Случайно ли двум разным героиням "Великолепного века" подобрали почти одинаковые имена? Если Михримах - личность вполне историческая и действительно когда-то давно ходила ножками по грешной земле, то Михриниса исторического прототипа не имеет. И весь её образ - фантазия сценариста на свободную тему.
Имя Михримах переводится как "солнце и луна" (по сериальной легенде, султаншу так назвала бабушка-валиде, увидев с балкона противостояние небесных светил и впечатлившись зрелищем). Михриниса в переводе - "солнечная госпожа". От кого его получила пиратская дочь, можно только догадываться. Догадка номер один: от отца родного, морского волка Барбароссы.
У обеих барышень, как видим, имена солнышком согреты. И это неспроста. Посмею предположить, что в сериале Михринису специально так назвали, чтобы создать из неё своеобразного антипода Михримах. Очень обобщённого антипода, но тем не менее.
В судьбах и характерах "солнечных" двух девочек "Великолепного века" есть ряд пересечений, и их нельзя не заметить:
- обе - "принцессы". Одна - дочь повелителя Османской империи, вторая - дочь повелителя морей;
- обе - "папины дочки". И Михримах - залюбленный до невозможности ребёнок у Сулеймана, и Михриниса у Хызыра Хайретдина. Ещё один момент, у своих отцов наши красавицы - единственные девочки на фоне множества сыновей. С оговоркой, что у Михримах впоследствии всё же появилась сестра - Разие (хоть и прожила недолго), а братьев Михринисы никто никогда живьём не видел - возможно, они существовали лишь в её фантазиях;
- обе с детства привыкли, что их самый ничтожный каприз должен исполняться по щелчку пальцев;
- обе склонны переоценивать собственные интеллектуальные способности. При этом Михримах тешит себя иллюзиями, что она - "вся в мать", а Михриниса на каждом углу трубит о своих исключительных генах по отцовской линии;
- обеих время от времени тянет на подвиги. Михримах - неуловимая похитительница печатей, Михриниса - королева смешанных боёв без правил;
- обе с большими амбициями. Михриниса питала надежды, что с её помощью Мустафа гарантированно займёт трон, а Михримах воображала себя путеводной звездой для Баязида. Однако и та, и другая потерпели провал.
В сюжете сериала у этих персонажей почти нет общих линий. Они и не встречались толком. Если не считать момента, когда в разгар траура по шехзаде Джихангиру и Мустафе Михриниса вместе с Махидевран приезжает во дворец и устраивает душераздирающее представление на глазах у Хюррем и Михримах. Других ситуаций, где два "солнышка" сходились вместе, не могу припомнить.
Общих линий у них нет, но общий объект любви есть, и это Мустафа. Султанша питает к нему нежные сестринские чувства, а пиратская "принцесса" - матримониальные.
Обе "Михри" для Мустафы оказались роковыми женщинами и "темными лошадками", поскольку каждая внесла свою лепту в его приближение к казни. Михримах украла у брата печать, которая потом была использована для афёры с поддельным письмом. Михриниса навязала шехзаде никах, и это мероприятие было проведено в строжайшей тайне, дабы "не испортить" Мустафе его престолонаследного будущего. Но всё равно испортила.
Любопытно скрытое противопоставление Михримах и Михринисы в срезе их отношений с мужьями: султанша, выданная замуж совершенно не по любви, и морская волчица, сама себе выбравшая мужчину.
Михримах, по сериальной трактовке, настолько "объелась" Рустемом, что созрела для преступления и "заказала" мужа Атмадже. Михриниса изображена, как безупречная жена и мать: потеряв супруга и сына, она сводит счеты с жизнью. В этом смысле героини - антиподы.
А вы, дорогие читатели, не пробовали их сравнивать?