Найти в Дзене
Татьяна Корчма

Сетевого маркетинга в России не существует, почему продажу товаров так называют и обещают несбыточное

Оглавление

Вопрос из разряда "вечных", а я знаю реальную статистику и расскажу вам.

Картинка с сайта www.Pixabay.com
Картинка с сайта www.Pixabay.com

Сетевого маркетинга в России нет. Юридически

Вы удивлены? А ведь это факт: все компании-члены Ассоциации прямых продаж как и компании, не входящие в АПП РФ, при регистрации в качестве видов деятельности и в отчётах для статистики не имеют кодов ОКВЭД, в которых было бы словосочетание "сетевой маркетинг" или "многоуровневый маркетинг". Почему? Потому что нет в России такого вида деятельности. У компаний, занимающихся продажей товаров, коды ОКВЭД по оптовой и розничной торговле, у страховых и юридических компаний - коды по этим видам услуг.

К слову, разница между оптовой и розничной торговлей в том, что опт - это товары для последующей перепродажи, а розница - товары для личного потребления покупателя. Независимо от объёма покупок. Купили, например, набор косметики лично для себя - это розничная торговля, а если купили для перепродажи соседке - оптовая.

И статистики по сетевому маркетингу в Росстате России нет. Сколько продают в магазинах, на вещевых и продуктовых рынках, ярмаках и выставках, в ларьках, через почту и интернет - это известно. Структура розничной торговли не является загадкой.

По данным Росстата России, в 2018-м году в розничной торговле: крупный бизнес - 47,6%, средний бизнес - 2,2%, малый бизнес - 13,7%, ИП - 21,5%, продажи на рынках и ярмарках - 5,6%, микропредприятия - 9,4%.
Торговлю в России вели 4214,7 тысяч юридических лиц и 4017,6 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Торговлей официально занимались 13,7 миллионов человек (безработных продавцов было 547 тысяч человек).
В розницу было продано товаров на 31579,4 миллиардов рублей.
Источник: Росстат России, сайт www.rosstat.gov.ru

В России есть прямые продажи как вид деятельности

Если нет кодов ОКВЭД на сетевой или многоуровневый маркетинг, то какие есть? С 2017 года для тех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые покупают товары у оптовых компаний для последующей продажи своим клиентам, имеется код ОКВЭД 47.99.1 "Деятельность по осуществлению прямых продаж или продаж торговыми агентами".

Судя по тому, что в 2017-2018 гг. в отчётах Росстата нет данных по такому виду продаж, он пока не является значительным.

В бухгалтерской отчётности, которую компании сдают в налоговую и статистическую службы, нет отдельной строки с указанием того, сколько денег они выплатили в виде вознаграждений своим партнёрам, чтобы те обеспечили им высокий уровень продаж товаров.

К слову, один из противников МЛМ и прямых продаж в #Яндекс.Кью посетовал, что не видит в рейтингах журнала Forbes никого из сетевиков. Действительно, там можно найти только владельцев компаний и иногда топ-менеджеров, но не тех, кто продаёт их товары и "строит сеть" - слишком разный у них уровень доходов и имущества. Те, кто заработал себе места наверху иерархии "сети" (в компании "Mary Kay" их называют Национальными Директорами по продажам), имеют высокий уровень доходов по меркам России (некоторые из них - и Европы), но это не уровень доходов топ-менеджеров госкорпораций и членов правительства, скромнее.

Сколько новичков в МЛМ получат высшие позиции

Владею информацией по компании "Mary Kay", однако не сомневаюсь, что и в других компаниях прямых продаж и МЛМ, продающих востребованные у потребителей товары, ситуация схожая. Если знаете больше, пожалуйста, поделитесь в комментариях.

Могу сделать предположение, что в компании "Мэри Кэй" за 58 лет её работы Национальными Директорами стал один человек из пяти тысяч тех, кто подписал с компанией договор и стал консультантом. Этот статус получило меньше одной тысячи человек - вот и считайте - много или мало? Помогу)

Во-первых, правила по повторному началу карьеры в компании "Мэри Кэй" в разных регионах отличаются. Если консультант не делал заказов косметики в течение 12 месяцев подряд, то он терминируется и договор с ним расторгается. При желании, можно восстановить прежний договор или заключить новый - в этом отличие. В каких-то странах одного и того же человека посчитают как разных консультантов (по номерам договоров), а в других - регистрация останется единственной. Поэтому из нескольких миллионов консультантов есть те, кто несколько раз начинал карьеру.

Во-вторых, так называемый технический балласт - пусть Вас не коробит такой термин - он не о живых людях, а о недобросовестном методе - оформить в качестве консультантов "ксерокопии" - воспользоваться личными данными людей, которые не будут сами покупать товары компании. Кто-то из них даже не догадывается, что стал консультантом и делает заказы. Это нарушение встречается во всех подобных компаниях - кто-то хочет получать более высокое вознаграждение и поступает нечестно.

В-третьих, большинство новичков прекращает сотрудничество с компанией в течение первого года или даже после первого заказа. По разным причинам.

В-четвёртых, многие новички не готовы получать отказы и пугаются трудностей, а потому слишком быстро отказываются от карьеры. Правда, если они смогли оценить высокое качество и результаты использования косметики, то будут делать заказы для себя, не продавая и не создавая команду.

В-пятых, для многих статус консультанта или Директора является оптимальным по затратам ресурсов и получаемым выгодам и они даже не рассматривают вариант высоких достижений и статусов.

Для кого реально в иерархии и доходах стать 1 из 5000?

Как и в любой сфере деятельности, в компаниях прямых продаж и МЛМ всегда есть шанс занять высокое положение, если обладать необходимыми качествами и опытом. Почти всегда нужно затратить на это время и приложить усилия. Не бояться трудностей. Быть источником энтузиазма для себя и других людей. Иметь чувство юмора. Уметь общаться и не поддаваться негативному воздействию, не срываться и не впадать в отчаяние.

Те пять пунктов, которые я перечислила выше, показывают, что серьёзных соперников в соревновании за высокое место в иерархии у новичков, принявших такое решение, очень мало. По сути, это соревнование с самим собой и проверка себя на прочность.

У новичка шансов стать Национальным Директором больше, чем у уборщицы стать директором супермаркета. Почему? Потому что в компании "Мэри Кэй" на любом уровне - общение с людьми и красивые тюбики/баночки 😉 А это куда как приятнее и перспективное, чем общение со шваброй и ведром с грязной водой. Или нет?..

Пожалуйста, напишите, что вы об этом думаете?

15 сентября 2021 г., @korchma_t