Я думаю, никто не будет спорить, что команда Haas в сезоне 2021 года - это худшая команда в пелотоне. Отсутствие обновлений, слабенький мотор и два гонщика-новичка, неумолимо стремящихся доказать, кто же лучший из худших - так себе комбинация. Но все же в современной Формуле-1 сложно представить, что треть команд-участников приезжают к финишу с отставанием в 3-4 круга от лидера, а еще треть сходит по техническим причинам. Хотя 30 лет назад все проходило ровно по такому сценарию. Тогда же и появилась команда Andrea Moda, о которой и будет идти речь в данной статье.
Немного истории
Хотя и очень краткая, история команды Andrea Moda началась еще в 1990-х, правда под другим названием. Coloni - итальянская команда, основанная Энцо Колони, выступавшая в Формуле-1 с 1987 по 1991 год.
Откровенно говоря, выступление команды Coloni в "королеве автоспорта" было не столь уж успешным. Они квалифицировались лишь на 14 из 82 Гран-при, в которых принимали участие. В итоге команда была выставлена на продажу.
Не лучшее начало
И вот на сцену выходит наш персонаж, итальянский дизайнер обуви Андреа Сассетти. Сассетти сделал свое состояние на... ну, никто точно не знает, как именно он заработал эти деньги. Некоторые говорят, что получил их по наследству, некоторые - выиграл в покер, другие утверждают, что эти деньги были заработаны на нелегальных сделках, связанных с мафией.
Но в любом случае Сассетти купил команду, переименовал ее, и повез свою новоприобретенную франшизу прямиком в ЮАР, на первый Гран-при сезона 1992 года.
Привезя старое шасси Coloni (с которым, как мы знаем, было не все так хорошо), команда была исключена из соревнования из-за того, что не внесла депозит в 100000 долларов, установленный дня новых команд. Сассетти попытался возразить, что команда не нова, поскольку по сути это была команда Coloni, несмотря на то, что она была переименована в Andrea Moda, с новыми автомобилями (вроде) и новым владельцем.
К следующему Гран-при Мексики команда должна была приехать более подготовленной, после трехнедельного перерыва с этапа в ЮАР. Увы, машины не были готовы.
Пилоты команды Алекс Каффи и Энрико Бертаджа раскритиковали команду за неподготовленность. Сассетти, будучи импульсивным итальянцем, послал своих пилотов куда подальше и нанял новых.
Долго запрягали, да так и не поехали
Новоприбывшими пилотами были Роберто Морено и Перри Маккарти.
Роберто Морено был известен своей быстротой, но ему не повезло оказаться в худшей машине на стартовой решетке.
Перри Маккарти был не особо быстрым и не особо успешным в юниорских сериях, но получил свою известность за свою роль Стига в программе Top Gear на BBC, и за роль в махинациях, с которыми столкнется команда Andrea Moda чуть позже.
Можно догадаться, что следующий раунд в Бразилии мало чем отличался от предыдущих двух. Морено не смог квалифицироваться, что само по себе было уже плохо, но Маккарти пошел дальше, не имея возможности участвовать вообще. Видите ли, у него не было суперлицензии, что вообще-то очень важно для участия в гонке. В конце концов он получит суперлицензию на следующий Гран-при Испании, но посидеть в машине ему удастся только на пит-лейне, пока его кокпит заливает дождевой водой.
В это же время Энрико Бертаджа вернулся к Сассетти с кучей денег. Андреа любил деньги и поэтому любил Энрико. Сессетти больше не нуждался в услугах Маккарти и сказал тому уйти, но только для того, чтобы FIA сказала Сассети: "Нет, ты не можешь этого сделать, приятель". Конечно, это рассердило Андреа. В следующих гонках он начнет задвигать Маккарти, что, в конечном итоге, приведет к краху команды.
Если есть место, где вы можете квалифицироваться на ведре, то это на улицах Монако. Наконец, Морено удалось квалифицировать свой S921. Первый Гран-при для команды Andrea Moda или, по крайней мере, первый, где им удалось погоняться хоть чуть-чуть. Морено стартовал в Гран-при, но на 11-м круге его двигатель Judd V10 взорвался. Маккарти не смог квалифицироваться, так как команда не смогла сделать для него подходящее сиденье, поэтому на круге беднягу швыряло по кокпиту. И все, что будет происходить с этой командой дальше будет похоже на одну большую шутку.
Например, на следующем этапе в Канаде, команда не досчиталась одного важного компонента для машины. Двигателя. Они "позаимствовали" двигатель у Brabham, но все еще не смогли квалифицировать машину. К этому моменту команда смогла квалифицироваться только на один Гран-при, имела множество проблем с машиной и теряла спонсоров быстрее, чем изнашиваются покрышки у Льюиса Хэмилтона (по словам самого Льюиса Хэмилтона).
Куда уж хуже
Но для Андреа все стало еще хуже.
Французы, будучи французами, в знак протеста установили блокаду грузовиков в 1992 году. Это означало, что передвижение по Франции, было слегка затруднено. Но все грузовики команд прибыли на трассу. Все, кроме... Да. Это означало, что ни один болид Andrea Moda даже не получил DNPQ (не прошел предварительную квалификацию). Вместо этого они получили DNA (Did Not Attend или Не присутствовал).
На Гран-при Великобритании Сассетти захотелось "пошутить" над Маккарти, отправив его на сухую трассу с дождевыми шинами. Хотя для Андреа это было уморительно, FIA это не на шутку рассердило.
К настоящему моменту FIA дала понять команде: "Либо вы управляете машиной Маккарти нормально, либо вскоре окажетесь в центре занятости". Решив не обращать внимание на требования FIA, команда отправилась на Гран-при Бельгии, где снова обе машины не прошли квалификацию. Хотя это было не самое худшее, что произошло в эти выходные. Жандармы арестовали мистера Сассетти в паддоке в связи с тем, как утверждалось, что он подделал документы.
А теперь представьте. Обе машины загружены в грузовик еще до гонки, так как не смогли пройти квалификацию, в то время как владелец команды арестован за подделку документов.
В конце концов, FIA было достаточно и они отстранили команду до конца сезона Формулы 1 1992 года. Они все же попытались приехать в Монцу, но им сказали, чтобы они забирали свою экипировку и проваливали.
Несчастливый конец
Официальная причина отстранения звучала так:
"Неспособность управлять командой в манере, совместимой со стандартами чемпионата и причинение ущерба репутации чемпионата".
На этом история команды Andrea Moda заканчивается.
Не уверен, что они хотели, чтобы их запомнили как худшую команду за всю историю Формулы 1, но тот факт, что вспоминают их именно в этом контексте, отрицать нельзя.
#формула 1 #гонки #автоспорт #formula 1 #мазепин #haas #шумахер