Найти в Дзене
Понять не поздно

Почему поссорились Эрмитаж и Пушкинский и чем оправдать харассмент художника Фабра

Первым героем программы «ещенепознер», которая вышла осенью 2018 года, стал директор главного музея России Михаил Пиотровский.

Фото: скрин "ещенепознер", https://www.youtube.com/watch?v=F4FMFxGxVXg
Фото: скрин "ещенепознер", https://www.youtube.com/watch?v=F4FMFxGxVXg

210 тысяч просмотров набрала беседа Николая Солодникова (автор и ведущий «ещенепознер») и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Возможно, это связано с тем, что видео было первым на канале. Известно, что Солодников и Пиотровский были знакомы раньше – Эрмитаж несколько раз становился площадкой для проекта «Диалоги», организованного Николаем.

В беседе с директором Эрмитажа Солодников сделал акцент на нем как государственном служащем. Мужчины в том числе обсуждали политические и рабочие вопросы. Остановимся лишь на некоторых – тех, у которых была предыстория.

«Я потомственный русский дворянин»

Так, сам про себя сказал Пиотровский во время диалога с Солодниковым.

Его дед – Борис Брониславович – был дворянином по отцу и завучем Неплюевского кадетского корпуса.

Его отец – Борис Пиотровский – был дворянином по отцу, ученым-археологом и директором Государственного Эрмитажа.

Таким образом, Михаил Пиотровский, действительно, является потомственным русским дворянином.

Сам Михаил Борисович кандидат исторических наук, ученый-востоковед, окончивший отделение арабской филологии восточного факультета СПбГУ.

10 главных высказываний Михаила Пиотровского из интервью в программе «ещенепознер»

1. Надо делать всё, чтобы люди не были зверьми. Этот вопрос стоит остро.

2. У деревянной церкви шанас рано или поздно загореться 99 %.

3. Средние чиновники уверены, что истина – цифры, а не Родина.

4. Директор Эрмитажа по традиции всегда ученый. Уже двести лет.

5. Все строители – больше или меньше жулики.

6. Всё, что ты говоришь, кто-то может слушать.

7. Между истиной и Родиной я выберу Родину.

8. Харассмент – это буржуазное лицемерие. Мы же из книг знали, что они там все со всеми.

9. Сдать Ленинград в блокаду значило потерять честь.

10. Эрмитаж был стимулом сделать так, чтобы немцы в город не вошли.

Почему поссорились Эрмитаж и Пушкинский музей

История эта давняя. На всеобщее обозрение конфликт между директорами двух главных музеев России вылился после прямой линии с президентом в 2013 году.

Тогда руководитель Пушкинского музея (г. Москва) Ирина Антонова обратилась к Путину с просьбой помочь объединить коллекцию импрессионистов и передать ее в Москву. Это должно было стать шагом на пути восстановления Музея нового западного искусства, закрытого Сталиным. Однако для этого пришлось бы изъять часть картин из коллекции Эрмитажа, чему Михаил Пиотровский препятствовал по нескольким причинам.

Во-первых, Михаил Борисович всегда выступает против передачи коллекций одного музея другому. Где произведения искусства находятся, там им и место.

Ирина Антонова давила на то, что в Москве особо и смотреть нечего, тем более исторически некоторые полотна принадлежат именно Музею нового западного искусства.

Этот факт Пиотровские парирует тем, что полотна попали в Эрмитаж не просто так, а по обмену. Еще до войны несколько работ импрессионистов переехали в Петербург, однако Москве достались Боттичелли, Рембрант, Пуссен и Мурильо.

Президент во время прямой линии дал понять, что разбираться в конфликте со стороны власти неправильно, спор музейное сообщество должно решить самостоятельно.

Известно, что вскоре после этого 91-летняя Ирина Антонова подала в отставку. Директором Пушкинского музея она была более полувека. Умерла Ирина Александровна в 2020 году. Однако обсуждения продолжались почти до этого момента. Пиотровский ни одного полотна из коллекции не отдал.

Ян Фабр, харассмент и еще один музейный скандал

Седой пожилой мужчина в прямоугольных очках в черной оправе…

Даже намека на то, что он может быть причастен к харассменту быть не может. Спокойный такой дед, по российским меркам, только немного более ухоженный, чем наши пенсионеры.

Ян Фабр – знаменитый бельгийский художник и режиссер.

Выставка его работ проходила в Государственном Эрмитаже в 2016 году, но помнят ее до сих пор. Сразу после открытия на музей обрушилась лавина негодования со стороны российского зрителя. Наша интеллигенция оказалась не готова к откровениям европейского искусства. Притом откровениям в прямом смысле. Кроме того, задело посетителей Эрмитажа не только содержание, но и масштаб «срамоты» и антиморали: полотнам Фабра предоставили несколько залов.

На картинах Фабра часто изображены обнаженные тела, его инсталляции выполнены из чучел животных и насекомых. Так, в Эрмитаже выставлялись работы из надкрылий жуков-златок. При этом художник утверждает, что не убил ни одно живое существо ради искусства. «Материл» для работы умер раньше, чем эта работа началась. Так, например, надкрыльники жуков он заказывал в нескольких ресторанах, где их подают в качестве необычного блюда. Надкрыльники в пищу не используются.

Российские зоозащитники, конечно, подняли бунт, даже подавали на Эрмитаж в суд, но не выиграли. Выставка прошла, а руководство Эрмитажа сделало выводы, что для нашей публики больше подходит классическое искусство.

Где история про харассмент?

А, так к выставке она не имеет никакого отношения. Дело в том, что Ян Фабр является не только художником, но еще драматургом и режиссером. На родине, в Бельгии, он поставил спектакль, в котором на сцене происходит действие, граничащее с порнографией.

После того, как состоялась премьера, актрисы, занятые в постановке, начали писать доносы о домогательствах со стороны режиссера. Выглядят их жалобы, учитывая характер спектакля, весьма странно.

А директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и вовсе назвал их буржуазным лицемерием. Однако показывать запись спектакля в России не решился.

Имена, названные в интервью:

· Валентина Матвиенко председатель Совета Федерации России, губернатор Санкт-Петербурга с 2003 по 2011 год.

· Георгий Полтавченко – губернатор Санкт-Петербурга с 2011 по 2018 год.

· Владимир Мединский – Министр культуры РФ с 2012 по 2020 год.

· Михаил Новиков – бывший заместитель директора Эрмитажа. Был приговорен к условному сроку за хищение средств, выделенных на реставрацию некоторых зданий, принадлежащих музею.

· Александр Сокуров – режиссер. Большинство картин – документальные. Автор фильма «Русский ковчег», где действие происходит в Государственном Эрмитаже.

· Кирилл Серебренников – режиссер. Автор фильмов «Ученик», «Лето». В 2020 году был осужден за хищение средств государственного бюджета, выделенных на развитие современного искусства и просветительскую работу. Автор «Седьмой студии» – получатель субсидии – приговорен к трем годам условного лишения свободы и возмещению 129 миллионов рублей.

· Мазаччо – итальянский художник, представитель флорентийской школы живописи. одился в 1401 году РоРодился в 1401 году.

· Иосиф Орбели – директор Государственного Эрмитажа. В годы блокады Ленинграда оставался на рабочем месте во имя сохранения части коллекций Эрмитажа. Еще одна часть была эвакуирована.

· Олег Сенцов – режиссер (Украина). Сенцова задержали российские спецслужбы через некоторое время после присоединения Крыма. Его обвиняли в терроризме.

· Александр Архангельский – писатель (Россия).

Произведения искусства:

Фото: скрин "ещенепознер", https://www.youtube.com/watch?v=F4FMFxGxVXg
Фото: скрин "ещенепознер", https://www.youtube.com/watch?v=F4FMFxGxVXg
Фото: скрин "ещенепознер", https://www.youtube.com/watch?v=F4FMFxGxVXg
Фото: скрин "ещенепознер", https://www.youtube.com/watch?v=F4FMFxGxVXg
Фото: скрин "ещенепознер", https://www.youtube.com/watch?v=F4FMFxGxVXg
Фото: скрин "ещенепознер", https://www.youtube.com/watch?v=F4FMFxGxVXg