а также вечная награда тем, кто боролся с дьяволом и не сдался ему. Что может быть отраднее того, что добро и жизнь в конце концов победят!»

.

При этом в последних главах книги Откровение все возможные искушения, мучения и страдания сменяются описаниями «святого города Иерусалима... приготовленного как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр.21:2). И если упоминаемые ранее вселенские потрясения, горести и бедствия в буквальном смысле поражали воображение, — то панорама самого великого и самого славного Торжества в истории мироздания, духовное величие Совершенной Победы Благочестия и великолепие грядущего благословенного века оказываются превыше всякого человеческого воображения.

.

..............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Образы Небесного храма в смысловых панорамах книги Откровение

Предыдущая статья: О разумении смыслов «числа зверя» (Откр.13:16-18)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #кто является духовными врагами человека и Церкви Христовой #вселенская духовная брань с воинством тьмы в Откровении Иоанна и окончательная победа Церкви Христовой