Почему в Петербурге так притягивают дворики, сады и парадные? Как только узнаёшь о новом месте, непременно хочется лично зайти и проверить. Вы не замечали за собой такого желания коллекционировать дворики? Даже не знаю как это объяснить. Может потому, что они все разные и у каждого своя история.
Главное здесь, я думаю, это история, потому-что не все из них такие уж красивые, есть и заброшенные, но узнав детали архитектуры и историю обитателей, непременно хочется там побывать.
А ещё, видимо, тем, что это возможность "нырнуть" из шумных городских джунглей в небольшой оазис тишины.
Вот так и с двориком Сен-Жермен. Давящий и не очень приятный для прогулок Литейный проспект, а тут арка у дома 46 и ты как в другой реальности.
История дворика Сен-Жермен
Дворик относится к доходному дому архитектора Александра Пеля, коорый в 1859 году выкупил его в личное пользование и полностью реконструировал. До этого дом имел совершенно другой вид. Предполагают, что первым владельцем был сподвижник Петра I граф фон Миних.
В 1905 году дом перешёл в собственность Фёдора фон Крузе и претерпел ещё одну серьёзную реконструкцию. А примерно в 1910 году новый собственник, нефтепромышленник Павел Гукасов, нанял архитектора Александра Хренова, который и придал дому и дворику окончательный вид, который мы и наблюдаем сейчас.
Почему у дворика культовый статус
Место это богемное хоть и мрачноватое.
Сюда любили приходить Николай Гумилёв и Анна Ахматова, жившие неподалёку. Есть предположение, что в саду выступал Фёдор Шаляпин. А в начале 20-го века писатель Максим Горький приходил к своей возлюбленной Марии Андреевой, жившей здесь в коммунальной квартире.
Эпохи менялись, а творческая элита по прежнему любила это место. В 60-70х во дворике Сен-Жермен снова собираются поэты и писатели, среди них Иосиф Бродский и Сергей Довлатов.
Часто здесь собирались музыкальные тусовки с участием Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова и Константина Кинчева.
Откуда такое название - "Сен-Жермен"
У дворика было несколько названий "Пале-Рояль", "Бельведер", "Булонский лес" и все они на французский манер. Всё из-за схожести с французскими садами.
Во всяком случае так казалось его обитателям в советское время, когда и закрепились эти названия.
Последнее название, которое окончательно закрепилось на двориком - "Сен-Жермен", приписывают Борису Гребенщикову. Иногда это место называют просто двором или садом дома Пеля.
Фонтан и элементы архитектуры
При входе обратите внимание на красивый трехарочный вход во двор. Такая "Арка Главного штаба" в миниатюре.
В центре двора небольшой сад с цветниками и скамейками. Раньше тут росли ивы. Сейчас сад несколько запущен, фасады выглядят мрачновато.
Центральным элементом сада является фонтан с девушкой несущей кувшин, из которого струится вода. Появился он в период 1905 по 1910 год. Затем пришёл в нерабочее состояние и восстановлен только в 2019 году.
Окружают сад несколько потрёпанные фасады зданий с отделкой "под Италию".
На фасадах можно увидеть три горельефа с головой Минервы в шлеме в стиле эпохи Возрождения, маски сатиров и латинские надписи.
Ограда дворика выполнена в стиле решетки Летнего сада.
Обратите внимание также на фонарный столб с механической тягой, один из первых фонарных столбов Петербурга, как утверждают местные жители.
И ещё одна местная легенда дворика Сен-Жермен про современный лифт, несколько подпортивший исторический вид двора. Говорят, что это постарался один депутат для своей старенькой мамы.
Как попасть во дворик
Вход во дворик Сен-Жермен через арку дома 46 по Литейному проспекту.
Двор закрыт. Но так как место популярное среди туристов, оттуда постоянно кто-то выходит и можно таким образом зайти.
В целом дворик интересен своей загадочностью и культовой историей. Любителям фасадов также есть что посмотреть. Лавочки и фонтан хоть и располагают к отдыху, но мне обстановка показалась мрачноватой.
Посещение дворика Сен-Жармен вряд ли займёт у вас много времени, поэтому рекомендую заодно посетить сад у Фонтанного дома, где находится музей Анны Ахматовой (Шереметьевский сад). Через дорогу по адресу Литейный 53. Там часто проходят открытые выставки.