«Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос».» (Еф. 5: 12-14).
Человек – существо, удобопреклонённое ко греху. Страсти поселились в человеке после грехопадения прародителей Адама и Евы. Эти страсти – болезни души, они мучают душу, доставляя ей страдания и рождая грехи поступками, а грех рождает смерть, отдаляя от Бога, от Которого исходит жизнь и всякое благо; «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар, совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Иак. 1: 15-17). От грехов бывают и болезни тела. Когда Господь Иисус Христос исцелил расслабленного, то Он сказал ему: «прощаются тебе грехи твои.» (Лк. 5: 20). Поэтому христианин на протяжении этой земной жизни борется с грехами и страстями. Но человек не может справиться с ними один, так как за этим стоят духи злобы поднебесной, которые разжигают страсти в человеке, желая ввести в грех и погубить душу. Сам человек не может один противостоять действию духов злобы поднебесной и собственных страстей, потому что духи злобы поднебесной намного сильнее его. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Я сам, убогий Серафим, на себе самом испытал эту борьбу с бесами и погиб бы совершенно, если бы Господь и Божия Матерь не помогли бы мне в том и не защитили бы меня от силы их. А сила их так велика, что и малейший из них ногтем своим может всю нашу землю в одно мгновенье, как мячик, повернуть и повернул бы, если бы в том не препятствовала им Всемогущая десница Божия…». Но как написано: «невозможное человекам возможно Богу.» (Лк. 18: 27). Господь говорит: «без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5).
Поэтому в борьбе с грехами и страстями надо обращаться за помощью к Господу. Господь – Врач душ и телес. В Евангелие описано много случаев, когда Господь исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, приводил грешников к покаянию, и делает это по сей день. «А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.» (Лк. 7: 21). Но чтобы получить исцеление от Господа от страстей и грехов нужно открыться перед Ним, обличить себя в грехах, как и больной, когда приходит на приём откровенно говорит врачу, что его беспокоит. Не нужно прикрываться «смоковными листочками», как это сделали Адам с Евой, которые после того, как съели запретное яблоко, стали прятаться от Бога и прикрываться смоковными листьями. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.» (Быт. 3: 7-10).
Часто и современные люди поступают также, не желая открыться перед Богом, предпочитают оставаться во тьме, чтобы не обличились их злые дела. «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.» (Ин. 3: 19). А ведь Господу всё возможно, возможно избавить человека от греха, который удаляет человека от Бога, а значит и от спасения. Нужно открываться перед Богом в домашней молитве, обличать себя, обличать все свои страсти, грехи, не скрывая от Него ничего. Но помимо домашней молитвы следует также обличить себя в таинстве Покаяния (Исповеди), установленного Церковью. Лучше обличить себя хотя бы перед одним человеком, осудить сейчас, здесь в этой жизни, испытать стыд перед священником, чем потом, когда уже не будет покаяния, эти грехи будут открыты всем. Грехи, которые не были раскрыты, будут открыты на Частном Суде (мытарства) и на Страшном Суде. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.» (Мк. 4: 22). В таинстве Покаяния (Исповеди) мы исповедуемся перед Богом, а священник является свидетелем покаяния, и его рукой Господь отпускает грехи. «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.» (Мф. 18: 18).
Зачем же открывать грехи Господу, если Он их знает? Богу все наши грехи известны и видны. «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.» (Евр. 4: 13). Но Господь хочет, чтобы мы открылись, для того, чтобы исцелить нас. Это нужно для нас: честно открыть свои грехи Богу. Сокрытие грехов на исповеди из-за ложного стыда происходит от гордости. Чтобы человек не открывал грехов, хочет бес и всячески навязывает ему ложный стыд. А Ангел-хранитель, напротив, радуется, когда человек открывает грехи. Бес записывает грехи человека и хочет, чтобы они были предъявлены ему после перехода в иной мир, чтобы погубить душу в преисподней. А Ангел хочет, чтобы человек здесь открыл грехи, потому что, если их назвать на исповеди, то душа на Суде в них не испытывается, не судится за них, Бог их отпустил. Лучше здесь немного потерпеть стыд, чем после перехода в иной мир быть постыженным перед многими и уйти в вечную погибель. Вот одна очень поучительная история. «Жил некий царь в Италии. У него была дочь благоговейная и добродетельная - она делала многие милостыни и искренне заботилась о бедных. Она попросила отца отпустить ее, чтобы стать монахиней. Но от великой любви к ней отец не желал с ней разлучиться. Он сообщил об этом римскому папе (это происходило еще до отпадения Западной Церкви от чистоты Православия), а ей посоветовал для большей пользы оставаться дома и совершать лучше великие благие дела, чем стать монахиней и приносить пользу только самой себе. Девочка осталась против своей воли, чтобы не быть непослушной отцу, жила, как и прежде, добродетельно. Но коварный змей не выносил видеть такие деяния девушки. Он стал бороться с ней плотски. Она полюбила красивого юношу, слугу царя. Диавол столь сражался с ней, что победил ее, и она впала в грех с этим юношей. Вскоре она поняла, что ждет дитя. Она так скорбела, что хотела покончить с собой от стыда, чтобы никто из людей не услышал о деле. Но затем поверила предложению одной служившей ей старухи. Старуха дала ей яд, который умертвил плод. Поэтому никто не узнал о случившемся. Только она скорбела, и была теснима этими двумя грехами. Царь, увидев, сколь она несчастна, подумал, что она скорбит из-за того, что он не пустил ее в монахини, и спросил ее, не желает ли она постричься. Она, услышав об этом, обрадовалась. Он поместил ее в славный монастырь, где она постриглась и соблюдала непоколебимо весь чин монашеского жительства. Никто ее не видел смеющейся, болтающей, и когда посетить ее приходили родственницы и женщины из дворца, или другие княгини, или даже сам царь, она, перемолвившись с ними несколькими короткими словами и поблагодарив их, уходила в келлию. Там она плакала о своих беззакониях, о которых она, несчастная, никогда не говорила духовнику, -- то есть о блуде и убийстве. Только наедине плакала она о них ко Господу, прося прощения. Затем она умерла, исповедовав все другие грехи и причастившись Божественных Тайн. Через тридцать дней она явилась в видении игуменье и сказала, что находится в мучении. Та спросила, как такое возможно, если она была столь добродетельна, благоговейна и ревностна. Она говорит: «Я совершила два великих греха, которые не исповедовала духовнику по невежеству, думая, что достаточно плакать о них Христу, и Он осудил меня поэтому навек, -- а другие благодеяния мне бесполезны». Инок Агапий (Грешников спасение, ч.2, гл.7).
Ещё одна причина, почему нужно открывать грехи на исповеди. Когда человек открывает грехи на исповеди, то Господь врачует его страсти, избавляет его от грехов, подаёт силы, благодать, чтобы с ними бороться. Поэтому надо быть откровенными перед Спасителем. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.» (1-е Ин. 1: 8-10).
«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться.» (Исаия 43: 25-26).
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.» (Исаия 1: 16-20).