Найти тему
Море, люди, корабли.

В тени истории "Сиднея". Австралийский легкий крейсер "Перт".

Легкий крейсер "Перт", картинка из свободных
Легкий крейсер "Перт", картинка из свободных

Споры о преимуществе эшелонированного размещения энергетической установки, над линейным, начинаются в начале 30-х годов двадцатого века, то есть именно тогда, когда на стапелях начали закладываться корабли, что будут участвовать во второй мировой войне. Когда во время гражданской войны в Испании произошел подрыв на мине британского эсминца "Hunter" типа H, с линейной схемой расположения энергетической установки, мина как раз в установку и угодила, корабль враз лишился энергии. Сторонники эшелонированного расположения возликовали, приводя случившееся как неоспоримый довод своей правоты.

Сторонником эшелонированного расположения был и главный механик британского флота, его предложения учли при строительстве и трех последних крейсеров типа "Линдер". С этой серией путаница в том, как их называть, по одной версии это просто "Улучшенный Линдер", по другой тип называется "Сидней", ну и третий вариант "Перт". Вся эта чехарда объясняется тем, что вся троица была передана, или продана, версии тоже разные, ВМС Австралии. Перейдя к австралийцам они получили названия по именам австралийских городов - "Перт", "Хобарт" и "Сидней". От первой серии "Линдеров", они отличались увеличенной длиной и второй дымовой трубой, все это было результатом применения эшелонированного расположения энергетической установки. То есть когда котельные отделения чередуются с машинными. Вооружение было аналогично предшественникам.

Первым погиб "Сидней", 19 ноября 1941 года, недалеко от острова Дерк-Хартог, что у западного побережья Австралии у него случилась роковая встреча с немецким замаскированным рейдером «Корморан». Эта история, в силу большого числа загадок, разрешенных только после обнаружения останков корабля, славой своей затмила судьбу остальных кораблей серии.

На 28 февраля 1942 года, положение кораблей союзников находившихся в порту Сурабаи в Индонезии было критическим. Японцы уже практически подавили сопротивление на суше и выбор был не велик, сдаваться, или пытаться прорваться. Решено было прорываться тремя отдельными группами, легкий крейсер "Перт" и американский тяжелый крейсер "Хьюстон" уходили последними. Они намеревались незамеченными пройти через пролив Сунда, но судьба решила иначе. Они напоролись на японский войсковой конвой, под прикрытием двух тяжелых, двух легких крейсеров и девяти эсминцев. Шансы прорваться были нулевыми. Но все же столкновение для японцев было неожиданно, а десантные корабли сковывали движения эскорта, поэтому по началу удача была на стороне австралийцев и американцев. "Перт" получил три незначительных попадания с эсминцев, а сам сумел серьезно повредить эсминец "Харуказе". В горячке боя японцы стали выпускать торпеды, которые попадали и в свои десантные суда. Двум отчаянным удалось наделать в японских кораблях дырок.

Фрагмент картины австралийского военного художника Денниса Адамса
Фрагмент картины австралийского военного художника Денниса Адамса

Но везение когда то заканчивается, выходя в свой последний поход "Перт" не получил полного боекомплекта, как и запаса горючего, в почти осажденном порте все было на исходе. И вот боеприпасы на "Перте" подошли к концу, команда заряжала орудия учебными болванками, осветительными снарядами, но вскоре кончились и они. Практически синхронно с этим в крейсер попадает первая японская торпеда, а затем еще три. Командир крейсера приказывает покинуть корабль, сам он остался на мостике и после опрокидывания корабля его никто не видел.

Японцы оценили стойкость и мужество своих противников и к уцелевшим, что попали в плен, относились более чем достойно.