Найти в Дзене
sevprostor

Бумажная картография против электронной. Почему я считаю бумагу бесполезным анахронизмом

Тут в одном чатике телеграма, в котором я люблю просто посидеть и пообщаться, возник спор на вечную тему, касательно навигационного обеспечения в походе: бумага VS электроника. Я, разумеется, был на стороне электронных средств, но есть, оказывается, на свете еще люди, и что самое удивительное — из молодежи, которые считают, что бумажные карты лучше. Я не знаю, кто в итоге кого заборет в исторической перспективе, слон или кит, но я лишь могу сказать, что сейчас я всецело на стороне электроники, хотя когда-то начинал именно с бумажных карт, и тогда еще был уверен в том, что ничего надежнее и удобнее них в природе не существует. А сейчас я расскажу, как же я докатился до такой жизни.

Да, когда только мы начали путешествовать, то я печатал карты Генштаба на струйном принтере, ламинировал их, и пользовался этим с большим удовольствием. Правда, дело было где-то в 2007 году, когда не было еще ни дешевых надежных смартфонов, ни столь же дешевых туристических навигаторов, которые могли бы показывать на экране не координаты, а кастомную карту. В ту пору бумажным картам по сути не было никакой альтернативы, я всегда таскал с собой свернутую в трубочку специальную планшетку, и мог привязаться к местности при помощи компаса и собственных глаз.

В попытке понять, куда же конкретно нас занесло
В попытке понять, куда же конкретно нас занесло

Бывало, что собственные навыки навигации меня подводили; бывало даже такое, что мы, например, теряли единственный компас, и потом определяли стороны света по стрелочным часам и солнцу. Правда, тут я должен уточнить, что занимались мы всегда исключительно водным туризмом, а значит привязка для нас всегда была очень легкой — часто не требовалось знать даже точного направления на север, и было достаточно просто солнца, внимательного наблюдения, и не менее внимательного сличения наблюдаемой картины с собственно картой. Временами это приводило нас к разным ошибкам и курьезам, и когда я описывал потом эти приключения, то кое-кто в комментариях писал мне, что, мол, «купи уже, наконец, нормальный навигатор!»

Я от таких призывов отмахивался, так как я, во-первых, просто люблю все делать по-своему и отмахиваться от советов, и, во-вторых, у нас просто не было денег на туристский навигатор (это и по сей день недешевое удовольствие), а КПК (карманные компьютеры на Windows CE) и смартфоны тогда тоже стоили бешеных денег, большинство не имело встроенных GPS-приемников, да и большими аккумуляторами они все не обладали. Но время шло, прогресс не стоял на месте.

Один из моих самодельных "защищенных планшетов". Это относительно недавнее время, так как вместо мягкой гермы используется жесткий фанерный корпус, в который вклеен самый обыкновенный планшет. Я и по сей день пользуюсь этим решением: сейчас планшет служит лишь терминалом для удаленного доступа к "большому" навигационному компьютеру. Но в случае чего, он по-прежнему способен работать в качестве просто-навигатора самостоятельно.
Один из моих самодельных "защищенных планшетов". Это относительно недавнее время, так как вместо мягкой гермы используется жесткий фанерный корпус, в который вклеен самый обыкновенный планшет. Я и по сей день пользуюсь этим решением: сейчас планшет служит лишь терминалом для удаленного доступа к "большому" навигационному компьютеру. Но в случае чего, он по-прежнему способен работать в качестве просто-навигатора самостоятельно.

Впервые я допустил для себя использование электронного навигационного устройства, а именно, какого-то простейшего смартфона с GPSом только когда мы пересели на катамаран. На катамаране все-таки уже был мотор со встроенным в него генератором. Что тут сказать? Это просто оказалось очень удобным, так как смартфончик постоянно находился в прозрачном гермомешочке, и когда надо подключался к зарядному устройству. Однако, с электропитанием у меня всегда возникали какие-то проблемы. В тот раз, и в последующий, и даже еще в нескольких походах в будущем, у меня вечно что-то ломалось. И всегда при себе я имел кипу бумажных карт, но даже при таких раскладах я продолжал пользоваться смартфоном, а потом и планшетом. В общем-то несмотря на все проблемы с питанием, электронное устройство всегда можно было включить ненадолго, сориентироваться, и выключить опять. Бумажные же карты начали выполнять роль чего-то просто обзорного, что можно было изучить вечером в палатке для планирования нашего ближайшего будущего.

Ну а сейчас на яхте у меня уже нет никаких проблем с электричеством; несколько смартфонов теперь выполняют роль запасных аварийных навигаторов, либо берутся с собой на пешие выходы. А функции бортовой навигации взял на себя полноценный компьютер х64. Однако, споры не утихают по сей день. Например, пару лет назад мы познакомились с одним опытным арктическим яхтсменом, который на 100% является приверженцем бумажных карт. Всюду он носит с собой огромный рулон бумажных листов, уже неплохо так поломанных и засаленных от времени, а потом с гордостью что-то по ним измеряет и планирует будущие переходы.

Старая, как говорится, школа. Старший товарищ привез к нам на лодку свои карты и мы обсуждаем детали предстоящего перехода.
Старая, как говорится, школа. Старший товарищ привез к нам на лодку свои карты и мы обсуждаем детали предстоящего перехода.

Я согласен, что выглядит это очень круто, но работать с бумажными картами не очень удобно. Тот самый яхтсмен говорил мне, потрясая своим рулоном метровой длины, что, мол, «в этих ваших компьютерах всякая фигня, а настоящие карты — вот!» Я, же с этим не соглашался и отвечал, что в компьютере, двух планшетах и четырех телефонах у меня есть помимо векторных карт еще и набор из нескольких разновидностей растровых, в том числе и сканы вот этих вот карт ГУНИО. Что даже в случае каких-либо технических проблем у меня все мультиплицировано, и вся коллекция материалов помещается у меня в кармане. Кстати, аварии у нас случались: однажды в результате очень жесткой посадки на мель мы потеряли свой главный навигационный компьютер, но добрались до цели при помощи все тех же планшетов и смартфонов. В общем, аргумент по поводу «настоящести» бумажных карт тут не подходит, как мне кажется.

Как это выглядит в наши дни...
Как это выглядит в наши дни...

Гораздо более весом аргумент о необходимости электропитания. Мол, у бумажных карт аккумулятор не сядет. Да, электричество нужно, но его нужно не так и много. Вообще, мы еще в 2008 году начали экспериментировать с солнечными панелями, и тогда панелька служила для зарядки аккумуляторов (элементы АА) для фотоаппарата. Карты в то время у нас были только бумажные. Работало все это довольно хреново, но кое-какие фотки тогда из похода привезти удалось, но уже на следующий год мы решили не мучиться, и тупо взяли с собой несколько больших упаковок обыкновенных батареек. Батарейки оказались самым лучшим и очевидным решением. Я потом постоянно думал, почему же я раньше не пришел к такому простому способу питания электроники в походе. Батарейки и стоят не очень дорого, и весят мало, места не занимают, можно сказать, вообще, а энергию дают гораздо лучше всяких мелких солнечных панелек.

На переднем плане солнечная панель в гермомешке, там же и батарейный блок с аккумуляторами АА, которые заряжались очень плохо. Оказалось, что тот же объем и вес батареек - это гораздо выгоднее и надежнее
На переднем плане солнечная панель в гермомешке, там же и батарейный блок с аккумуляторами АА, которые заряжались очень плохо. Оказалось, что тот же объем и вес батареек - это гораздо выгоднее и надежнее

Это я все к чему? В походе, если он не длится дольше 2-3 месяцев, и если вы идете налегке, все что нужно можно запитать этими самыми батарейками. Для навигации и в пешем, и в водном походе в карту не обязательно пялиться постоянно, на самом деле она нужна лишь изредка, и любое навигационное устройство тоже будет включаться лишь изредка. По поводу надежности могу сказать, что мой навигатор «Гармин», который у меня когда-то был, сломался насмерть только тогда, когда я его забыл отключить от бортовой сети мотоцикла во время ремонта генератора. Правда, тогда заодно у меня сгорела еще и половина лампочек. Ну и, в конце концов, если говорить про смартфоны, то их всегда можно взять с собой хоть пару, хоть тройку - почти у всех есть старые смартфоны, которые нормально работают, просто устарели. Заряжать их можно от какого-нибудь зарядного устройства, работающего на батарейках. А если уж идти не на долго, то можно и вообще воспользоваться пауэр-банками.

Опять картинка из далекого прошлого. И, конечно, опять решение головоломки с бумажными картами
Опять картинка из далекого прошлого. И, конечно, опять решение головоломки с бумажными картами

Короче говоря. Я всецело на стороне электронной картографии. Я попробовал и бумажные карты и электронные устройства в самых разных видах, и могу совершенно определенно заявить, что все россказни о большей надежности бумаги идут лишь от нежелания разбираться с электроникой и менять совою сложившуюся систему. На самом-то деле электроника гораздо удобнее и легко поддается мультиплицированию ради абсолютной надежности.