Найти в Дзене

Как заинтересовать читателя: книги с историей

Оглавление

Мы продолжаем начатый в предыдущей статье разговор о том, как сделать свою книгу интереснее. Понятно, что в книге важны сюжет и герои. Но не только. Бывает ведь так, что уже не помнишь, как звали главных героев, и сюжет припоминается смутно, а книга в памяти жива. Зацепить читателя может разное, в том числе и атмосфера произведения. Но не менее часто запоминается яркая история.

Что такое история в художественном произведении

Если объяснить в двух словах, то история — это то, что остаётся в книге, если убрать из неё главных героев, их отношения и приключения. Ничего не остаётся? Значит, в книге нет своей истории, есть только история героев. Вот Джордж Мартин вполне мог отправлять на смерть своих главных героев, именно потому, что в его книгах есть сильная история, в которой погибшего героя может заменить другой. Появится новый образ, новая сюжетная линия, но история останется прежней.

Иногда историю называют фоном, на котором разворачивается сюжет, и действуют герои. Но я отношусь к ней серьёзнее. Это, скорее, реальность, в которой существует мир и герои. И чем эта реальность ярче, интереснее, чем больше в ней загадок, интриг, знаковых событий, тем более увлекательна книга, и дольше остаётся в памяти читателя.

Понятно, что и в нашей, некнижной жизни реальность может быть самая разная. И когда неспешная, размеренная и скучная обыденность, сменяется вихрем событий и происшествий, начинается история, и жить становится интереснее. Не скажу, что проще, но этот период жизни точно запомнится надолго.

То есть история – это то, что отличается от серой обыденности, то что взрывает спокойное существование, захватывает в свой водоворот разных людей. И кто-то из них вполне может стать героем вашей книги.

Отмечу, что история, так же как и описанные в предыдущей статье «звоночки» не является обязательным атрибутом книги. Вполне можно обойтись и без неё, сосредоточив внимание исключительно на отношениях героев и именно их историях, сделав реальность просто декорацией. Есть известные книги, авторы которых обошлись без истории. Например, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Обломов» И. А. Гончарова, «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина. Да и многие другие.

Художник-иллюстратор Анна Ивонна Гилберт
Художник-иллюстратор Анна Ивонна Гилберт

Немало авторов, которым удаётся написать книгу без истории, только вот увлечь читателя без неё сложнее. Например, уберите историю из романа «Тихий дон» М. Шолохова. Что там останется? Описание, пусть и непростых, но тривиальных, отношений на фоне деревенской жизни. А если сравнить «Барышню-крестьянку» А. С. Пушкина с его же «Капитанской дочкой», то вторая повесть однозначно увлекательнее. Там есть история, внешние события, которые заставляют героев проявить свой характер, требуют от них непростого выбора и решительных действий.

История в разных жанрах

Есть жанры, где история сама собой разумеется, она является основой произведения и сюжета. Например, детектив. Это история расследования преступления. Герой-сыщик в ней вторичен, так же, как и отношения этого сыщика с напарником/напарницей. Конечно, сильный, хара́ктерный герой делает детектив ярче и интереснее. Но образ сыщика выполняет, по сравнению с историей, декоративную роль. В качестве примера можно взять «Записки о Шерлоке Холмсе». Как ни хорош в них главный герой, основное в рассказах — история. Поэтому автор и не уделяет внимания развитию героя, и почти за кадром оставляет его отношения с другими персонажами.

Это характерно и для других детективов. Чтобы понять, что я права, попробуйте пересказать сюжет любого произведения этого жанра, хоть Конан Дойля, хоть Агаты Кристи, хоть Жоржа Сименона. И вы поймёте, что в пересказе сюжета личность сыщика исчезает.

Исторические романы тоже предполагают какую-то историю, в кусочек которой автор вписывает своих персонажей. И чем ярче исторические события, тем интереснее может получиться книга. Это касается всех самых увлекательных, на мой взгляд, исторических произведений: «Проклятые короли» М. Дрюона и «Порт-Артур» А. Н. Степанова, «Камо грядеши» Г. Сенкевича и «Таис Афинская И. Ефремова, «Мария Стюарт» С. Цвейга и «Фаворит» В. Пикуля.

Даже в такой популярной и далёкой от реальных событий книге, как «Три мушкетёра» А. Дюма, история отношений королевы Анны Австрийской, герцога Бекингема и кардинала Ришельё занимает важное место. Что стало бы сюжетом, если бы в нём не было истории подвесок королевы?

А вот в любовных романах история часто отсутствует, даже если это любовно-романтическое фэнтези. Там сюжетообразующей является романтическая линия. Все остальное часто только декорации. Поэтому после прочтения нескольких любовных романов, полностью забываешь их содержание, все они смешиваются в памяти, утрачивают индивидуальность. А запоминаются те, в которых есть своя история.

Вы можете напомнить мне о «Ромео и Джульетте» В. Шекспира, где тоже слабо прописана история. Но, во-первых, она все же есть, и если бы этой истории не было, то и судьбы героев сложились бы по-другому. Во-вторых, это все же Шекспир. А сколько авторов после него тиражировали этот сюжет? То есть мы снова видим те же однотипные, однообразные романы, которые не имеют своей истории.

Игнорированием этой основы грешат и некоторые авторы современных поджанров фэнтези. Например, в ЛитРПГ мы видим героя, который озабочен прокачиванием своих навыков, продвижением в игровой реальности. Но компьютерные игры редко имеют более или менее интересную историю, тем более вне игровой реальности. Вот и в ЛитРПГ она встречается редко. Чтобы признать это, достаточно убрать главного героя из книги.

Иллюстрация художника Анатолия Иткина к повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".
Иллюстрация художника Анатолия Иткина к повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Где найти историю для книги

Лучше всего найти её, когда только возникла задумка. Иногда история приходит в голову даже раньше, как ассоциация на что-то увиденное в реальности, в кино или прочитанное в книге. Если история оформилась в голове хотя бы схематически, то в нее можно поместить героев и выстроить сюжет. Причём, на мой взгляд, так даже проще, чем придумывать сюжет с нуля.

Но можно и по-другому. Когда родился сюжет и образы героев, можно подобрать подходящую им историю. И вот здесь может возникнуть вопрос: а где ее взять?

  • Из жизни. Из своей, знакомых, близких или из статей новостных порталов и газет. Такие истории подходят, в первую очередь, для реалистической прозы, но не только. Так, прилёт Челябинского метеорита вполне может стать основой и реалистического сюжета, и фантастической истории. Производственный роман может разворачиваться как в современном городе, так и в мире магии. Борьба национальных меньшинств за свои права может стать хорошей историей и для любовного романа, и для приключенческой книги, и для детектива. А национальными меньшинствами вполне могут быть гоблины, эльфы или даже люди на другой планете.
  • Из истории. Вот уж где много всяких событий, которые могут стать основой вашей истории. И рассказ о каком-то историческом событии может вызвать самые разные ассоциации, в том числе и из современной жизни. Кстати, больше всего «эксплуатируют» исторические сюжеты писатели-фэнтези. Возможно, поэтому большинство произведений этого жанра имеет средневековый или викторианский антураж. Например, основой для многотомного произведения Дж. Мартина послужила история войны Белой и Алой розы (Йорков и Ланкастеров) в Англии XV века.
  • Из других книг. В отличие от сюжета, использование чужой истории даже художественным заимствованием назвать нельзя. Ведь история как бы сама по себе, она влияет на сюжет, но не определяется им. Одна и та же история может стать основой очень разных сюжетов. Если, например, мы возьмём в качестве основы историю английского театра конца XIX века, то вовсе не обязательно писать по сюжету С. Моэма. Сюжетов здесь может быть масса.
Коллаж к книгам Дж. Мартина "Игра Престолов"
Коллаж к книгам Дж. Мартина "Игра Престолов"

Таким образом, интересная история делает книгу привлекательнее для читателя. Но, конечно, одной историей «сыт» не будешь. Она как бонус к интересному сюжету и ярким героям.

#литература #творчество #своя книга #полезные советы #авторам

Хобби
3,2 млн интересуются