Найти тему

Любимица пехоты и головная боль танкистов. СУ-76.

Оглавление

Самая известная советская самоходка времен Великой Отечественной войны имела весьма спорную репутацию в войсках. Для одних она была настоящим спасением - последним доводом в напряженном бою. Для других - откровенно слабой бронеединицей, чья живучесть на поле боя оставляла желать лучшего.

Проба пера

Первые боевые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года. Вовсю гремела Сталинградская битва. Фронт требовал буквально всё, что могла поставить советская промышленность.

Многие были бы рады свернуть производство слабосильных, тонкобронных и плохо вооруженных танков легких типов Т-60 и Т-70, но останавливать конвейер было смерти подобно. В этой ситуации СУ-76 стала очень неплохим вариантом. Брался легкий Т-60 и на его основе делась легкая самоходка. Движок воткнули от грузовика, а ходовая не претерпела серьезных изменений. Зато получилось нарастить огневую мощь. Вместо слабой 20-мм пушки воткнули полноценное 76-мм орудие. Дешево и сердито. Главным слабым звеном стала броня. Она могла защитить разве что от осколков и ударной волны.

Первый год жизни СУ-76

Фронтовой дебют СУ-76 вышел... неудачным. Скажем так. На передовой самоходки, не долго думая, пытались использовать в качестве танков. Но на втором году войны даже КВ и Т-34 со своим противоснарядным бронированием не слишком долго держались под обстрелом. Три-четыре попадания в "королей 1941 года" приводили к их длительному ремонту. Чахленькой самоходке приходилось и того хуже: ее могли выбить первым же снарядом.

Недовольство новой машиной стремительно возрастало. От самоходки старательно "отпихивались" даже те, кто ею не пользовался. Так в отчете 2 танковой армии Центрального фронта по итогам боев сказано:

"Самоходных артиллерийских полков, имеющих на своем вооружении орудия калибром менее чем 85-мм иметь в танковой армии нецелесообразно, так как танки имеют на своем вооружении орудия калибром 76-мм".

Если учесть, что в августе 1943 года других самоходок с пушкой меньше 85-мм промышленность не выпускала,

На пике эмоций конструктор СУ-76 С.А. Гинзбург был отстранен от работы и направлен на фронт. Там он погиб в боях на Курской дуге 3 августа 1943 года. Примерно в те же дни поговаривали и о снятии с производства его детища.

От провала к триумфу

Казалось, что эксперимент можно признать неудачным, а производство самоходки свернуть. Остававшиеся на фронте несколько сот экземпляров можно было использовать до упора. Выручили невезучий проект новые конструкторы и пехота.

Сначала переработке подверглась сама САУ. В нее стали активно внедрять агрегаты с более совершенного танка Т-70. После свертывания производства последнего высвободившиеся мощности отдали под СУ-76. Это позволило отладить технологию производства. Брака стало меньше. Дело оставалось за военными.

Уже после завершения Курской битвы командование Красной Армии нащупало-таки нишу для легких самоходок. Истребителя танков из них явно не получалось, танков прорыва - тем более, зато для поддержки пехоты СУ-76 годилась идеально.

Какие были плюсы?

1. орудие 76-мм было штатным калибром советской дивизионной артиллерии, а значит проблем с расходниками (боеприпасами) и способами применения на поле боя не было,

2. гусеничный ход обеспечивал движение самоходки вместе с наступающей пехотой. За это пехотинцы были готовы носить самоходчиков на руках! Теперь артиллерия не отставала от идущих вперед стрелковых батальонов.

3. таки и с танками противника теперь пехота могла повоевать. Конечно, для полноценного боя с "Тиграми" СУ-76 не годилась, но против разномастных средних танков и штурмовых орудий могла хотя бы огрызнуться.

4. Броня была картонной, но она БЫЛА. Чего нельзя сказать об орудиях ЗиС-3.

Главным минусом оставалось неверное применение. Любая попытка использовать СУ-76 "по-танковому" приводила к тяжелым потерям.

Уже в 1944 году СУ-76 стала настоящей визитной карточкой Красной армии. Больше нее произвели в годы войны только Т-34.

-2

Что характерно - на пике популярности СУ-76 советское командование захотело ввести в штат каждой стрелковой дивизии по полку самоходок. А это, между прочим, более 7000 машин только для действующей армии.

Вот такими бывают неудачные проекты.