Тут в одном чатике телеграма, в котором я люблю просто посидеть и пообщаться, возник спор на вечную тему, касательно навигационного обеспечения в походе: бумага VS электроника. Я, разумеется, был на стороне электронных средств, но есть, оказывается, на свете еще люди, и что самое удивительное — из молодежи, которые считают, что бумажные карты лучше. Я не знаю, кто в итоге кого заборет в исторической перспективе, слон или кит, но я лишь могу сказать, что сейчас я всецело на стороне электроники, хотя когда-то начинал именно с бумажных карт, и тогда еще был уверен в том, что ничего надежнее и удобнее них в природе не существует. А сейчас я расскажу, как же я докатился до такой жизни.
Да, когда только мы начали путешествовать, то я печатал карты Генштаба на струйном принтере, ламинировал их, и пользовался этим с большим удовольствием. Правда, дело было где-то в 2007 году, когда не было еще ни дешевых надежных смартфонов, ни столь же дешевых туристических навигаторов, которые могли бы показывать на экране не координаты, а кастомную карту. В ту пору бумажным картам по сути не было никакой альтернативы, я всегда таскал с собой свернутую в трубочку специальную планшетку, и мог привязаться к местности при помощи компаса и собственных глаз.
Бывало, что собственные навыки навигации меня подводили; бывало даже такое, что мы, например, теряли единственный компас, и потом определяли стороны света по стрелочным часам и солнцу. Правда, тут я должен уточнить, что занимались мы всегда исключительно водным туризмом, а значит привязка для нас всегда была очень легкой — часто не требовалось знать даже точного направления на север, и было достаточно просто солнца, внимательного наблюдения, и не менее внимательного сличения наблюдаемой картины с собственно картой. Временами это приводило нас к разным ошибкам и курьезам, и когда я описывал потом эти приключения, то кое-кто в комментариях писал мне, что, мол, «купи уже, наконец, нормальный навигатор!»
Я от таких призывов отмахивался, так как я, во-первых, просто люблю все делать по-своему и отмахиваться от советов, и, во-вторых, у нас просто не было денег на туристский навигатор (это и по сей день недешевое удовольствие), а КПК (карманные компьютеры на Windows CE) и смартфоны тогда тоже стоили бешеных денег, большинство не имело встроенных GPS-приемников, да и большими аккумуляторами они все не обладали. Но время шло, прогресс не стоял на месте.
Впервые я допустил для себя использование электронного навигационного устройства, а именно, какого-то простейшего смартфона с GPSом только когда мы пересели на катамаран. На катамаране все-таки уже был мотор со встроенным в него генератором. Что тут сказать? Это просто оказалось очень удобным, так как смартфончик постоянно находился в прозрачном гермомешочке, и когда надо подключался к зарядному устройству. Однако, с электропитанием у меня всегда возникали какие-то проблемы. В тот раз, и в последующий, и даже еще в нескольких походах в будущем, у меня вечно что-то ломалось. И всегда при себе я имел кипу бумажных карт, но даже при таких раскладах я продолжал пользоваться смартфоном, а потом и планшетом. В общем-то несмотря на все проблемы с питанием, электронное устройство всегда можно было включить ненадолго, сориентироваться, и выключить опять. Бумажные же карты начали выполнять роль чего-то просто обзорного, что можно было изучить вечером в палатке для планирования нашего ближайшего будущего.
Ну а сейчас на яхте у меня уже нет никаких проблем с электричеством; несколько смартфонов теперь выполняют роль запасных аварийных навигаторов, либо берутся с собой на пешие выходы. А функции бортовой навигации взял на себя полноценный компьютер х64. Однако, споры не утихают по сей день. Например, пару лет назад мы познакомились с одним опытным арктическим яхтсменом, который на 100% является приверженцем бумажных карт. Всюду он носит с собой огромный рулон бумажных листов, уже неплохо так поломанных и засаленных от времени, а потом с гордостью что-то по ним измеряет и планирует будущие переходы.
Я согласен, что выглядит это очень круто, но работать с бумажными картами не очень удобно. Тот самый яхтсмен говорил мне, потрясая своим рулоном метровой длины, что, мол, «в этих ваших компьютерах всякая фигня, а настоящие карты — вот!» Я, же с этим не соглашался и отвечал, что в компьютере, двух планшетах и четырех телефонах у меня есть помимо векторных карт еще и набор из нескольких разновидностей растровых, в том числе и сканы вот этих вот карт ГУНИО. Что даже в случае каких-либо технических проблем у меня все мультиплицировано, и вся коллекция материалов помещается у меня в кармане. Кстати, аварии у нас случались: однажды в результате очень жесткой посадки на мель мы потеряли свой главный навигационный компьютер, но добрались до цели при помощи все тех же планшетов и смартфонов. В общем, аргумент по поводу «настоящести» бумажных карт тут не подходит, как мне кажется.
Гораздо более весом аргумент о необходимости электропитания. Мол, у бумажных карт аккумулятор не сядет. Да, электричество нужно, но его нужно не так и много. Вообще, мы еще в 2008 году начали экспериментировать с солнечными панелями, и тогда панелька служила для зарядки аккумуляторов (элементы АА) для фотоаппарата. Карты в то время у нас были только бумажные. Работало все это довольно хреново, но кое-какие фотки тогда из похода привезти удалось, но уже на следующий год мы решили не мучиться, и тупо взяли с собой несколько больших упаковок обыкновенных батареек. Батарейки оказались самым лучшим и очевидным решением. Я потом постоянно думал, почему же я раньше не пришел к такому простому способу питания электроники в походе. Батарейки и стоят не очень дорого, и весят мало, места не занимают, можно сказать, вообще, а энергию дают гораздо лучше всяких мелких солнечных панелек.
Это я все к чему? В походе, если он не длится дольше 2-3 месяцев, и если вы идете налегке, все что нужно можно запитать этими самыми батарейками. Для навигации и в пешем, и в водном походе в карту не обязательно пялиться постоянно, на самом деле она нужна лишь изредка, и любое навигационное устройство тоже будет включаться лишь изредка. По поводу надежности могу сказать, что мой навигатор «Гармин», который у меня когда-то был, сломался насмерть только тогда, когда я его забыл отключить от бортовой сети мотоцикла во время ремонта генератора. Правда, тогда заодно у меня сгорела еще и половина лампочек. Ну и, в конце концов, если говорить про смартфоны, то их всегда можно взять с собой хоть пару, хоть тройку - почти у всех есть старые смартфоны, которые нормально работают, просто устарели. Заряжать их можно от какого-нибудь зарядного устройства, работающего на батарейках. А если уж идти не на долго, то можно и вообще воспользоваться пауэр-банками.
Короче говоря. Я всецело на стороне электронной картографии. Я попробовал и бумажные карты и электронные устройства в самых разных видах, и могу совершенно определенно заявить, что все россказни о большей надежности бумаги идут лишь от нежелания разбираться с электроникой и менять совою сложившуюся систему. На самом-то деле электроника гораздо удобнее и легко поддается мультиплицированию ради абсолютной надежности.