Найти в Дзене
Репортажи из СССР

Советские кружки авиамоделистов

Пожалуй, одним из характерных явлений советской жизни, которое и сегодня хочется вспоминать с благодарностью, было то огромное количество бесплатных детских кружков и секций, что работали при школах, Дворцах Культуры, Домах Юных Техников и Дворцах Пионеров.

Существование того или иного кружка обычно определялось наличием руководителя с соответствующей квалификацией, хотя иногда и промышленный профиль города также оказывал влияние на этот фактор. Так, например, в приморских городах почти всегда имелись детские яхт-клубы и судомодельные кружки; автомобилестроительные предприятия брали шефство над кружками автомодельного профиля и т.д.

Фото: кют.рф
Фото: кют.рф

Авиамоделизм в СССР тоже не был исключением из этого правила, и особенно популярны эти кружки были в тех городах, где имелись крупные авиастроительные предприятия. Например, в г. Горьком при Доме Юных Техников таких кружков насчитывалось аж целых шесть, и все они пользовались огромной популярностью у детей сотрудников авиазавода (да и у всей остальной городской ребятни тоже).

Фото: pinterest.com
Фото: pinterest.com

Авиамодельные льготы

Увлечение авиамоделизмом было занятием серьезным, невероятно интересным, и кстати, даже полезным с практической точки зрения. Например, до 1990 года существовала программа, предоставляющая авиамоделистам льготные условия при поступлении в профильный ВУЗ. Те абитуриенты, которые проходили соответствующий конкурс и становились участниками этой программы, на вступительных экзаменах в институт вместо какой-нибудь школьной дисциплины (физики, например), решали задачи по олимпиаде для авиамоделистов, и таким образом набирали необходимые баллы для поступления в институт.

Фото: bulatnikov.ru
Фото: bulatnikov.ru

Две стратегии

Стратегия вовлечения детей и подростков в занятия авиамоделизмом была масштабной и хорошо продуманной: этим занимались две такие солидные структуры, как Министерство образования и Министерство обороны. Первой подчинялись Дворцы Пионеров и аналогичные им учреждения, а второй - ДОСААФ с его широкой сетью спортивно-технических клубов, и ВЛКСМ с не менее развитой сетью клубов самодеятельного технического творчества.

Задачи у этих двух структур были несколько разными: первая просто стремилась привлечь как можно больше детей и заинтересовать их авиамоделизмом хотя бы на любительском уровне; вторая делала акцент на спорт, соревнования и достижения с присвоением званий и разрядов. Конечно же, это не значит, что юные авиамоделисты из первой категории не выходили на соревнования: в распоряжении участников кружка из городского Дворца Пионеров всегда была стандартная "карьерная лестница": районные, городские и областные соревнования.

Фото: sudba.ucoz.net
Фото: sudba.ucoz.net

У ДОСААФ были свои собственные соревнования, городские, областные, республиканские (зональные) и союзные. В первых двух участвовать могли все возрастные категории, но призы распределялись по уровням: юноши (до 18 лет) и спортсмены. Сегодня многим уже даже не верится, что подобное могло существовать: детские соревнования, например, могли длиться целую неделю, и юных участников доставляли на загородный аэродром колонной специально выделенных для этих целей автобусов.

Организация соревнований по-советски

Размещали детей в гостиницах, домах отдыха или просто в палаточных городках - это зависело от того, насколько расторопными и инициативными окажутся ответственные лица. Организация питания тоже была централизованной - в кафе или столовых, и все перемещения детворы осуществлялись той же упомянутой выше колонной автобусов. Все организационные расходы брало на себя государство, причем, руководителям кружков, которые часто работали там вечерами на полставки, на основной работе предоставлялся на время соревнований оплачиваемый отпуск.

Фото: artguide.com
Фото: artguide.com

Иногда проводились соревнования местного масштаба, приуроченные к какому-нибудь знаменательному событию. Как правило, подобные мероприятия устраивались по осени и не имели серьезной организации. Это было просто весело, зрелищно и неформально - и именно эта атмосфера работала на то, чтобы привлекать в ряды авиамоделистов новых участников из числа болтающихся без дела школьников.

Немного о призах

Кстати говоря, призы, которые вручали на соревнованиях победителям, с точки зрения ребенка были гораздо интереснее у системы, работающей под эгидой Министерства образования, т.е. у Дворцов Пионеров, Дворцов Культуры и т.д.

ДОСААФ обычно вручало грамоту и медаль, а в особо торжественных случаях - ценный подарок, но такие призы обычно доставались серьезным взрослым спортсменам, а не детям.

Министерство образования было более щедрым - помимо обязательной медали с грамотой, еще дарили практичные наборы инструментов (у многих авиамоделистов они живы до сих пор) в красивой упаковке, наборы-конструкторы из серии "Собери сам", бинокли и прочие полезные в жизни моделиста вещи.

Фото: habartorg.ru
Фото: habartorg.ru

Как это было...

Авиамоделизм, ставший невероятно популярным в 60-е годы, сегодня в том виде уже практически не существует. На пороге кружка уже не появляются мальчишки с горящими глазами, готовые своими руками что-то пилить, строгать, дорабатывать и тратить на это невероятно много времени. Ведь стандартная программа обучения была не самой короткой и начинала свой заход издалека: бумажные самолеты, воздушные змеи, вертолет "муха", простой планер, спортивный планер - на это уходило около 2-3 лет.

Фото: voxpopuli.kz
Фото: voxpopuli.kz

Затем моделист переходил уже к более сложным конструкциям, строя которые можно было проявлять личностные качества и пристрастия. Эти модели уже могли принимать участие в соревнованиях разного уровня, и от пилота требовалось умение не только собрать модель с нужными характеристиками, способную выдержать сезон тренировок, но и уметь виртуозно ей управлять.

Не всегда, правда, юным авиамоделистам удавалось поддерживать в себе горячий энтузиазм: снабжение кружков было разным, и чаще всего оно зависело от наличия нужных материалов на местных промышленных предприятиях.

Фото: visualrian.ru
Фото: visualrian.ru

Иногда снабжение зависело и от чиновников: например, нередки были ситуации, когда материальное благополучие кружка иссякало по причине отсутствия спортивных достижений. Чиновнику, который занимался распределением материалов, даже в голову не приходило, что достижений нет, потому что новое поколение еще не доросло до уровня соревнований, и никогда до него не дорастет, потому что сегодня ему не из чего строить модели...

Фото: besarab.su
Фото: besarab.su

Поиски выхода

Любое искреннее увлечение интересным делом всегда объединяет людей, и с часто возникающим дефицитом авиамоделисты боролись общими силами. По почте высылали друг другу те материалы, которыми были богаты: например, киевляне могли поделиться углеволокнами и углетканями, а горьковчане - моторами, теми самыми дефицитными ЦСТКАМ-2,5 КР и КМД-2,5.

Журнал "Моделист-конструктор" часто публиковал дельные статьи о том, чем можно заменить топливо или как превратить поршни от списанных автобусов марки "Икарус" в цилиндры для двигателей моделей. Сотрудники заводов по производству военных самолетов вступали в переписку с коллегами по производству гражданской техники, чтобы обменять, например, бортовые аккумуляторы от истребителей на полиуретановую краску (ей красили лишь гражданские самолеты).

-10

Не лучше была обстановка и с двигателями: в магазинах встречались в продаже МК-12, МК-17, РИТМ, МАРЗ, Радуга-7 или Радуга -10, но чаще всего их приходилось дорабатывать, уж очень грубо они были сделаны и могли претендовать скорее на роль учебно-наглядного пособия. Во второй половине 80-х появилась еще одна серия условно работающих двигателей марки МДС с негерметичным карбюратором, которые тоже быстро погасили эйфорию моделистов, обрадовавшихся новому продукту...

Но, несмотря на все эти трудности, все же многие авиамоделисты не отказались от своего увлечения, причем, многие сумели пронести его через всю жизнь. Так, к примеру, пара знакомых летчиков, вышедших на пенсию, сегодня вспомнили о своем детском увлечении и снова вернулись к авиамоделям, азартно соревнуясь друг с другом в мастерстве пилотирования.

Фото: yourpresentperfect.ru
Фото: yourpresentperfect.ru

Немало людей в свое время выбрало профессию инженерной направленности благодаря детскому увлечению авиамоделизмом. Кстати говоря, сегодня Китай идет по тому же пути, используя старую советскую программу моделизма: от модели к планеру, от планера - к самолету. При современном ассортименте товаров для моделизма у них есть шанс вырастить поколение очень хороших инженеров, которые по своим разработкам смогут обогнать весь мир...

**************************************************************************

Телевизионные и радиоконструкторы для детей: сделано в СССР

-12

Хобби
3,2 млн интересуются